Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий для каждой специальности, которые разрабатываются в институтах и колледже совместно с учебным отделом академии на основе государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, примерных учебных планов по специальностям.

Учебный год для студентов очной формы обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно учебным планам.

Практика студентов проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм на основе договоров, заключенных институтомс этими организациями. Учебный процесс основывается на требованиях и положениях ФГОС ВПО, разработанных в соответствии с ними учебных планах Института по ООП ВПО и учебных программах изучения дисциплин.

Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Организация учебного процесса призвана обеспечивать:

· Современный научный уровень подготовки кадров, а также оптимальное соотношение времени теоретического и практического обучения.

· Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.

· Органическое единство процесса обучения и воспитания.

· Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники передового опыта деятельности трудовых коллективов, общественных объединений и организаций, в том числе других стран.

· Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления информации с новейшими достижениями в различных областях науки.

· Создание необходимых условий для творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, для успешного освоения студентами избранных ООП ВПО, программ учебных дисциплин и рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в Институте, являются ФГОС ВПО, учебные планы по ООП ВПО и программы учебных дисциплин.

Учебный план специальности (направления) разрабатывается на основе требований ФГОС ВПО, рекомендуемого Учебно-методическим объединением примерного (базового) учебного плана, обсуждается на Ученом совете и утверждается ректором Института.

Учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса. План учебного процесса содержит перечень учебных дисциплин, время, сроки и логическую последовательность их изучения, виды учебных занятий и практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.

При необходимости, в учебные планы по решению Ученого совета Института могут вноситься изменения, определяемые новыми нормативными актами Министерства образования и науки Российской федерации.

Учебная программа включена в учебно-методический комплекс учебной дисциплины определяет содержание, последовательность и время изучения разделов и тем учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, а ее содержание является единым для всех форм обучения, за исключением времени изучения и методических указаний по проведению занятий профессорско-преподавательским составом. Учебная программа включает в себя введение, содержательную часть изучения дисциплины, методические указания и перечень основной и дополнительной литературы.

Учебные программы разрабатываются кафедрами, рассматриваются на их заседаниях и утверждаются Научным советом Института.

Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения требований учебных планов и программ. Планирование учебного процесса базируется на основе:

- годового графика учебного процесса;

- тематических планов учебных дисциплин;

- наличия профессорско-преподавательского состава, его возможностей и закрепленной за ним учебной нагрузкой;

- наличия аудиторного фонда.

Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе требований учебных планов подготовки бакалавров, специалистов, магистров. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, каникул, а также итоговой государственной аттестации.

Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом, утверждается ректором Института и принимается на заседании Учёного совета Института.

Тематические планы изучения учебных дисциплин разрабатываются кафедрами и ежегодно корректируются с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики. В них определяются: перечень разделов и тем, виды занятий (включая курсовые проекты, курсовые и контрольные работы), порядок их проведения, время, отводимое на изучение учебного материала, а также форма итогового и промежуточного контроля.

Тематические планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными кафедрами, должны быть согласованы и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.

На основе тематических планов кафедрами разрабатываются графики последовательности прохождения учебных дисциплин, в которых определяются последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры по особенностям планирования учебных занятий по каждой дисциплине.

Распределение преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрами на основе учебной нагрузки, получаемой из учебного отдела. Эти сведения представляются в учебный отдел вместе с графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.

В распорядке дня, утвержденном ректором Института, устанавливается время проведения учебных занятий.

Наличие аудиторного фонда определяется учебным отделом до начала учебного года и утверждается Ректором.

Учебным отделом составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием фамилий и инициалов преподавателей, их ученой степени. Расписание подписывается деканом факультета и утверждается проректором по учебной работе Института и вывешивается не позднее, чем за 10 дней до начала занятий.

Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения проректора по учебной работе Института.

При организации учебного процесса необходимо руководствуются следующими основными положениями:

При формировании учебных групп для проведения практических, семинарских и других видов занятий необходимо добиваться равномерного распределения студентов по ним. Как правило, их состав не должен превышать 25-30 человек. Состав учебных групп определяется приказом по Институту и, при необходимости, может корректироваться ежегодно перед началом учебного года.

Из учебных групп формируются курсы, лекционные потоки.

Учебный год при очной и очно-заочной формах обучения состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией.

Учебный год для студентов заочной формы обучения также составляет два семестра, каждый из которых начинается установочной и заканчивается зачетно-экзаменационной сессиями.

Максимальный объем недельной учебной нагрузки и количество обязательных аудиторных занятий определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов конкретных ООП ВПО, именуемые – ФГОС ВПО.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена не менее 90 минут.

Освобождение студентов от учебных занятий (кроме больных) допускается в исключительных случаях и только с разрешения декана факультета.

В Институте ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:

- журналы учета учебных занятий;

- зачетно-экзаменационные ведомости;

- экзаменационные (зачетные) листы (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);

- зачетные книжки студентов;

- учебные карточки студентов;

- сводные ведомости о результатах выполнения учебного плана студентами учебных групп за весь период обучения;

- книги учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.

Основными видами занятий являются:

- лекция;

- семинарское занятие;

- практическое занятие;

- лабораторное занятие;

- деловая игра;

- консультация;

- самостоятельная подготовка;

- практика (учебная, производственная, преддипломная);

Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей.

Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством Института, деканами факультетов, заведующими кафедрами, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. К чтению лекций, в порядке исключения, могут допускаться наиболее опытные и квалифицированные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты научных учреждений, специалисты-практики.

Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или предметно-методической комиссии и утверждаются заведующим кафедрой.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решения задач и т.п.).

Практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач, а также отработки студентами методики решения тестов базовых (остаточных) знаний.

Практическое занятие может проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Лабораторное занятие имеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами.

Деловая игра проводится с целью воспроизведения (моделирования) предметного и социального содержания профессиональной и общественной деятельности будущего специалиста.

Для проведения деловых игр составляется методическая разработка, в которой указывается: тема, цель, учебные вопросы, общая фабула, содержание вводных, задания студентам и т.п. Методическая разработка обсуждается на кафедре (совместных заседаниях кафедр) и утверждается ее заведующим (для межкафедральных деловых игр – проректором по учебной работе Института).

Консультация является одной из форм руководства учебной работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Кафедрой разрабатывается семестровый график консультаций по всем изучаемым дисциплинам, который представляется в учебный отдел за неделю до начала семестра.

Самостоятельная подготовка студентов проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой студентов осуществляют преподаватели факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института, которые определяют задания в соответствии с общим бюджетом времени, предусмотренным для данной дисциплины учебным планом и организуют работу учебных кабинетов и лабораторий.

Практика (учебная, производственная и преддипломная) является составной частью учебного процесса и важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью будущих специалистов.

Для качественной подготовки студентов к занятиям преподаватели факультетов и кафедры базового вуза и филиалов Института должны разрабатывать учебно-методические комплексы по ООП ВПО в целом, учебно-методические комплексы по отдельных учебным дисциплинам ООП ВПО, планы семинарских, практических и лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним.

Курсовая работа (проект) имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Количество курсовых работ (проектов) в течение всего срока обучения определяется учебным планом.

Для руководства работой студентов назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников Института или из практических работников.

Курсовая работа (проект) выполняется студентами в часы самостоятельной подготовки. Вместо курсовой работы (проекта) на защиту может быть представлена научная работа студента, выполненная по данной дисциплине.

По результатам защиты курсовой работы (проекта) студенту выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки он выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые кафедрой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций. Введение в специальность: Курс лекций для слушателей, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление» | Контроль учебного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.