Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные основы этики средств массовой информации




1. Информационные предпосылки социокультурного функционирования этики: этический аспект соотношения знания и информации («дилемма Фауста»)

2. Понятие информационного средства: этико-философские параметры.

3. Предмет и структура медиаэтики. Соотношение медиаэтики и информационной этики (инфоэтики)

4. Информационные добродетели журналистской этики: а) добродетель ограничения (упущения) информации; б) добродетель задержки информации; в) добродетель участия в событиях; г) добродетель опровержения.

5. Проблемные ситуации и дилеммы информационной этики (инфоэтики).

6. Этические принципы Интернета.

1. Информационные предпосылки социокультурного функционирования этики:

этический аспект соотношения знания и информации («дилемма Фауста»)

Одним из условий социокультурного функционирования морали и этики является их вовлеченность в информационный процесс, их место в информационном потоке и формы взаимосвязи с источниками и средствами информации. Особенно большое значение имеют средства информации, ибо они способен оказывать самое существенное влияние на структуру морального сознания и характер применения моральных норм и принципов. Существует большое различие в восприятии и усвоении моральных норм в зависимости от того, передаются ли они и преподносятся через живую проповедь, через чтение литературы, через театр, кино, телевидение или Интернет. В этом отношении традиционная этика, следуя сократовской идее добродетели, основывалась на таком источнике информации как знание. Добродетель понималась как знание не только в рационально-психологическом смысле этого слова, но и в его культурно-информационном значении. Это значит, что нравственное поведение строилось на основе социокультурных фактов, будь то обычаи, мифы, религиозные и философские учения, преподносимые как устно, так и письменно.

Этика современного общества основывается на информации, имеющей принципиально иную природу. Что же представляет собой современный тип информации, каковы его источники и механизмы, как он соотносится с традиционным знанием, и какое влияние оказывает на моральное сознание человека и общества в целом?

Современный тип информации характеризуется, прежде всего, тем, что он функционирует в обществе с помощью определенных технических средств, что он связан с медийными носителями. Существует определенная тенденция, отражающая качественные изменения в развитии медийных средств:

а) улучшение способности к накоплению;

б) усиление воздействия на широкие слои населения и общественность;

в) увеличение скорости распространения и передачи;

г) усиление интенсивности восприятия;

д) улучшения функций управления, в особенности посредством интерактивных технологий и обратной связи;

е) повышение потенциала связывания /См.: Этика СМИ. М., 2003/.

Это накладывает существенный отпечаток на восприятие моральных фактов в структуре познавательных способностей человека. Особенностью такого восприятия становится то, что передаваемое сообщение приобретает для получателя характер новости, т.е. путём информационного процесса оно воздействует на знания получателя. Вопрос в том, какой потенциал изменений оно имеет по отношению к личностному статусу знаний.

Значение информации заключено не в самой информации, а в её применении, интерпретации и соответствующей локализации. Только посредством этой локализации информация становится частью знания. Это означает, что отдельная информация является только набором данных, которые могут стать знанием исключительно посредством их функционального связывания или локализации в упорядоченной сфере информации. При этом данная сфера ни в коем случае не может быть закрытой. Информационный космос является постоянно расширяющимся и в значительной мере неупорядоченным морем данных. Знание, напротив, является упорядоченной сферой оцениваемой информации, которая зависит от ситуации. Неоцененные или заново оцениваемые данные являются предметом исследования, а те, которые невозможно оценить, приносятся в жертву отбору. В конечном счёте, информирует только тот, кто производит отбор.

Таким образом, главной особенностью знания является то, что оно основано на определенной организации и иерархии информации, что придает ему особую жизненную ценность и значимость. В этом смысле знание есть оцененная в соответствии со значением информация. Можно иметь много информации, но так ничего и не понимать. Это имеет само непосредственное отношение к моральным фактам, ибо поток моральной информации, воспринимаемый вне контекста оценки и значения, приобретает либо морально нейтральный, либо морально негативный (аморальный) характер.

Между количеством информации и возможностью её перерастания в знание не существует прямой зависимости. Из-за возрастающего проникновения информации в жизненный мир человека, нельзя сделать заключение об увеличении его личных знаний. Состояние данных и возможность доступа к знаниям могут увеличиться, однако это, как правило, не влияет на повышение индивидуального уровня знания. Существует закономерность, свидетельствующая, что, не смотря на постоянный рост информации, количество решений, основанных на определенных фактах, остается постоянным. Это означает, что емкость и потенциал человеческого знания пребывают неизменными и ограниченными. Мы стали знать не больше, чем прошлые поколения. Иллюзия расширения круга нашего знания объясняется тем, что мы имеем просто больший выбор знаний за счет технического усовершенствования медийных носителей информации. В этом смысле становится более понятной мысль Б.Рассела, утверждающего, что со времен Аристотеля наши знания в области этики не возросли и увеличились /См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С 202/. Информационный этический хаос (информация, лишенная значения и ценности) ничего не добавляет к нашему истинному знанию по этике, но только делает его релятивистским и прагматическим. Более того, на примерах современной дискуссии о клонировании, эвтаназии и т.п. становится парадоксально очевидной позитивность аргументов, направленных на ограничение человеческого уровня знаний. «Дилемма Фауста», усматривающая в неконтролируемом росте и бессмысленной жажде знаний симптомы его бесчеловечности, безнравственности и бесполезности («Что нужно нам – того не знаем мы, / Что знаем мы – того для нас не надо») /Гете И.-В. Фауст: Трагедия. Часть первая. Сцена вторая (Пер. Н.А. Холодковского)/, становится реальностью в условиях современного информационного общества.

