Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи внутреннего и внешнего аудита, их отличие, взаимосвязь и взаимодействие

Тема: СПЕЦИФИКА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ

Одной из важнейших управленческих функций является функция контроля за деятель­ностью объекта управления. Система бухгалтерского и финансо­вого контроля должна включать в себя:

  • систему бухгалтерского финансового и управленческого учета организации;

· систему внутреннего контроля и аудита;

· независимый (внешний) аудиторский контроль;

· государственный финансовый контроль.

В системе бухгалтерского учета обрабатываются первичные документы, осуществляется системная запись хозяйственных опе­раций и подведение итогов финансово-хозяйственной деятельно­сти. Учет напрямую связан с контролем, поскольку должен гаран­тировать сохранность активов, эффективное использование соб­ственных и заемных средств, достоверность учетной и отчетной информации, создаваемой в хозяйственной системе.

Система внутреннего контроля и аудита создается руковод­ством организации, ее основными целями являются:

• эффективная производственно-хозяйственная и финансовая деятельность организации;

• соблюдение политики руководства каждым работником организации;

• обеспечение сохранности имущества организации

Для достижения этих целей необходимым условием служит со­гласованность системы бухгалтерского учета и системы внутрен­него контроля и аудита, которая должна обеспечивать

• непрерывность, своевременность и полноту отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета;

• полноту и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• применение бухгалтерских и других информационных сис­тем, автоматизирующих основные процедуры формирования информационной учетной базы;

• пресечение возможности незаконного присвоения или не­эффективного использования имущества организации;

• выявление своевременно отклонений затрат от ранее запла­нированных с анализом причин отклонений и установлени­ем виновных лиц;

• установление соответствия ныне действующей системы документооборота современному уровню и совершенствование этой системы для повышения эффективности самой системы внутреннего контроля и аудита.

Внутренний аудит является частью системы внутреннего кон­троля и аудита и может принимать различные организационные формы:

• самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю организации;

• самостоятельное структурное подразделение головной организации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.

Внутренний аудит проводится работниками организации и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управ­ления, выявления резервов и обеспечения администрации реко­мендациями по повышению эффективности деятельности органи­зации.

Внешний аудит — это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и фи­нансовых операций законодательству РФ, полноты и точности от­ражения в финансовой деятельности организации.

Основной целью внешнего аудита является установление дос­товерности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономичес­кого субъекта во всех существующих аспектах.

На начальной стадии планирования аудита аудитор (или ауди­торская организация) должен получить достаточные знания о сис­темах бухгалтерского учета и внутреннего контроля и аудита орга­низации, иметь право свободно и в полном объеме общаться с внут­ренними аудиторами.

Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руковод­ством и собственниками организации, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку бух­галтерской отчетности. Вместе с тем средства решения задач мо­гут в ряде случаев совпадать и быть использованы при проведении внешних аудиторских процедур.

Эффективное взаимодействие внутреннего и внешнего аудита предполагает:

• рассмотрение плана работы службы внутреннего аудита исовместное его обсуждение;

• определение порядка взаимодействия с сотрудниками службы внутреннего аудита;

• предварительную договоренность о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления работ;

• взаимную координацию планов аудиторской проверки;

• обмен отчетами;

• регулярные рабочие встречи;

• свободный и открытый взаимный доступ к рабочей докумен­тации;

• совместное представление отчетов руководству и собственникам организации;

• общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов, необходимо проводить конт­рольные проверки статей и операций, уже проверенных внутрен­ними аудиторами. В случае выявления расхождений необходимо принять адекватные меры, например, изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур. Аудиторская организа­ция несет полную ответственность за выдачу аудиторского зак­лючения, а также за определение содержания и объема аудитор­ских процедур.

Аудиторская организация должна оценить аудиторский риск и разработать такой набор аудиторских процедур, который позво­лил бы снизить этот риск до наиболее приемлемого уровня. Ауди­торский риск включает в себя три основных компонента:

• неотъемлемый риск;

• риск системы контроля;

• риск необнаружения.

