Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Досоциологические представления об обществе




Для социологии понятие «общество» есть понятие предельно широкое и первокурснику предстоит большая работа по его освоению, а пока подчеркнем во вводной лекции следующее. Понятие «общество» означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность малых и больших групп людей. Термин «общественный» противоположен термину «природный». Синонимом термина «общественный» часто рассматривают термин «социальный». Последним обозначают особое, со своими «социологическими загадками», понятие в социологии, имеющее прямое отношение к названию самой науки. Надо вспомнить латинский глагол associare (присоединять), известное в русском языке «иностранное» слово ассоциация, и, конечно, обратить внимание на повторение корня в этих словах. Он свидетельствует о том качестве жизни людей, которое находит выражение в постоянном соединении, объединении людей, осуществлении ими совместных действий.

Тема 7. Особенности социологической традиции в России.

Тема 5. Досоциологические представления об обществе.

Тема 2. Объект и предмет социологии.

Тула 2009

 


Лекционный курс рассчитан на студентов-первокурсников и имеет целью дать первичное представление о содержании социологической науки, об особенностях ее становления. В лекциях характеризуются объект и предмет социологии, специфика и структура социологического знания, истоки возникновения социологии, социологическая традиция России.

 

Рекомендовано научно-методической комиссией кафедры для использования в учебном процессе.

 

 

Тема 1. Назначение учебного курса «Введение в социологию»

(4 часа)

1. Цель, задачи и структура учебного курса «Введение в социологию».

2. Социология как часть обществознания. Основные исследовательские подходы к изучению общества в социологии.

3. Когда возникла социология и какая методология ее отличает.

4. Как первокурснику начинать изучение социологии?

1. Основная цель данного учебного курса заключается в том, чтобы дать студентам первичное представление о содержании социологической науки, способствовать формированию профессионального интереса к ней. Названная цель конкретизируется в следующих задачах: заложить основы научного восприятия теоретических и методологических проблем социологии; показать специфику возникновения и институционализации социологии; ввести в круг важнейших понятий современной социологии; познакомить первокурсников с научной литературой по социологии; раскрыть значения творческой деятельности выдающихся ученых-социологов как отечественных, так и зарубежных.

Обозначенные во вводной лекции (тема 1) цели и задачи реализуются в рамках учебной работы первого семестра по следующей структуре.

Раздел 1. Научный статус социологии

Тема 3. Специфика социологического знания

Тема 4. Структура социологического знания.

Раздел 2. У истоков социологии

Тема 6. Непосредственные предшественники социологии.

Раздел 3. Судьбы отечественной социологии

Тема 8. Российская социология в 1990-2000-е. гг.

По всем темам проводятся лекции. Важнейшей частью изучения студентами дисциплины «Введение в социологию» является подготовка контрольно-курсовой работы по отдельно предлагаемой тематике.

 

2. Социология входит в комплекс общественных (социальных) наук, изучая общество вместе с социальной философией, экономической наукой, политической теорией, правоведением, культурологией.

Понятие «общество» в своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение, ассоциацию. Социальные общности, как правило, создаются на основе совместного бытия людей, связанных общими взглядами, культурой, языком или происхождением.

Общество изначально сосуществовало с природой, сосуществует с ней и сейчас, использует разнообразные природные факторы, ресурсы и условия, но развивается общество на собственной основе. Характер объединения людей и их групп в единое целое, в саморазвивающуюся систему обусловлен социальными законами. На развитие этой системы оказывает влияние такой фактор, которого нет и не может быть в природе. Речь идет о субъективном факторе – воле, интересе и сознательной деятельности отдельных людей и социальных групп. Природный фактор может стимулировать или тормозить развитие общества. Можно обратиться к географическому направлению в социологии и к такому исследованию: Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи [Текст] /Л.И. Мечников. – М.: АО «Издат. группа «Прогресс»: Пангея, 1995.

Обществом обозначают различные формы коллективности и сообщества людей. К системе, именуемой обществом, относится все, что отсутствует в природе. Обществом характеризуют организационные формы совместной, коллективной жизнедеятельности людей.

Понятие «общество» необходимо отличать от понятий «народ», «нация», «государство», «население», «страна». Например, страна – социально-территориальное явление, характеризующееся устойчивыми связями между населением, которое проживает на одной территории, обладает суверенитетом, развитой социальной структурой.

В социологии есть два основных исследовательских подхода к изучению общества. Социоцентрический (исходит из приоритета целого над индивидом; таким целым являются общество, группа; здесь речь идет о методологической основе социоцентризма; если базироваться на ней, то поведение индивидов есть производное от социальной структуры) и человекоцентрический, или гуманистический (исходит из приоритета индивида над целым; если базироваться на такой методологической основе, то общество есть производное от осмысленных социальных действий индивидов).

Такие разные методологические основы определяют и различные научные языки описания и понимания социальной реальности, а также различные типы эмпирических исследований: количественные и качественные.

В русле социоцентрической ориентации используются традиционные количественные исследования, направленные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. Такие исследования надежны в стабильных обществах, когда действуют долговременные и устойчивые тенденции. В переломные, нестабильные периоды нужны другие методы, способные уловить только-только формирующиеся тенденции и явления. Здесь более эффективными будут качественные методы (гибкие, мягкие). В соответствии с человекоцентрической, гуманистической методологией они ориентированы на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Названные два типа методов нельзя противопоставлять друг другу, их полезно комбинировать или использовать параллельно, особенно при крупномасштабных исследованиях.

Обозначенные методологические основы – социоцентрическая и человекоцентрическая – по-своему проявляют взгляд социологии на общество, отличая ее от других социальных наук.

