Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подсистемы мирового хозяйства




Критерии классификации стран.

Мировое хозяйство состоит из подсистем, которые образуются в зависимости от различных критериев. Наиболее распространенными критериями выступают:

• уровень экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения;

• уровень индустриализации и структура производства, которые являются важными факторами роста национального дохода; Для стран с высоким уровнем развития типична ситуация, когда в

структуре их ВВП преобладает третичный сектор - сфера услуг, вторичный сектор (промышленность и строительство) представлен прежде всего обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика.

• расход сырья и энергии на единицу продукции. По мере повышения уровня экономического развития сокращается расход сырья и энергии и, вместо натурального сырья, во все большей степени используются материалы промышленного, в основном химического происхождения;

• Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, состоянием личной безопасности, природной среды, безработицей, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является показатель индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни.

Классификация стран мировой экономики.

Разделение макроэкономики на секторы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только анализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнивать их между собой. В мире в целом около 200 стран, очень различных по уровню экономического развития, и их классификация важна для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития. Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, но не все - ООН, МВФ и Мирового банка.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно).

В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей:

- промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;

- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);

- страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Нельзя категорично разделить все страны по этим группам. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. – провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

 

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

Страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические или страны с централизованным планированием экономики). Речь идёт о 28 государствах Европы и Азии, участвовавших в эксперименте по построению социализма (или входивших в состав таких государств, ныне распавшихся) и сделавших выбор в пользу рыночной экономики. Государства эти находятся на очень разном уровне экономического развития. Большинство их относятся к числу развитых, но не все. Тем не менее, их объединяет наличие общих проблем, преодолеваемых с разной степенью успешности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.