Решение проблемы понимания аудитором систем бухгалтерско­го учета и внутреннего контроля организации во взаимосвязи с оцен­кой неотъемлемого риска и риска системы контроля, а также осу­ществление анализа ряда дополнительных факторов позволит ему:

• опередить виды возможных существенных искажений;

• учесть факторы, влияющие на риск появления этих искажений;

• разработать соответствующие аудиторские процедуры.

Технология внешней аудиторской проверки состоит из следующих основных этапов.

1. Подготовительная деятельность до начала аудиторской про­верки:

• выбор экономического субъекта;

• определение условий работы, заключение с экономическим субъектом договора;

• определение состава проверяющей аудиторской группы и назначение ее руководителя, подбор при необходимости спе­циалистов со стороны;

2. Планирование проверки:

• получение и анализ сведений о деятельности экономического субъекта;

• проведение предварительной аналитической проверки и оценка риска;

• предварительная проверка и оценка эффективности внутреннего контроля;

• разработка общего плана аудиторской проверки;

• завершающая проверка и окончательная оценка внутреннего контроля;

• выбор основных направлений и методов проверки финан­совой отчетности с применением соответствующих тестов операций и аналитических проверочных процедур;

• корректировка плана аудиторской проверки.

3. Осуществление проверки в соответствии с разработанным планом.

4. Контроль за качеством проводимой аудиторской проверки:

• наблюдение за проведением проверки;

• проверка работы помощников, отдельных аудиторов и при­влеченных со стороны специалистов;

• рассмотрение разногласий с экономическим субъектом и принятие решения о допустимости или недопустимости продолжения проверки;

• проведение дополнительных специальных проверок, вызванных выявлением существенных ошибок, нарушений норм и незаконных действий экономического субъекта.

5. Окончание аудиторской проверки:

• подготовка акта аудиторской проверки;

• подготовка итогового заключения по результатам проверки.

Реализация перечисленных технологических этапов тесно свя­зана с изучением аудиторской организацией системы бухгалтерс­кого учета и внутреннего контроля клиента.

Автоматизация бухгалтерского учета и других управленческих функций оказывает влияние на организацию аудиторской деятель­ности. Стали различать:

• аудит вне компьютерной среды при традиционной ручной технологии учета;

• аудит в компьютерной среде при использовании бухгалтерских и других информационных систем управления предпри­ятием.

Проведение аудита в среде компьютерной обработки данных влияет на процесс изучения аудитором системы учета и внутрен­него контроля проверяемого экономического субъекта. Существу­ет ряд международных стандартов аудита, посвященных вопросам его проведения в среде компьютерных информационных систем и оценке при этом аудиторских рисков, а также требованиям к специальным знаниям аудиторов в области информационных си­стем. В РФ в 1998 г. в рамках Программы внедрения аудиторских стандартов введено правило (стандарт) «Аудит в условиях компь­ютерной обработки данных», которое регламентирует действия аудиторской организации при осуществлении аудита в условиях компьютерной информационной системы, функционирующей у проверяемого экономического субъекта.

В свою очередь, сам внешний аудит может проводиться без ис­пользования компьютерных информационных технологий или с их помощью. В последнем случае аудиторские инструменты под­разделяются на программные средства аудита и проверочные дан­ные.

Программные средства предназначены для проверки содержа­ния компьютерных файлов клиентов. Список задач, выполняемых аудиторскими программами, достаточно широк:

• проверка и анализ записей на основе критериев их качества, полноты, состоятельности и правильности;

• тестирование выполнения расчетов;

• сопоставление данных различных файлов с целью выявле­ния несопоставимых данных;

• получение представительной выборки при проведении выборочного аудита;

• доступ к данным, их упорядочение, группировка по разным признакам и т. д.