3. В качестве самостоятельной науки социология сформировалась относительно недавно, хотя ее истоки надо искать в древней философии. Мыслители античности, средневековья, Возрождения, Просвещения предложили разнообразные теоретические модели устройства общества и места человека в нем, свои схемы общественного развития. Но возникновение социологии в ее современном виде было связано с ориентацией на новый тип научности, характерный для естествознания первой четверти Х1Х века. О. Конт (1798 – 1857) явился первым, кому удалось соединить идею общества как общежительности, совместной жизнедеятельности людей с новым стандартом научности, представленным тогдашним естествознание6м. О. Конт ввел термин «социология» в 1839 году, в 47-й лекции «курса позитивной философии» (том 4) для обозначения принципиально новой науки об обществе, которую еще предстояло создать. Ученый предложил свою знаменитую классификацию наук, пометив в ней социологию в одном ряду с естественными науками, рассматривая социологию как завершение этой системы, как «вершину» всех наук.

О. Конт видел особенности новой науки об обществе в следующем. Во-первых, эта наука должна быть построена по типу естественных наук и, следовательно, в отличие от умозрительной, спекулятивной философии, давать точное, «позитивное», общезначимое знание, открывать неизменные законы функционирования и развития общества, подобно законам И. Ньютона. Во-вторых, подобно естественным наукам, обеспечивающим господство человека над природой, социология должна обеспечить господство человека над обществом.

Методологическая позиция О. Конта, именовавшаяся позитивизмом, на долгие десятилетия стала доминирующей в социологии. Она видела идеал научности в естествознании. Общество рассматривалось по аналогии с природным объектом, функционирующим по «неотвратимым» объективным законам.

Исследуя очень сложную реальность, социологи Х1Х века искали эвристические аналогии в тех областях знания, которые в то время были лучше разработаны (биология, механика). Отсюда и характерные черты позитивизма: натурализм, органицизм, эволюционизм. На рубеже Х1Х-ХХ веков в социологии формируется альтернативное направление - антипозитивизм и на его основе понимающая социология. Последняя исходит из того, что общество и природа принципиально отличны, так как в обществе действуют люди, ориентирующие свои действия на определенные ценности и цели. Общество формируется индивидами в их взаимодействии, поэтому общество не исследуется методами естествознания. Социология должна достигать понимания социальных явлений за счет смысла, вкладываемого людьми в социальные действия, а не заниматься поисками общих законов. Таким образом, антипозитивизм представил принципиально иную методологию.

В свете вышесказанного становится более ясно, почему в социологии существуют два основных подхода к изучению общества, использующих соответствующие типы эмпирических исследований. Социология возникла в первой половине Х1Х века на основе потребностей изучать динамично менявшееся западноевропейское общество и на основе научных возможностей естествознания. На рубеже Х1Х – ХХ веков формируется иная познавательная модель – антинатуралистическая, антипозитивистская. Развитие социологии в ХХ веке во многом определялось как противопоставлением, так и сочетанием соответствующих этим двум познавательным моделям методологических основ. Поэтому первокурсника ожидает сложная и напряженная работа по освоению теоретико-методологического багажа социологии. Дисциплина «Введение в социологию» призвана подготовить первокурсника к такой работе.

4. Постараемся ответить на вопрос о том, как же первокурснику начинать изучение социологии? Отметим значимость внимательной работы на лекционных занятиях, но главный акцент сделаем на внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Необходимо ознакомиться с каталогами областной универсальной научной библиотеки, научной библиотеки ТулГУ, районных библиотек. Надо позаботиться о создании домашней библиотеки по социологии, предусмотрев наличие в ней произведений классиков социологии Х1Х и ХХ веков, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, научных монографий. Очень важно, чтобы всегда под руками были словари: иностранных слов; социологический энциклопедический словарь; социологический словарь британского издательства «Пингвин» или иной социологический словарь; философский энциклопедический словарь, другие энциклопедические издания; разнообразные словари русского языка (толковый, орфографический, трудностей русского языка, синонимов и т.д.). Полезно в начале семестра прочитать такие книги: Асп, Э.К. Введение в социологию [Текст] / Э.К. Асп. – Спб.: Алетейя, 1998; Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива [Текст] / П.Л. Бергер. – М.: Аспект Пресс, 1996; Монсон, П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию [Текст] / П. Монсон // Социс. – 1996. - № 3, 5; Сорокин, П.А. Социология № 1 [Текст] / П.А. Сорокин // Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992; Сорокин, П.А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет [Текст] / П.А. Сорокин. – М.: Наука, 1994. Знакомство с этими изданиями поможет первокурснику получить представление о том, что есть современная социология, как в социологии сосуществуют классика и современность, чем эта наука полезна обществу, зачем следует ее изучать, а тем более осваивать как профессию.

Итак, обозначив во вводной лекции цель, задачи и структуру данной дисциплины, показав некоторые особенности социологии как одной из наук обществознания, перейдем к рассмотрению тем первого раздела лекционного курса. Охарактеризуем научный статус социологии.

 

Литература

Асп, Э.К. Введение в социологию [Текст] / Э.К. Асп. – Спб.: Алетейя, 1998.

Григорьев, С.И. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов [Текст] / С.И. Григорьев. – М.: Магистр, 1999.

Комаров, М.С. Социология: Учебное пособие для вузов [Текст] / М.С. Комаров. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник [Текст] / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2007.

Осипова, Н.Г. Профессия – социолог: учебное пособие [Текст] / Н.Г. Осипова. – М.: КДУ, 2009.

Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник [Текст] / Под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с.

Фролов, С.С. Социология: Учебник для вузов [Текст] / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004.

Ядов, В.А. Размышления о предмете социологии [Текст] / В.А. Ядов // Социс. – 1990. - № 2.

 

Тема 2. Объект и предмет социологии (4 часа)

1. Объект социологии.

2. Основные подходы к определению предмета социологии в мировой социологии.

3. Определение предмета социологии в отечественной науке.

4. Содержание предметных зон социологии.

5. Социология и другие социально-гуманитарные науки:

а) социология и философия;

б) социология и история;

в) социология и экономическая наука;

г) социология и психология.

1. Обычно социология воспринимается как наука об обществе, но это недостаточный для специалиста подход к определению объекта. Существует проблема разграничения объекта и предмета социологии. Объект в любой науке – это та реальность, на которую направлено внимание, исследование ученых. Предмет – это часть, сторона объекта, позволяющая изучать весь объект. Предмет является более узким понятием, чем объект.

