Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав информационного банка спс и процедуры его сопровождения




Основой любой СПС является ее информационный банк. В зависимости от его состава, структуры и объема определяются процедуры его сопровождения, т. е. обновления, пополнения, поиска, выборки и т. п. В связи с этим возникает проблема разделе­ния всего массива правовой информации на отдельные информационные базы с взаимосвязанной структурой.

Отметим, что существуют различные подходы к решению этой проблемы.

1. Формирование информационных баз в соответствии с раз­личными видами классификации правовой информации. Например:

• официальная и неофициальная правовая информация, как правило, находится в разных базах;

• возможно подразделение правовой информации по территориальному признаку, при этом выделяют федеральные, ре­гиональные и местные правовые акты; разделение правовой информации по тематическому признаку обусловлено исторически сложившимся делением законодательства на отрасли.

2. Формирование информационных баз в соответствии с информационными потребностями пользователей СПС.

В качестве примера последнего подхода приведем СПС «Кон­сультант Плюс: Налоги Бухучет». Информационный банк этой СПС содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложе­ния и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяс­нения, ненормативные акты общего характера и правопримени­тельные акты по вопросам налогообложения и бухучета. СПС «Консультант Плюс: Налоги Бухучет» разработана и предназна­чена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по общему плану счетов бухгалтерского учета.

Любая СПС охватывает лишь часть всего массива правовой информации. Состав информационного банка различных СПС различен. Например, информационный банк системы «Гарант» состоит из 18 федеральных и 40 региональных информационных баз, которые сочетаются друг с другом в любых комбинациях. При этом, какое бы сочетание баз ни было выбрано, качественные ха­рактеристики системы «Гарант» не меняются.

Информационный банк системы «Гарант» включает в себя:

Нормативные документы:

  • Налоги, бухучет, предпринимательство. Россия;
  • Законодательство России;
  • Региональное законодательство;
  • Таможенное законодательство;
  • Банковское законодательство;
  • Жилищное законодательство;
  • Землепользование. Недропользование. Природоохрана;

· Уголовное и административное право;

· Гарант-Медицина;

· Архивы Гаранта;

· Legislation of Russia in English.

2. Разъяснения, комментарии, схемы:

• Комментарии к законодательству;

• Большая библиотека бухгалтера;

• Вопросы и ответы по налогам и бухучету;

• Бухучет и аудит: разъяснения и консультации;

• Законодательство в схемах. Налоги, бухучет;

• Законодательство в схемах.

3. Судебная и арбитражная практика:

• Суд и арбитраж;

• Налоговые споры: арбитражная практика;

• Суд и арбитраж: федеральный арбитражный суд округа;

4. Формы документов:

• формы правовых документов.

5. Международные договоры:

• Международное право;

• Международное право (Россия—СНГ).

6. Словари:

• толковый словарь «Финансы, налоги, бухучет»;

• толковый словарь «Бизнес и право».

7. Нормативно-технические справочники:

• строительство;

• Гарант-ИнФарм.

8. Проекты:

• проекты законов.

Одной из основных процедур сопровождения информационно­го банка СПС является процедура поиска информации, необходимой пользователю системы. Поэтому разработчики таких систем большое внимание уделяют совершенствованию поисковых механизмов. Каждая новая версия программного комплекса оснащается более совершенными поисковыми средствами. Необходимость использования того или иного вида поиска определяете конкретными задачами, стоящими перед пользователем.

В настоящее время практически во всех правовых системах присутствуют атрибутный, тематический виды поиска, поиск по ситуации и контексту. Для упрощения диалога с пользователем эти виды поиска достаточно часто скомбинированы в одной карточке запроса.

В основе атрибутного поиска лежит возможность приписать документам, помещенным в информационный банк, атрибуты При этом каждый документ имеет несколько независимых друг от друга атрибутов. Все атрибуты делятся на обязательные и специ­альные, постоянные и временные. Например, к обязательным ат­рибутам относятся: тип документа, принявший орган, дата приня­тия и т. п. Специальные атрибуты необязательны и свойственны только некоторым документам из всего массива информации, на­пример присвоение тому или иному документу атрибута «темати­ка» довольно субъективно. Временные атрибуты изменяются с течением времени, например «действие документа».

Атрибутный поиск наиболее эффективен, если точно или частич­но известно, какие документы и материалы нужны и где они нахо­дятся. Например, поисковая карточка атрибутного поиска в СПС «Кодекс» содержит 18 параметров для задания условий поиска.

Тематический поиск наиболее удобен при поиске документов по интересующему вопросу. Этот вид поиска основан на том, что все документы, помещенные в систему, отнесены разработчика­ми к соответствующей тематике. При этом тематический класси­фикатор имеет иерархическую структуру, так что, перемещаясь с тематики более высокого уровня на тематику более низкого и по­степенно уточняя запрос, можно перейти к соответствующему перечню интересующих документов.

При поиске по ситуации используются специальные способы предварительной обработки документов, такие как тематическая подборка документов, регламентирующих сходные вопросы, со­ставление перечня документов, на которые ссылается данный до­кумент или, наоборот, которые содержат ссылку на конкретный документ. В случае поиска по ситуации пользователь получает не ответ на вопрос, а подсказку, как решить его проблему.

В контекстном поиске карточка запроса позволяет составлять сложные контекстные запросы с использованием в поисковой фразе логических операторов и операторов расстояния, гибко ком­бинировать поисковые атрибуты, вводить в запрос несколько зна­чений атрибутов, устанавливая логическое условие поиска: «или», ((И)>1 «ни одного из выбранных».

Интеллектуальный контекстовый поиск — это мощное сред­ство поиска в условиях, когда вы затрудняетесь точно сформули­ровать контекстный запрос, не знаете конкретных значений ат­рибутов или вас просто интересует вся содержащаяся в базе дан­ных информация по какой-либо проблеме. При этом сам запрос может быть сформулирован в произвольной форме, например в виде законченного предложения или словосочетания. СПС про­анализирует запрос, произведет морфологический разбор. В ре­зультате в информационное окно будет выведен список докумен­тов, удовлетворяющих поисковому запросу и отсортированных в порядке убывания весового коэффициента документа.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Каждый вид поиска име­ет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть полу­чен только при сочетании различных видов поиска и их параллель­ном применении.

Многие СПС имеют дополнительные сервисные возможности, заключающиеся в:

• создании постоянных подборок документов по какой-либо
проблеме;

• установке закладок в тексте, что удобно при работе с большими документами;

• наличии гипертекстовых связей между документами, которые позволяют переходить из одного документа в другой;

• экспорте документов в другие программные пакеты, например Microsoft Word и Excel.

Эти и подобные им процедуры значительно облегчают работу пользователя с СПС, повышают эффективность ее использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.