В качестве проверочных данных аудитор может использовать либо фактические данные клиента (полностью или выборочно), либо подготовленные аудитором контрольные данные. Контрольные дан­ные вводятся в информационную систему клиента в целях провер­ки правильности функционирования клиентских компьютерных программ. Проверочные данные являются основой тестирования системы. К контрольным данным аудитор подготавливает заранее просчитанные на их основе результаты, они должны охватывать весь спектр видов хозяйственной деятельности. Тестирование информа­ционной системы клиента на основе контрольных данных более продуктивно, чем тестирование на основе данных самого клиента.

Для автоматизации аудиторской деятельности в настоящее вре­мя применяются различные программные средства и системы:

• пакеты прикладных программ общего назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД и т. п.);

• бухгалтерские информационные системы;

• справочные правовые информационные системы;

• системы электронного документооборота;

• информационно-аналитические системы;

• системы поддержки принятия решений и экспертные системы и др.

Перечисленные средства были рассмотрены нами в предыду­щих главах этой книги, их функциональные возможности позво­ляют аудитору в той или иной степени автоматизировать свою про­фессиональную деятельность.

В последнее время возрос интерес со стороны практикующих аудиторов к специализированному программному обеспечению, предназначенному непосредственно для автоматизации аудитор­ских процедур, в соответствии с правилами (стандартами) ауди­торской деятельности в РФ. Пока на российском рынке программ­ных средств только несколько фирм-разработчиков предлагают такие продукты, например «ЭкспрессАудит» (консалтинговая группа «Термика»), «Помощник аудитора» (фирма ДИЦ).

 

2. Автоматизация внешнего и внутреннего аудита с использованием пакета «ЭкспрессАудит»

Система «ЭкспрессАудит» представляет собой программный комплекс, предназначенный для автоматизации проведения ауди­та финансово-хозяйственной деятельности коммерческих пред­приятий и организаций, а также эффективного и удобного созда­ния и хранения рабочей аудиторской документации.

Разработчики системы — консалтинговая группа «Термика» и Н.П. Барышников, практикующий аудитор, генеральный директор аудиторской фирмы «Барышников и Ко». Автоматизированная система «ЭкспрессАудит» в соответствии с Правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности в РФ может использоваться ауди­торскими организациями для:

• разработки общего плана и программы аудита;

• создания рабочей документации аудита;

• изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов;

• получения аудиторских доказательств о достоверности бух­галтерской отчетности;

• получения достоверного представления о соблюдении экономическим субъектом требований нормативных актов;

• организации внутрифирменного контроля качества аудита;

• проведения первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;

• подготовки письменной информации аудитора и аудиторского заключения по результатам аудита.

Материал структурирован по разделам (всего 19) и изложен в виде вопросов и ответов на них по всем аспектам финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий и организаций. Причем, помимо вопросов общей организации бухгалтерского учета и на­логообложения, в том числе:

• организационные вопросы;

• учетная политика организации;

• учет и налогообложение операций с основными средствами, НМА, материалами;

• затраты на производство продукции (работ, услуг);

• денежные средства;

• учет готовой продукции;

• расчеты;

• капитал, финансовые результаты, ценные бумаги;

• порядок формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности и др.

Кроме того, приведены таблицы по анализу финансово-хо­зяйственной деятельности коммерческих организаций. В базо­вом варианте системы отражена также специфика учета и на­логообложения в торговле. В настоящий момент система содер­жит отдельным блоком раздел «Рабочие документы аудитора», требующиеся специалисту не только на момент проведения аудиторской проверки, но и в процессе всей аудиторской дея­тельности.

Аудитория потенциальных потребителей системы «ЭкспрессАудит» широка, так как система представляет собой как эффектив­ный и необходимый рабочий инструмент автоматизации аудитор­ских процедур, так и средство проверки правильности ведения бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения во внутрен­них финансово-экономических подразделениях и службах внут­реннего аудита крупных компаний.