Можно обратиться к мнению Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Это русско-американский ученый, выдающийся социолог двадцатого века. По словам Сорокина, нужно выделять "особую точку зрения" на изучаемый ряд явлений, эта точка зрения отлична от других наук. Предмет обособляет одну науку от другой. По Сорокину социология изучает "явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой". Объект и предмет социологии, как в любой науке, не отделены друг от друга, и более того связаны между собой. Предмет "вырастает" из объекта, составляя его часть, это совокупность содержательных узловых проблем. Отложим пока рассуждения о предмете и сосредоточимся на объекте. Не проясняет ситуации то, что объектом социологии является общество. Общество – это объект изучения целого ряда других социально-гуманитарных наук (политологии, правоведения, истории и др.). Что понимается под обществом, интересующим социологию? 1) Современное общество (актуальное). 2) Отчасти прошлое общество (необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современных реалий). Энтони Гидденс – современный британский социолог считает, что "прошлое – это зеркало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее ". Прошлое общество выступает объектом социологии в ограниченном виде. Но нельзя это отождествлять с исторической социологией (это отрасль социологического знания, для которого главной задачей является сравнительный анализ социальных процессов в различные исторические эпохи). 3) В определенной степени объектом социологии является будущее общество, гораздо в большей степени, чем прошлое. Одна из важнейших функций социологии (это, то чем она полезна для общества) – прогностическая, она существенно расширяет возможности познавательной функции (приращение знания). Прогнозы строятся на основе тщательного анализа современности. Один из приемов прогностики – это продолжение определенных тенденции в будущем.

Очень ограничен анализ тоталитарного общества из-за отсутствия информации. Тоталитарные режимы не заинтересованы в развитии научной социологии, в том, чтобы истинная картина процессов в обществе была оглашена. Такие страны как Германия, Италия и Россия имеют прерывную социологическую традицию. Объектом социологии тоталитарное общество не может быть.

Объектом социологии является гражданское общество.

Социология изучает не только реальное общество, не менее значимый ее объект – информация об обществе как своеобразная разновидность социальной реальности. Информация собирается с помощью самых различных методов из многообразных источников. Социальная информация делится на первичную и вторичную. Первичная информация – сведения об объектах социологического исследования, полученные прежде всего с помощью таких методов как опрос (устный или письменный), наблюдение, изучение документов (официальных или личных) и т.д. Эта информация первична, подлежит обработке, не может использоваться непосредственно. Результат обработки – вторичная информация. Она удобна и в научных, и в практических целях. Эта информация систематизирована и сжата.

Информация об обществе, его отдельных явлениях и процессах чаще используется в качестве объекта социологии, нежели сама реальность. Поскольку растет значение информации об обществе для социологии, то для социологов существует проблема доступности, надежности и достоверности информации. В чем особенность информации об обществе как объекта социологии? Определенная часть информации создается по заказу исследователя (заданность информации). Инициируется появление той или иной информации. Для эмпирической социологии первичная социологическая информация инициируется через опросы.

Основные информационные объекты социологии:

· демографический объект (исследуются процессы рождаемости, смертности и миграции населения);

· общностный объект (это информация о различных социальных общностях: социальных группах, слоях, организациях);

· психологический объект (исследуются совокупности установок и мотивов поведения людей);

· отношенческий объект (сведения о взаимодействии людей, социальных групп);

· культурологический объект (эта информация связана с поведением людей, определяемым нормами и ценностями конкретной культуры).

Многие социальные факты, изучаемые социологом, могут быть первично получены не им. Социальный факт – это фиксированный фрагмент социальной действительности.

Социологи могут черпать сведения из государственной и ведомственной статистики, различного рода отчетов, официальных документов, могут использовать информацию, которая содержится в периодических изданиях.

Итак, объектом социологии выступает сама социальная реальность и информация о ней.

2. Предмет социологии представляет собой совокупность центральных узловых проблем объекта социологии. Предмет не может пониматься как нечто постоянное, застывшее. Он изменяется на протяжении истории науки. Изменения в понимании предмета могут происходить двумя вариантами революционным (резким, радикальным) и эволюционным (плавным, постепенным).

Парадигма – модель, образец, пример. Применительно к социологии – это подход к постановке и решению проблемы или образец постановки и решения проблемы, признаваемый в научном сообществе и действующий относительно долгое время. Парадигмы в социологии меняются, их очень много (парадигмальные имена: О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Ф. Теннис и др.).

В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались и действуют две основные парадигмы: макросоциологическая и микросоциологическая. Эти парадигмы взаимосвязаны очень сложно и противоречиво. Макросоциология связана с изучением различных социальных институтов, структур, масштабных социальных процессов (вплоть до глобальных); макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм; человек не виден ("взгляд на общество с космической орбиты"). Микросоциология обращается к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий людей.

Существует два подхода в социологии: макротеория (теория структуры) и микротеория (теория действия).

Развитие мировой социологии шло по пути развертывания макро и микропарадигмы. В последней четверти двадцатого века начинается сближение этих парадигм, появляется стремление к их интеграции

3. В отечественной науке до конца 80-х годов XX века характерно было доминирование макросоциологии, потому что десятилетиями утверждался статус социологии как несамостоятельной науки в системе марксистско-ленинской философии. На рубеже 50-60-х годов XX века происходит оживление социологии. В 1969 году образовался ИКСИ (Институт конкретных социальных исследований). Дискуссии о социологии посвящались аргументации того, что социология не противоречит марксизму. Только с 80-х годов XX века начинается официальное признание самостоятельного статуса социологии.

В середине 90-х годов XX века, благодаря действиям международного фонда Сороса выходят российские учебники по социологии нового поколения, где по-иному решается вопрос о предмете социологии.

Важен акцент на изучение структуры общества, на социальные действия, взаимодействия. Интересный подход к определению социологии у Г.Е. Зборовского – "предметное поле социологии должно быть достаточно широким и нельзя ограничивать одной предметной зоной, надо выделять ядро и периферию". С.С. Фролов – "социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах". Отмечают также учебник Комарова М.С., а также других авторов. Рассмотрим более подробно позицию Г.Е. Зборовского, которую он аргументирует ссылкой на работу В.А. Ядова.

