Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчеты при осуществлении внешнеэкономических операций




Законодательством Украины определено, что в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота как средство платежа используется иностранная валюта, которая перечисляется лишь через уполномоченные банки.

Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота без участия уполномоченного банка или в валюте Украины без получения индивидуальной лицензии НБУ тянет за собой взыскание штрафа на резидента в размере, эквивалентной сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций (при расчетах в валюте Украины - на сумму таких расчетов).

Если нерезиденты имеют на территории Украины представительства, которым открыто счета в валюте Украины, то осуществление расчетов в валюте Украины через эти счета между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота не нуждается в индивидуальной лицензии НБУ. Использование иностранной валюты в указанных расчетах при участии таких представительств является использованием иностранной валюты как средства платежа на территории Украины и нуждается в индивидуальной лицензии НБУ.

В случае отсутствия иностранной валюты на счетах предприятий и необходимости финансового обеспечения внешнеэкономических операций предприятия могут поручить банку приобрести в их пользу соответствующий объем валюты. Необходимое условие приобретения валюты предприятием - наличие стандартного пакета документов, в частности заявки на куплю валюты; контракта (или кредитного договора); справки с ГНИ; других документов, определенных НБУ, ГНИ или соответствующим банком.

Выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) продукции, которая экспортируется, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, который удостоверяет выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока нуждается в индивидуальной лицензии НБУ.

Импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставление векселя в пользу поставщика продукции (работ, услуг), что импортируется, нуждаются в индивидуальной лицензии НБУ.

При применении расчетов в импортных операциях резидентов в форме документарного аккредитива сроки относительно поступления товаров действуют с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

Товары, которые импортируются по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления грузовой таможенной декларации на экспорт) товаров, которые фактически экспортированы по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг - с даты подписания акта или другого документа, который удостоверяет выполнение работ, предоставление услуг.

Нарушение упомянутых сроков расчетов тянет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (таможенной стоимости недопоставленной продукции) в иностранной валюте, перечисленной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности.

В случае принятия судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании из нерезидента задолженности, которая возникла вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, соответствующие сроки останавливаются и пеня за их нарушение в этот период не платится.

В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично или прекращение (закрытие) проведение в деле или оставление иска без рассмотрения соответствующие сроки возобновляются и пеня за их нарушение платится за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были остановлены. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение сроков расчетов не платится с даты принятия иска.

Указанная пеня взимается в пользу государственного бюджета Украины по результатам проведенных Государственными налоговыми инспекциями документальных проверок. В случае превышения сроков расчетов по экспортно-импортными операциям, выполнение резидентами договоров производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, оперативного и финансового лизинга, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения Национальный банк Украины может предоставлять индивидуальные лицензии.

Нарушением валютного законодательства является невыполнение резидентами требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества, которое находится за пределами Украины, и тянет за собой штраф в сумме, которая устанавливается Нацбанком Украины.

Несвоевременное представление, утаивание установленной Нацбанком Украины отчетности о валютных операциях тянет за собой наложение штрафа в размере 20 не обложенных налогами минимумов доходов граждан. Решение о применении санкций принимает начальник (заместитель начальника) соответствующей налоговой инспекции.

Платежные риски - это основная группа рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. К ней принадлежат многочисленные риски, связанные с возникновением безнадежной или просроченной дебиторской задолженности как у экспортера, так и импортера, из чего вытекает риск уплаты пени за нарушение сроков расчетов в иностранной валюте. Для минимизации этих рисков следует оптимизировать платежные условия внешнеэкономических контрактов, которые включают:

* сроки осуществления расчетов;

* место выполнения платежа;

* способ обеспечения платежа для экспортера;

* способ обеспечения поставки товаров для импортера.

В практике финансовой деятельности используют такие основные способы осуществления расчетов в рамках внешнеэкономических операций:

* предоплата (авансовый платеж);

* документарный аккредитив;

* документарное инкассо;

* платеж по открытому счету.

Расчеты с использованием аккредитива или инкассо считаются документарными (обеспеченными), остальные - бездокументарные (необеспеченные). В последнем случае для осуществления платежа не нужно предъявлять особые документы.

С точки зрения импортера аккредитив является вынужденной формой расчетов, которые обусловлено действием таких факторов:

* в случае расчетов с помощью аккредитивной формы у импортера возникают дополнительные банковские затраты;

* аккредитив не дает стопроцентной гарантии, что поставка товаров (услуг) будет осуществлена полностью соответственно договору;

* импортер должен отвлекать средства из оборота на период резервирования средств в рамках открытия аккредитива. Во время заключения договора (контракта) в интересах покупателя не следует допускать включение в договор условия о подтверждении заграничным банком аккредитива, который открывается украинским банком. Кроме этого, по возможности рекомендуется требовать уплаты продавцом всех банковских затрат, включая затраты на территории импортера.

Если на рынке товаров есть продавец (экспортер), который соглашается осуществлять поставку с отсрочкой платежа или на основе использования документарного инкассо, то при прочих равных условиях преимущество отдается именно этому поставщику по сравнению с тем, который требует открытия аккредитива.

При документарном инкассо банк берет на себя обязательства по получению надлежащей экспортеру суммы против передачи документов, согласно заранее согласованному перечню. В отличие от аккредитивной формы расчетов в случае использования документарного инкассо продавец отгружает товар в пользу покупателя без осуществления им предыдущего резервирования средств на отдельном счету. Одновременно продавец направляет все необходимые для получения товара документы вместе с инкассовой доверенностью своему банку, который передает их инкассирующему (уполномоченному) банку.