Эффективность и высокий уровень системы «ЭкспрессАудит» отмечен профессиональными общественными организациями. Так, аудиторские палаты Санкт-Петербурга и Нижнего Новгоро­да рекомендовали своим членам использовать автоматизирован­ную систему «ЭкспрессАудит» при проведении аудиторских про­верок. «ЭкпрессАудит» оправдывает свое название, позволяя мак­симально упростить процедуру сбора аудиторских доказательств, выстраивая их в строгую систему, обеспечивающую впоследствии пользователю оперативный доступ к любым из сохраненных дан­ных. Использование программного комплекса значительно сокра­щает время на подготовку плана и программы проверки правиль­ности ведения бухгалтерского (налогового) учета и налогообложе­ния по конкретным хозяйственным операциям, по отдельным уча­сткам учета либо в целом по организации за определенный пери­од, а также позволяет упростить процесс формирования рабочей документации аудита.

Таким образом, система «ЭкспрессАудит» автоматизирует вы­полнение различных аудиторских процедур, начиная с момента оформления договора на оказание аудиторских услуг и заканчи­вая непосредственно аудиторской проверкой.

Работа с данной системой, в основе которой лежит программный комплекс «Кодекс для Windows», состоит из четырех этапов:

• заполнения карточки опроса;

• выбора темы опроса (участка учета);

• ответов на вопросы по выбранной тематике;

• формирования отчета.

Заполнение карточки опроса. В карточку опроса могут входить данные как об аудиторской фирме, так и о проверяемом объекте. Все имеющиеся в карточке сведения включаются в состав прото­кола, а затем и отчета.

Выбор темы опроса. Следующий шаг — выбор объекта проверки из представленных 19 блоков. Каждый блок представлен в виде гла­вы с разделами, в которых детализируется данная тематика в опреде­ленном направлении. Для выбора темы опроса необходимо по одно­му заголовку переносить из левой части таблички в правую. По же­ланию пользователя может быть выбрано любое количество глав и разделов в зависимости от объема планируемых мероприятий.

Ответы на вопросы. Количество вопросов варьирует в зависимо­сти от выбранной главы. Структура вопроса состоит из трех элемен­тов: текст, нормативная основа вопроса и авторский комментарий. В программе предусмотрено четыре возможных варианта ответа:

• соответствие нормативной базе;

• несоответствие;

• неполное соответствие;

• мнение аудитора о том, насколько уместен вопрос в данной ситуации.

При выявлении нарушений нормативов и выборе соответству­ющего варианта ответа требуется заполнить карточку «Коммен­тарий» для того, чтобы отразить сведения, которые могут оказать­ся необходимы при последующем анализе данного вопроса.

Формирование отчета. Итоговым документом аудиторской про­верки является отчет. Однако перед его составлением необходимо ознакомиться с протоколом, в котором содержится информация о проверяемом объекте, дате проверки, количестве вопросов, на ко­торые аудитор должен был ответить или ответил. В том случае, если ответы на вопросы составлены последовательно, протокол будет сформирован автоматически после ответа на последний вопрос из предложенных по теме. Можно также в любое время ознакомиться с предварительным протоколом или изменить ответ на рассмотренный ранее вопрос, приостановив работу с текущим опросом.

На основании протокола по запросу пользователя формирует­ся отчет, который по содержанию и структуре идентичен анали­тической части, а также содержит элементы итоговой части ауди­торского заключения. В отчет включены данные об объекте ауди­та, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяй­ственных операций, а также указание на нормативный акт, кото­рому должна соответствовать бухгалтерская отчетность.

Сформированный отчет может быть импортирован в текстовый редактор MS Word и после доработки иметь вид аудиторского зак­лючения.

В системе каждому участку учета соответствуют определенные вопросы, на которые необходимо ответить, к каждому вопросу обязательно приведено соответствующее извлечение из норматив­ных документов, а по требующим особого внимания разделам при­сутствуют авторские комментарии. Таким образом, аудитор мо­жет осуществлять проверку отчетности, не теряя время на поиск нормативных документов для уточнения какого-либо спорного момента. Предусмотрено информационное обслуживание, заклю­чающееся в ежемесячном дополнении и обновлении материалов, изложенных в «ЭкспрессАудите».