4. В качестве ядра предметного поля (См.: Ядов, В.А.Социальные исследования: методология, программы, методы [Текст] /. - Самара, 1995. - С.19-20) выступает социальная общность. Вслед за Ядовым будем понимать под общностью взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена совпадением их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данное общество. К социальным общностям относят все или почти все устойчивые формы социальной организации, а также самоорганизации (семья, профессиональные группы, этнические группы, территориальные общности). Источник самодвижения в социальной общности – столкновение интересов. Здесь соединяются макро- и микросоциологические подходы к изучению поведения людей, их взаимодействий, массовых социальных процессов. Понять личность можно через общность.

5. Начало периферии предметного поля социологии – социальное взаимодействие, складывающееся из социальных действий (совокупность социальных действий образует социальный процесс). Ядро и периферию нельзя противоставлять, так как периферия существенно расширяет предметное поле социологии, выражая его многоплановость и разнонаправленность. Познание процессов взаимодействия начинается с познания социального действия. По Веберу, социальное действие – это такая форма человеческого поведения, в которой субъекты ориентируются на смыслы, а также на ответную реакцию по отношению друг к другу. Два признака социального действия: 1) осмысленность; 2) ориентация на ответную реакцию другого.

Социальные действия эмпирически наблюдаемы. У действия есть цель и результат.

3) Социальные институты и организации – своеобразные "узлы", которые связывают социальные общности, действия, взаимодействия и процессы в единое системное целое. От функционирования этих структур зависит стабильность системы.

4) Социальная структура.

5) Общество.

Итак, социология – наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов и организаций, структур и систем. Это наука об осмысленных социальных действиях людей, их массовом поведении и социальных процессах, это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях изменения и функционирования этой системы.

6. А) социология и философия взаимосвязаны очень тесно, так как социальная мысль изначально развивалась внутри философии. Философия – богатейший фундамент для социологии. Социология – наука XIX века, с которым связано утверждение современного общества. Существует много общих имен и для философии, и для социальной мысли, из которой родилась социология: Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье. Эти имена принадлежат к предыстории социологии. Философия выступает как мировоззрение и средство духовной ориентации людей. Достоинство философии во всеобщности и универсальности анализа. В своем функциональном проявлении философия стремится к поиску глубинных истоков и принципиальных возможностей человеческого творчества. Опираясь на философию, социология исходит из универсальности и единства человечества, из приоритета общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов, рассматривает жизнь общества и личности как целостный процесс. В основе центральных категорий социологии (общество, социальная структура, процесс) заложены категории и принципы философии. Ряд положений социологии конкретизируют философские категории (социальная система, социальное неравенство).

Нельзя сводить социологию к социальной философии, исходя из близости категориальных структур. Нужно помнить, что "основные понятия макросоциологических теорий отличаются от философии" (статья Ядова). Для социологии, например, важно понятие личности как социального типа (совокупность социальных свойств). Отличие социологии от философии заключается в возможности соотношения понятий с эмпирически проверяемыми фактами. В силу своей известной умозрительности философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные, добытые эмпирическим путем. Нельзя считать, что социология – это философия, спроецированная на сегодняшнюю жизнь, хотя макросоциология очень тесно связана с философией. Макросоциологический уровень абстракции приближается к философскому. Например, теория социальных систем Т. Парсонса показывает высокий уровень абстракции.

Социология и философия – это две самостоятельные отрасли, они находятся в отношении взаимодействия, но не субординации (социология не подчиняется философии). Нельзя не видеть значение философской культуры в подготовке социолога. Взаимосвязь социологии и философии многообразна, потому что есть много направлений в философии. Социологу, как и любому ученому, необходимо выбирать мировоззренческую основу. Сегодня у российских социологов существует выбор, которого не было до конца 80-х годов XX века, поскольку существовала единая социально-философская доктрина. За отход от официальной позиции следовали отстранения от научной и преподавательской деятельности, от возможности публикации трудов ученого. Имея право выбора мировоззренческой позиции, социолог должен учиться пользоваться философским языком, культурой, знать историю философской мысли.

Б) История своим развитием на протяжении многих веков обеспечила возможность становления и развития ряда социальных наук, за счет накопления материала, предложив некоторые обобщения в своем ключе. История позволяет социологии видеть непрерывность социального развития, и в основе этой непрерывности – деятельность людей, которая в любой момент выступает как социальное действие, социальное взаимодействие; видеть преемственность развития – новое вырастает из старого, сохраняя в измененном виде старое; видеть повторяемость (типичность) в главном, основном – специфические ритмы функционирования общества.

В социологии очень много используется исторического материала (О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм). Так, Фердинанд Теннис проанализировал исторические типы социальности (община и общество), Эмиль Дюркгейм – типы общества (современное и архаическое), Макс Вебер – историю хозяйства.

Социология использует исторические данные для выявления общих типологических свойств социальных институтов (государство, семья). Но социология представляет более высокий уровень абстракции, чем история (история – идиографическая наука; социология – генерализирующая наука). История очень важна для социологии. Социология использует описания конкретных явлений, фактов, процессов, которые дает история, для выработки категорий своей науки, для проведения обобщений. Для истории социология также очень важна, так как социология концентрированно выражает сущность социальных явлений, это помогает работе историков.

В) Экономическая наука имеет дело с законами в сфере производства, общественного разделения труда, но главное – это взаимодействие людей по поводу собственности, обмена деятельностью, способов распределения материальных благ. Экономическая наука важна для целостного анализа социальных процессов, помогает исследовать конкретные проявления, очень тесно связана с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией.

В предметное поле социологии попадают экономические отношения, так как социология не может обходиться без понятий собственности, рынка и т.д. Для социологии это важно в плане понимания сущности социального в экономической сфере. Социология увязывает исследования экономической жизни с такими факторами, как политические, этнические, образовательные. Социология исследует прежде всего экономическое поведение. В последней трети XX века возникает отрасль социологии - экономическая социология. Руководствуясь линией М. Вебера, В.В. Радаев определяет, что экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Для него важно: 1) мотивация экономического действия выходит за пределы экономических целей на уровень широких социальных задач; 2) мотивы экономического действия – это продукт функционирования социальной общности, но не предпочтений человека.