 

2. Понятие информационного средства: этико-философские параметры

 

Что представляет собой информационное средство и каковы его этико-философские характеристики? Этимологически понятие информационного средства восходит к латинскому слову medium, что означает буквально «находиться в середине», «средний». Это указывает на его функцию осуществлять посредничество, быть передатчиком и носителем информации и в частности транслировать нравственные ценности. Вместе с тем это говорит также о технической организации информационного средства.

Организация информационных средств никогда не может считаться законченной. В своем развитии она каждый раз стремится ликвидировать недостатки существующих информационных средств, а также собственной организации. Так письменность преодолела временную и локальную привязанность речи, электронные средства - относительную инертность и недостаточную накопительную способность печатных средств; визуальные средства - недостаточность абстрактности письма и т.д. Все это оказывало непосредственное воздействие на культуру нравственного общения и способы функционирования нравственных ценностей и периодически приводило к информационным кризисам и перестройкам морали.

В чём же выражается особенность информационного средства, прежде всего, в плане его влияния на моральное сознание человека?

1) Информационное средство нельзя рационально разделить по его идеальному и материальному составу.

Информационное средство не может существовать без своего материального носителя, точно также как его не существует и без формального, т.е. идеального компонента. Эта его особенность вполне соответствует сущности «материальной этики ценностей», развитой в трудах Макса Шелера и Николая Гартмана, и представляющей собой синтез идеальности нравственного закона и материальности целей и благ.

2) Оно должно трансцендировать пространственную и временную связанность непосредственного опыта.

Информационное средство устраняет непосредственное телесное присутствие и открывает новые реальности, которые мы не можем достичь из-за нашей собственной пространственной и временной ограниченности. К ним относятся в частности представления об иных культурах, с которыми мы не можем встретиться непосредственно, а также представления о прошедших эпохах. Без медийного трансцендирования не было бы практически никакой передачи из поколения в поколение исторических и культурно-научных традиций. И, прежде всего, была бы невозможна трансляция нравственного опыта.

3) Оно должно создавать новые формы общественного присутствия.

С одной стороны, информационное средство устраняет пространство и время непосредственного телесного присутствия, однако, с другой - создает место и время для новых форм коллективного присутствия и собрания лиц в медийно обусловленном месте. Так театр с самого начала оказывается местом совместного восприятия и переживания людей, которые вне данного пространства могут быть не связаны какими-либо социальными отношениями или нравственными обязательствами.

4 ) Оно создает определенный тип дистанции к представленному предмету.

Несмотря на то, что основной задачей информационного средства является преодоление пространственно-временной ограниченности, оно одновременно создает новый вид дистанции к изображаемому предмету, который предстает перед нами не сам по себе, а в форме проекции или перспективы. Даже самое лучшее информационное средство не способно дать сам предмет. Следовательно, информационное средство является не только инстанцией передачи и представления, но и инстанцией дистанцирования. Материальный состав информационного средства как бы отстраняет нас от предмета и задает его идеальную перспективу. В какой-то степени это соответствует специфике морального сознания, ценностное содержание которого является идеальной проекцией материальных механизмов поведения.

5) Оно создает особый тип близости.

Медийная близость определяется расширением пространственно-временных границ и увеличением скорости передачи. Однако это порождает серьезную проблему. Современные информационные средства сводят жизненный опыт к отношениям близости и одновременности, что приводят к утрате чувства перспективы и способности к дальнодействию. Там, где все одинаково близко, для ориентирования необходимо искусственно воссоздавать горизонт и иллюзию дальности, что открывает возможности манипулирования моральным сознанием и поведением человека.

Оценивая в целом особенности информационного средства необходимо в заключении указать на характер его конкретного влияния на этику и моральное сознание в современном мире. Современные медийные средства (телевидение, Интернет и др.) оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. Как показал Г.Андерс в своём исследовании о влиянии аудиовизуальных средств на поведение человека, эффект трансформации возникает в силу следующих причин:

- онтологической двусмысленности телевизионного изображения (эффект фантома);

- рассеянности восприятия (индивидуум как дивизум);

- возникновения обывательской ограниченности;

- утраты пропорций;

- отношению к новости как к решению;

- прививки лжи;

- восприятия мира как матрицы (шаблонизация опыта);

- превращение телевизионной передачи в товар /См.: Этика СМИ. С. 130/.

Согласно исследованиям специалистов в области медиаэтики (П.Верилио, М.Зандботе, В.Флуссер и др.) постоянное воздействие на сознание видео- и инфографических изображений может привести:

а) к потере непосредственности в отношении к миру. Чем больше человек пребывает в искусственном, виртуальном мире, тем больше он теряет непосредственную связь с миром реальным, а, следовательно, у него атрофируются обязанности по отношению к ближнему;

б) к потере чувственности в восприятии мира. Этические последствия этой потери связаны с обесцениванием телесности мира, что приводит к утрате чувства индивидуальности во всем многообразии ее психически- телесных реакций (страдания, радости, удовольствия, боли и т.п.);

в) к потере социализации. Изображения воспринимаются как эстетичные формы, в силу чего утрачивается моральная мотивация поведения. Анимационный характер изображений лишает их содержание каких-либо социальных реалий. Все это в конечном итоге грозит полной потерей моральной ответственности индивида.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.