Данная версия программы предназначена для формирования рабочих документов аудитора в процессе проверки коммерческих предприятий и организаций. Разработчики намерены развивать программу как минимум в четырех направлениях:

• создание версий, учитывающих отраслевые особенности проверяемых организаций;

• отражение региональных особенностей аудита;

• совершенствование интерфейса и других характеристик, обеспечивающих максимально удобную работу с программой;

• разработка новых разделов.

3. Автоматизация внешнего и внутреннего аудита с помощью пакета «Помощник аудитора»

Компьютерная программа «Помощник аудитора» разработана ООО «Гольдберг-Аудит» и фирмой ДИЦ и ориентирована на то, чтобы, с одной стороны, максимально облегчить труд аудиторов, а

с другой — обеспечить соблюдение всех правил и норм аудиторс­кой деятельности, формирование комплекта аудиторской докумен­тации.

В программе реализована методика проведения аудита на всех этапах работы аудиторской фирмы или аудитора. Согласно зало­женной в программу методике, аудиторскую проверку предприя­тия можно условно разделить на 4 этапа:

• этап 1 — подготовительный. На этом этапе производится
изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем и составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг;

• этап 2 — планирование аудита. Этот этап обычно представ­ляет сложность для малых и средних аудиторских фирм.
В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а так­ же рассчитать величину выборки. Используемые в системе процедуры позволяют выявить все требуемые величи­ны в зависимости от типа проверяемого предприятия. Кроме того, системой формируется общий план и программа аудита;

• этап 3 — проведение аудита. Это самый трудоемкий этап работы. На нем производится классификация выбранных разделов аудита. В системе имеется 14 таких разделов. Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур. Для каждой процедуры применяется бланк рабочего листа аудитора или специальный тест в виде вопросника с балльными оценками;

• этап 4 — заключительный. Это этап подготовки официального заключения, имеющего вводную, аналитическую и итоговую части. Стандартные формы вводной и итоговой час­тей отчета выполнены в виде бланков. Кроме того, в системе имеется бланк письменной информации аудитора руковод­ству экономического субъекта.

Подготовительный этап предназначен для построения взаи­моотношений между организациями и должен завершаться со­гласием аудиторской фирмы на проведение аудита. По мнению авторов программы, взаимодействие организации-клиента с аудиторской фирмой начинается направлением в ее адрес письма-предложения, в котором излагаются цель аудиторской про­верки и перечень желаемых аудиторских услуг. До заключения договора необходимо иметь максимально полную информацию о клиенте и его экономической деятельности Этому способству­ет получение ответов на вопросы, перечисленные в информа­ционной анкете программы. После принятия решения о заклю­чении договора аудиторская фирма направляет в адрес клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита При­ложением к договору является перечень сопутствующих ауди­ту услуг. Как на стадии подготовки договора, так и в процессе проведения аудита, возникает необходимость получения разъяс­нений от руководства проверяемого экономического субъекта Для этого программой «Помощник аудитора» предусмотрены бланки писем-запросов, информационных писем-ответов и ра­бочие листы устных ответов. При использовании экономичес­ким субъектом компьютерной обработки данных, перед состав­лением общего плана проведения аудиторской проверки необ­ходимо изучить все существенные вопросы организации обра­ботки учетных данных в компьютерной среде Результаты этого изучения должны оформляться рабочим документом, имеющим вид бланка-теста.