Экономическая социология изучает предпринимателя, менеджера, наемного работника, деятельность которых рассматривается в рамках определенного общества, может также рассматриваться с точки зрения отдельных личностных типов. Но здесь уже социология вступает в связь с психологией.

Г) Особо значима для социологии связь и взаимосвязь с психологией. Рассматривая общество как объект, социология в тоже время постоянно обращается к личности, ее внутреннему миру.

Психология – наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности; наука, которая исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Но надо помнить, что в социальных взаимодействиях людей, всегда есть психический элемент. Помним, что за реальными социальными процессами, отношениями стоят мотивации, чувства, настроения людей, но нельзя социологию сводить к изучению внутрипсихического мира личности. Это неправильно, это узко, причем множество попыток подобного было в конце XIX-начале XX века в виде психологического редукционизма. В социологии редукционизм – упрощение, когда, например, система сводится к одной из частей.

На стыке социологии и психологии возникла новая наука – социальная психология. Это пограничная наука.

Социальная психология – это изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп. Если общая психология изучает психику отдельного человека как бы изнутри, то социальная психология изучает социальную обусловленность поведения людей. Социальная психология оперирует фактами межличностного поведения, это психологические факты. Социальная психология изучает тенденции поведения и межличностного взаимодействия. Социальная психология имеет уже дело с личностью как социальным типом. Очень сложна многоплановая связь социологии и психологии для обеих наук.

 

В конце лекции скажем, что социология связана не только с социально-гуманитарными науками, но и с другими, прежде всего с математикой. Нельзя проводить конкретные социологические исследования и обрабатывать их данные без использования математической статистики, вычислительной техники. Взаимосвязи наук всегда оказываются полезными для развития каждой из них.

Литература

Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов [Текст] /Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова., Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Комаров, М.С. Социология: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.М. Комаров. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник [Текст] / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2007.

Московичи, С. Машина, творящая богов [Текст] / С. Московичи. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Осипова, Н.Г. Профессия – социолог: учебное пособие [Текст] / Н.Г. Осипова. – М.: КДУ, 2009.

Радаев, В.В. Экономическая социология [Текст] / В.В. Радаев. – М.: Логос, 1997.

Фролов, С.С. Социология: Учебник для вузов [Текст] / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004.

Черных, А.И. История и социология – проблемы взаимодействия [Текст] / А.И. Черных // Социс. – 2000. - № 10.

Ядов, В.А. Размышления о предмете социологии [Текст] / В.А. Ядов // Социс. – 1990. - № 2.

Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

 

Тема 3. Специфика социологического знания (4 часа)

1. Природа и характер социологического знания.

2. Фактуальная основа социологического знания. Специфика социального факта.

3. Трактовки социального факта в классической и современной социологии.

1. Характеризуя социологию, подчеркнем: данная наука выступает как система знаний и как определенный способ мышления.

Социология позволяет анализировать общество и социальные процессы под самыми разными углами зрения. Например, Энтони Гидденс подчеркивает, что границы социологии предельно широки, простираясь от анализа столкновения пешеходов до исследования глобальных процессов. Проблема научной специфики социологии очень непростая и надо поставить как минимум два вопроса: 1) способно ли социологическое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию? 2) может ли социологическое знание давать такой же точный результат в отношении социальных процессов и явлений, какой дает естественнонаучное знание в отношении природных процессов и явлений. Ответ: и нет, и да.

Поскольку социологическое знание включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, использует не только логические доказательства, но и материал таких наук как математика, статистика, теория вероятности, то оно дает точный результат и может рассматриваться как разновидность строгого знания. Но социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, их общностями, деятельностью как материалом для получения данных; люди отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием, следовательно поведение людей изменяется постоянно, и нельзя говорить о совершенно точном и строгом социологическом анализе человеческого бытия подобно анализу природных процессов в естественных науках. Но тем не менее социологическое знание стремится к объективности.

Специфика социологического знания состоит в том, чтобы решать противоречия за счет совершенствования процедур сбора информации, взаимодополнения и комбинирования методов, недопущения абсолютизации полученных данных.

С помощью каких вопросов идет сбор информации? Существует четыре типа: 1) фактуальные – выяснение фактов; 2) сравнительные – возможность сопоставить похожие социальные факты в разных обществах; 3) развивающие – возможность связать настоящее с прошлым; 4) теоретические – необходимо выявить причинно-следственные связи.

Все эти типы связаны и требуют анализа.

Специфика социологического знания заключается в возможности обнаружить расхождения между целями, которые ставит индивид, и последствиями. Результаты бывают явные и неявные (латентные). Такое подразделение результатов деятельности индивида, группы, общности ввел американский социолог Роберт Кинг Мертон.

Социологическое знание расширяет представление социологов о последствиях поведения людей и влияния этих последствий на всю социальную жизнь.

Важно указать еще один аспект специфики знания в социологии – развитие социологического воображения (сам термин и идея принадлежат Ч. Р. Миллсу). Суть его состоит в том, что исследователь должен уметь отвлекаться, абстрагироваться от рутины повседневной жизни, взглянуть на нее заново другими глазами, увидев в ней то, что не дано обыденному сознанию. Красноречивый пример социологического воображения дает Э. Гидденс в своем учебнике, рассматривая «социологически» самый простой и обычный на первый взгляд пример - употребление кофе (Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 2005.- С. 34-35.)

Завершая работу по названному вопросу лекции, подчеркнем, что без развития социологического воображения и мышления специалиста в области социологии нельзя говорить о его профессиональной культуре.

2. Социологическое знание базируется на фактуальной основе. Факт – невымышленное событие. Социальный факт – 1) это единичное значимое событие, типичное для социальной жизни; 2) это событие, описанное в четких понятиях.