 

3. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК

Таможенное регулирование - это регулирование вопросов, связанных с установлением пошлины и таможенных сборов, процедурами таможенного контроля внешнеэкономической деятельности и организацией деятельности органов таможенного контроля Украины. Таможенные правила, которые включают порядок декларирования товаров, уплаты пошлин и таможенных сборов, предоставление таможенных льгот и другие условия прохождения таможенного контроля, устанавливаются законами Украины о таможенном регулировании, Единым таможенным тарифом Украины и международными договорами.

Единый таможенный тариф Украины - это систематизированный свод ставок пошлины, которой облагаются товары и другие предметы, что ввозятся на таможенную территорию Украины, вывозятся за границы этой территории или перемещаются транзитом. Ставки Единого таможенного тарифа являются одинаковыми для всех субъектов внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и территориального расположения, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины и международными договорами. Единым таможенным тарифом предусмотрено применения таких видов пошлины:

- адвалерная, что начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной;

- специфическая, что начисляется в установленном денежном размере на единицу товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной;

- комбинированная, что объединяет оба эти вида таможенного обложения.

Перемещение через таможенную границу Украины товаров и других предметов подлежит таможенному оформлению. Субъект внешнеэкономической деятельности в случае необходимости осуществлять таможенное оформление любых грузов к моменту осуществления такого оформления должен обратиться к таможенному органу (грузового отдела или таможенного поста) по месту своей государственной регистрации и встать на учет. Отсутствие учетной карточки субъекта внешнеэкономической деятельности является основанием для отказа в таможенном оформлении грузов.

Порядок таможенного оформления товаров работниками таможенных органов такой:

1. Проверяется наличие всех документов, необходимых для таможенного оформления товаров.

2. Проверяется соответствие заполнения декларации требованиям, предусмотренным в действующих нормативных актах, которые регулируют порядок заполнения грузовой таможенной декларации.

3. Проверяется правильность начисления и уплаты таможенных платежей и налогов.

4. При проверке правильности заполнения декларации используются сведения, которые содержатся в сопроводительных, транспортных, коммерческих и других документах, а также результаты таможенного досмотра.

5. По окончании таможенного оформления таможенный орган регистрирует декларацию и дополнительные листы и присваивает ей соответствующий номер, который проставляется в декларации.

6. По результатам таможенного оформления работник таможенного органа проставляет штамп в декларации и удостоверяет ее личной номерной печатью. Таможенное оформление происходит после декларирования товаров и имущества и их предъявление декларантом или транспортной организацией к таможенному оформлению. Декларирование товаров предприятиями осуществляется самостоятельно или на договорной основе через организации, признанные таможнями как декларанты. Для таможенного оформления товаров необходимые такие документы:

- декларация;

- надлежащим образом удостоверенные копии лицензий;

- разрешения других государственных органов, если товары подлежат контролю этих органов;

- внешнеэкономические контракты;

- документы, которые подтверждают внесение соответствующих таможенных платежей;

- сопроводительные документы (транспортные накладные, счета-фактуры и т.п.);

- другие документы, указанные в декларации.

Выпуск товаров и имущества осуществляется таможенными органами после уплаты сумм всех надлежащих налогов и таможенных платежей. К таким налогам и платежам принадлежат:

- плата за проведение таможенных процедур (таможенное оформление товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, а также за пребывание их под таможенным контролем);

- пошлина (соответственно Единому таможенному тарифу Украины);

- акцизный сбор (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);

- налог на добавленную стоимость (в случаях, предусмотренных действующим законодательством). Основой начисления налогов и платежей, которые платятся в процессе таможенного оформления грузов, есть:

- при начислении таможенных сборов - общая таможенная стоимость товара;

- при начислении пошлины - таможенная стоимость товара или количество товара (в зависимости от вида основы для начисления пошлины);

- при начислении акцизного сбора - таможенная стоимость товара с учетом сумм таможенных сборов и пошлины или количества товара (в зависимости от метода начисления акцизного сбора);

- при начислении налога на добавленную стоимость - таможенная стоимость товара с учетом сумм таможенных сборов, пошлины и акцизного сбора. Плата за проведение таможенных процедур при ввозе в Украину или вывозе из Украины товаров справляется в размере 0,15 % общей стоимости этих товаров, определенной соответственно Инструкции о заполнении грузовой таможенной декларации. Документом, который является основанием для внесения платы за проведение таможенных процедур, есть грузовая таможенная декларация или ее копия. По заявлению декларанта и в случае наличия гарантии банка таможня имеет право предоставить отсрочку или рассрочку уплаты таможенных сборов на срок, который не превышает одного месяца. При неуплате счета в срок, указанный таможенным органом, сумма таможенных платежей взимается в бесспорном порядке.

Начисление таможенных сборов, пошлины на товары и другие предметы, которые подлежат таможенному обложению, ведется на базе их таможенной стоимости, т.е. цены, которая фактически уплачена или подлежит уплате за них на момент сечения таможенной границы Украины. При определении таможенной стоимости к ней включаются цена товара, указанная в счете-фактуре, а также фактические затраты, если их не включено в счет-фактуру.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.