В самом общем виде социальный факт понимается как явление или ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие, результат определенной деятельности. В.А. Ядов рассматривает социальные факты в двух смыслах: 1) онтологический; 2) логико-гносеологический. В первом смысле факты – любые, не зависящие от исследователя состояния деятельности, свершившиеся события, а в логико-гносеологическом смысле социальный факт представляет обоснованное знание, полученное путем описания отдельных фрагментов реальной социальной действительности. Это элементарные компоненты системы знания.

Обоснованность и достоверность социологического знания во многом зависит от характера фактуальной основы. Проблема валидности социологического знания является одной из важнейших для социологии. Валидность знания связана с качеством измерения.

3. Социальный факт как база социологического знания волновал социологов с самого начала возникновения этой науки. Эта исходная категория методологии социологии введена О. Контом. Для него - позитивное (научное) – отказ от умозрительных заключений, непроверенных знаний, это результат эмпирических исследований, в частности, наблюдения. Для О. Конта наблюдение социальных фактов представляло метод, дающий позитивное социальное знание. Основной вклад в разработку категории социального факта внес Э. Дюркгейм. Под социальным фактом он понимал особую социальную реальность, которая обладает двумя признаками: существует независимо от индивида, действует принудительно по отношению к индивиду. Совокупность социальных фактов определяет поведение индивидов, заставляя совершать социальные поступки. Это коллективное сознание, правила и нормы действий. В трактовке Э. Дюркгейма социальный факт уже не пассивный объект наблюдения, а реальность (материальная или духовная), которая как бы заставляет человека действовать. Нужно отметить, что Э. Дюркгейм первым из классиков XIX – начала ХХ вв. создал специальную работу по анализу методологических проблем социологии (Правила социологического метода, 1895г.).

Социальный факт в антипозитивистской трактовке можно показать на примере интерпретативных парадигм в социологии. Так, феноменологи считают, что традиционный подход уводит от анализа повседневной реальности. Задача феноменологической социологии – восстановить эту связь, поскольку единственным источником нашего знания является мир повседневной жизни – жизненный мир. Феноменологи считают, что надо изучать в качестве социального факта отдельные действия и ситуации в отличие от типичных фактов, которые изучают позитивисты и неопозитивисты. С точки зрения феноменологов, жизненный мир являет собой сферу непосредственно переживаемого людьми опыта. Знание о нем и есть знание о повседневной жизни. Оно складывается из знания ряда отдельных событий, случаев, социальных взаимодействий. Они и представляют собой социальные факты.

Итак, рассмотрев вопросы лекции о специфике социологического знания как знания о социальной реальности, получаемого с помощью научных процедур и подтверждаемого, проверяемого, в следующей лекции необходимо раскрыть структуру современного социологического знания.

 

Литература

Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 2005.

Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм // Тексты по истории социологии ХIХ – ХХ вв. Хрестоматия.- М.: Наука, 1994.

Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст] / С.А. Кравченко.- М.: Экзамен, 2007.

Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение [Текст] / Ч.Р. Миллс.- М.: NOTA BENE, 2001.

Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках [Текст] / А. Шюц // Американская социологическая мысль: Тексты.- М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996.

Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов.- Самара.: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

 

Тема 4. Структура социологического знания (4 часа)

1. Значение метасоциологии.

2. Отраслевая структура социологического знания.

3. Уровневая структура социологического знания: общая характеристика уровневой разновидности структуры социологического знания; трехуровневая структура; двухуровневая структура.

4. Ступени социологического знания.

5. Функции социологии:

А) теоретическая функция социологии;

Б) практическая функция социологии;

В) прогностическая функция социологии;

Г) дискуссионные функции социологии.

1. Прежде всего надо выделить метасоциологию. Она имеет объектом социологическое знание, ее отделяют от онтологического знания, объектом которой является сама социальная реальность, и от гносеологического знания как знания о способах получения социологического знания. Любая метатеория – это та теория, которая анализирует структуру, методы, свойства другой теории, имеющей свою предметную область. Метасоциология – социология социологии. Она призвана раскрыть все многообразие социологии как науки и предполагает анализ концепций, теорий, методов и предметных зон. Одним из основных принципов структурирования социологического знания является определение соотношения теорий общих и частных, а также выводов теоретического характера, достигаемых в результате эмпирических исследований.

2. Отраслевая структура социологического знания утвердилась в ХХ в., когда своего развития достигла эмпирическая социология, а от теоретической социологии стали отпочковываться отдельные отрасли социологического знания. Их появление и непрерывный рост доказывало, что социологи научились все глубже проникать в изучение отдельных социальных сфер, процессов, явлений, видов совместной деятельности людей. Количество отраслевых социологий уже исчисляется десятками и есть проблема их систематизации. Отрасли социологии можно, например, сгруппировать так: 1) отрасли, которые изучают основные формы и виды человеческой деятельности (социология труда, социология досуга, социология быта); 2) отрасли, которые возникли на стыке социологии и других дисциплин (социология права, экономическая социология, социология религии, социология культуры); 3) отрасли, которые характеризуют социальную структуру общества, а также ее элементы и взаимодействия между элементами (социология города, социология села, социология предпринимательства); 4) отрасли, где преобладает институциональный подход (социология управления, социология организаций, социология семьи, социология образования, социология науки, социология религии); 5) отрасли, которые изучают отклоняющееся (девиантное) поведение (социология девиантного поведения, социология преступности).

Основания этой классификации отраслевого знания: специфика предметных зон и природа возникновения. Могут быть предложены и другие варианты классификации отраслей социологического знания.

3. а) Уровневая структура – одна из очень важных разновидностей структуры социологического знания. Представления об уровнях социологического знания менялись, так как корректировались трактовки предмета социологии, методы и принципы изучения общества и его частей. Обратимся к О. Конту: в его времена социология представляла собой общетеоретическое знание, в качестве главных линий анализа общества как социального организма выделялись социальная статика и динамика. Говоря современным языком, это была макросоциология. Но в ХХ веке, в течение 20-40-х гг., акцент переместился с плоскости теоретических построений в плоскость анализа локальных, конкретных явлений. Усиливалась ориентация на эмпирическое изучение изолированных сторон жизнедеятельности социальных групп, не учитывалась часто связь с процессами на макроуровне. Активно использовались социально-психологические и социологические методы. До середины ХХ века было четкое разделение двух традиций мировой социологии: американской и европейской. В американской социологии была своя макросоциологическая составляющая: работы П. А. Сорокина и Т. Парсонса. Но все-таки лицо американской социологии представляла прагматическая ориентация на решение конкретных проблем. Работы выполнялись на микросоциологическом уровне. Социология в США развивалась как поведенческая наука. Европейская социологическая традиция еще с ХIХ в. тяготела к социально-философским построениям и в силу этого была ориентирована скорее предметно, нежели проблемно. Эта традиция была связана преимущественно с развитием макросоциологического уровня.

б) Начиная с 60-х годов ХХ века в социологии делаются активные попытки соединения макро- и микроуровней. Преодолению социологической дихотомии послужила созданная Робертом Мертоном концепция теории среднего ранга (теории среднего радиуса действия, или теории среднего уровня - ТСУ). Согласно этой концепции есть три уровня социологического знания: 1) широкие социологические теории; 2) теории среднего ранга; 3) малые рабочие гипотезы. По Мертону, теории среднего ранга – это мосты между соседними уровнями. Он считал, что теории высшего уровня слишком абстрактны, а малые рабочие гипотезы - второстепенны. Для Мертона исходной категорией анализа в теориях среднего уровня является социальная группа, так как именно через нее осуществляется связь между индивидом и обществом. В 60-70-е гг. ХХ в. наиболее разработанной считалась трехуровневая концепция социологического знания. Все три уровня связаны между собой, переход от одного уровня к другому раскрывает перед социологом новые возможности. Наибольшая значимость придается переходу от общетеоретического уровня к операциональному уровню.

в) Двухуровневая структура социологического знания имеет разновидности по трем основаниям: 1) широта охвата изучаемых явлений (макросоциологический и микросоциологический уровень); 2) степень обобщения изучаемого материала (соотношение эмпирического и теоретического уровней); 3) ориентация социологии на тот или иной конкретный результат (фундаментальный и прикладной уровни).

Макросоциологический уровень изучает цивилизацию в целом, реальные виды обществ в современном мире, их взаимодействие. Этот уровень не требует детального рассмотрения конкретных проблем в обществах. В рамках этого уровня действуют общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, сравнение, обобщение. Здесь возможен отрыв от реальных жизненных обстоятельств, превращение теоретических конструкций в умозрительные схемы. Микросоциологический уровень изучает межличностные отношения, используются эмпирические методы получения знания. Этот уровень сопряжен с изучением локальных процессов, а это может вести к отрыву от рассмотрения их в широком социальном контексте, вне связи с макроуровневыми процессами.

Теоретическое и эмпирическое – это научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Теоретическое исследование – это не непосредственное отражение действительности, а ее логическая конструкция, которая построена методом идеализации. Эмпирическое исследование – это исследование, опирающееся на эксперимент, направлено непосредственно на объект исследования. В науке в целом не существует чисто эмпирического и теоретического уровней знаний, поскольку эмпирический уровень должен включаться в контекст теоретических объяснений, а теоретический уровень не может не опираться на факты, получаемые эмпирическим путем. Теоретическая и эмпирическая социологии представляют две познавательные формы.

Фундаментальное исследование – это исследование, имеющее целью преимущественно развитие научных теорий и основополагающих принципов. Прикладное исследование – это то исследование, которое направлено на решение практических проблем, выведение эмпирически обоснованных рекомендаций.

Структура социологического знания связана четко с уровнями структуры и организации общества. Нужно получать знания об обществе как системе социальных институтов и организаций; об основных сферах жизни общества; о социальных общностях; нужен анализ конкретных жизненных ситуаций. Такие уровни организации общества обусловливают дифференциацию социологического знания. Уровни социологического знания не тождественны, хотя пересекаются. Макросоциологический уровень знания по характеру является теоретическим, и, как правило, редко включает в орбиту своего анализа материалы эмпирического знания. Вместе с тем, микросоциологический уровень знания нельзя назвать только эмпирическим, так как он регулярно связан с теоретическим осмыслением полученных данных.

4. Уровневая структура социологического знания недостаточна, она статична, нужно выделять его ступени. Этот динамический подход должен показать последовательный переход социологического знания от одной ступени к другой. Ступени социологического знания можно обозначить следующим образом.

· Знание об обществе в целом – представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни (социальное действие, связь, взаимодействие). Сформировав такое «всеохватное» представление, можно идти дальше.

· Обогащение представления об обществе вширь, по сферам (экономическая, социальная, политическая, духовная). В каждой сфере своя область действия определенных видов социальных отношений.

· Познание социальной структуры общества через многообразие социальных общностей или групп, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Познание общества идет вглубь.

· Познание социальной структуры общества через систему социальных институтов и социальных организаций.

· Социологическое знание личности, так как без этого нельзя осмыслить общество как социальное целое.

Такая ступенчатая структура условна. Можно расслаивать социологическое знание через исследования социальной эволюции и революции, конфликтов и компромиссов. Проникновение вглубь на каждой ступени сопряжено с исследованием поведения людей, социология – поведенческая наука. Нужно исследовать не только поведение людей, но и их отношения к проблемам жизни. Социологическое знание предполагает изучение общества в единстве объективного и субъективного подходов.

5. Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью, что проявляется в следующем:

1. Социология возникла и конституировалась как ответ на практические запросы общества;

2. Социология напрямую связана с жизнью общества в том отношении, что она совершенствуется и развивается в соответствии с развитием общества;

3. Связь социологии и жизни общества проявляется в непосредственном воздействии всего ее теоретического, методологического и методического комплекса на общество через функции.

В современной социологической литературе, включая учебную, существуют разные мнения относительно функций социологии. Общепринятого взгляда ни на количество функций, ни на их систему нет, но в целом признается выполнение социологией следующих основных функций: теоретической, практической, прогностической.

А) Теоретическая функция – одна из важнейших функций социологии. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Социология исследует социальные явления с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а так же анализу функционирования социальных институтов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие богатый эмпирический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. На каждом из этих уровней процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследования заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических взглядов. Те исходные методологические идеи, которые социолог закладывает в своем исследовательском проекте, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание.

Иными словами, теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями, создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и явления.

Вместе с тем прирост нового знания достигается в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.

Б) Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает практическая функция социологии.

Практическая функция – атрибутивная, одна из наиболее важных, сущностных функций социологии. Она составляет основное содержание смыслообразующего мотива социологии как науки.

Практическое значение науки с развитием общества постоянно возрастало, и сегодня оно является определяющим. Практическое значение социологии, прежде всего, реализуется в осуществлении ее прикладной функции.

В западной традиции прикладная наука делится на социальную инженерию и клиническую социологию. Если для западной науки характерны выше перечисленные направления, то для России характерно социальное планирование.

Таким образом, сущность практической функции состоит в том, что социология способна найти разумные решения конкретных общественных проблем «здесь» и «сейчас». Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.

В настоящее время остро встал вопрос о более эффективном участии социологии в решении актуальных социальных проблем обновления общества. В этой связи нуждается в осмыслении реальный опыт организации и проведения социологических исследований, которые в большинстве своем складываются под влиянием потребностей практики.

Прежде всего, необходимо назвать исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем экономической и политической жизни. Большое развитие получил анализ политических процессов, деятельности средств массовой информации. Широко известен опыт центров по изучению общественного мнения, деятельность которых связана не только с выполнением научно-исследовательских задач, но и с решением прикладных задач общественного развития. Здесь следует отметить, что в общественном сознании деятельность многих организаций, которые, главным образом, занимаются изучением общественного мнения и маркетингом, сложилось неверное представление о социологе как о поллстере (поллстер – работник службы общественного мнения. Фигура поллстера получила широкую известность в американской жизни, благодаря назойливым опросам общественного мнения по различным темам). Один из новейших взглядов на профессию социолога заключается в том, что социолог – это собиратель статистических данных о человеческом поведении, который по существу является подручным ЭВМ. Он выходит в «поле» с опросником, опрашивает людей в соответствии с выборкой, потом заносит данные в компьютер. Само собой разумеется, для таких занятий ему нужен приличный штат сотрудников и очень солидное финансирование. Причем подразумевается, что результаты громадных усилий смехотворны: скрупулезно, по крупицам выясняется то, что и так уже известно другим[1]. Важно то, что сами по себе статистические данные социологи не делают. Они становятся социологией только тогда, когда получают социологическую интерпретацию и соотносятся со специальной системой координат социологической теории. Голые проценты и даже коэффициенты корреляции не составляют социологии. Это не значит, что они бесполезны для социологического познания. Они могут служить материалом для социологической интерпретации. Цифры для социолога имеют смысл только тогда в рамках более широких теоретических обобщений[2]. И вот, имея данные социологических исследований, социологическую интерпретацию этих данных социолог может помочь в решении актуальных общественных проблем. Например, все большее место в России занимают вопросы национальных и межнациональных конфликтов, этническая напряженность стимулировала деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса. Их данные активно используются в решении проблем малых народов, определении пределов и границ национальных суверенитетов.

Но, пожалуй, центральное место отводится путям перехода к рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Перед социологами труда, специалистами по индустриальной социологии встали принципиально новые вопросы: наличие многообразия форм собственности, в том числе частной, начало функционирования совместных предприятий и т. д.

В) Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Прогностическая функция – общенаучная, в ней реализуется природное человеческое желание заглянуть в будущее.

Сущность этой функции заключается в выработке социальных прогнозов, предвидении тех или иных изменений, предсказании наступления различного рода событий. Эту функцию можно описать при помощи трех общенаучных терминов: прогноз, предвидение, предсказание.

Социологические прогнозы могут касаться самых различных сторон жизни общества.

Прогнозы могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

В социологических прогнозах особенно нуждается социальное планирование. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Особенно важно иметь социологический прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна:

1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а так же долговременные последствия и т. д.

Г) Некоторые исследователи выделяют в качестве одной из функций социологии идеологическую. Они аргументируют это тем, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог нередко входит в ту или иную политическую партию и занимает определенное социально-классовое положение. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивает интересы не только той социальной группы, к которой он принадлежит, но интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

В этом плане можно согласиться с мнением В.А. Ядова Он говорит о том, что наука, в том числе общественная, призвана отражать объективную истину, используя обновляющийся аппарат знания о своем предмете. Идеология выполняет другую функцию: выражает социальный интерес определенных общественных сил. Идеологическое сознание, во-первых, центрировано на выражении коренных социальных интересов и, во-вторых, представляет их как систему взглядов, касающихся целей достижения некоторого социального идеала и средств, которые должны (или могут) быть для этого использованы.

Идеология, опирающаяся на объективное научное знание, заслуживает положения реалистической. В противном случае она иллюзорна. Но наука, опирающаяся на идеологию, утрачивает право называться наукой, превращается в наукообразную апологетику социального интереса[3].

Социология может также способствовать и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства солидарности, что, в конце концов, обусловливает совершенствование общественных интересов, - это гуманистическая функция социологии.

Таким образом, в лекции рассмотрены функции социологии, которые определяют связь социологии с жизнью общества, ее значение и практическую направленность.

 

Литература

Бергер, П.Л. Приглашение в социологию [Текст] / П.Л. Бергер. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Давыдов, Ю. Н. Метатеоретические устои социологии ХIХ века [Текст] / Ю.Н. Давыдов // Социс. - 1998. - № 6.

Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии [Текст] / Н.И. Лапин // Социс. - 2002. - № 8.

Молевич, В. Ф. К вопросу о структуре социологического знания [Текст] / В.Ф. Молевич // Социс. - 1997. - № 6.

Общая социология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – М.: ИНФА-М, 2002.

Профессиональный кодекс социолога [Текст] //Социс. – 1988. - № 5.

Фролов, С. С. Социология: Учебник для вузов [Текст] / С.С. Фролов - М.: Гардарики, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.293 сек.