Этап планирования включает в себя:

• оценку внутрихозяйственного риска, существенности и риска аудита;

• расчет аудиторской выборки;

• составление общего плана и программы аудита

Оценка внутрихозяйственного риска проводится в бланке про­граммы, представляющем собой тест, содержащий вопросы, на которые могут быть три варианта ответа. На основании простав­ленных оценок по каждому из вопросов теста производится рас­чет вероятности внутрихозяйственного риска. Пользователь про­граммы вправе самостоятельно определить диапазон значений внутрихозяйственного риска, задав его нижнюю и верхнюю гра­ницы

Вынужденная выборочность аудиторских проверок приводит к необходимости производить оценку достоверности финансовой отчетности в аспекте существенности Искажение или ошибка в бухгалтерской отчетности являются существенными, если их ве­личина может повлиять на экономические решения, принимаемые пользователем отчетности. В зависимости от типа выбранного предприятия программа «Помощник аудитора» предлагает свой набор элементов бухгалтерской отчетности Вся последователь­ность расчетов производится с помощью специального бланка Величина уровня существенности определяется как среднее взве­шенное значение от промежуточных величин существенности с учетом каждой из них

Важным элементом при планировании аудита является оценка аудиторского риска В расчетном методе аудиторский риск опре­деляется по формуле

АР = ВР * РК * РН,

где АР — аудиторский риск;

ВР — внутрихозяйственный риск;

РК — риск контроля;

РН — риск необнаружения.

Получив значение величины аудиторского риска, необходимо учесть, что он должен быть приемлемым. Большинство аудиторов считает, что величина приемлемого аудиторского риска не долж­на превышать 5%, хотя каких-либо официальных норм предельно­го значения аудиторского риска не установлено.

Расчет величины аудиторской выборки производится для каж­дого объекта аудита Бланк расчета аудиторской выборки предпо­лагает ввод следующих обязательных величин:

• проверяемая величина (оборот или счет),

• число документов в проверяемой совокупности;

• уточненный уровень существенности, распределенный наданный объект аудита;

• коэффициент надежности

Расчет вспомогательных параметров осуществляется автомати­чески на основе ранее проведенных расчетов внутрихозяйствен­ного риска, существенности и аудиторского риска. В результате расчета получаем объем выборки в суммовом выражении и необ­ходимое число документов в выборке

Аудиторская организация вправе самостоятельно определять требования к формам составления и оформления аудиторского плана и программ Программа «Помощник аудитора» предлагает план и программу проведения аудита, в которых содержатся все необходимые реквизиты, рекомендованные стандартом «Плани­рование аудита» В общем плане выделены четыре этапа проведения аудита, предлагаемые бланки требуют компьютерного запол­нения этих документов и хранения в формате MS Word.

Перед началом аудиторской проверки ее руководитель должен иметь не только программу аудита, но и последовательность ее выполнения. Эта последовательность и представляет технологию аудита (3-й этап — проведение аудита), которая обычно является коммерческой тайной каждой аудиторской фирмы. В программе «Помощник аудитора» предложена одна из возможных техноло­гий. Разделы аудита объединены в пять групп:

1-я группа. Общая характеристика:

• учредительные документы;

• общее состояние бухгалтерского учета.

2-я группа. Денежные средства:

• кассовые операции;

• банковские операции.

3-я группа. Активы и затраты:

• основные средства и нематериальные активы;

• материалы, товары;

• затраты на производство.

4-я группа. Расчеты:

• расчетные операции;

• операции по оплате труда;

• расчеты с подотчетными лицами;

• кредиты и займы.

5-я группа. Итоговые характеристики:

• выпуск и реализация;

• финансовые результаты;

• налоговая отчетность.

Для примера рассмотрим, как реализован в программе аудит кассовых операций. Аудиторские процедуры можно условно раз­делить на три типа: обязательные, сопутствующие и специальные. В программе работ по кассовым операциям (табл. 8.1) это деление может быть сделано следующим образом:

• обязательные процедуры проводятся для всех документов в выборке — 4101, 4104, 4107, 4108;

• сопутствующие проводятся параллельно с обязательными — 4105, 4106;

• специальные процедуры проводятся выборочно, по мере необходимости —4103, 4109, 4110, 4111.

Таблица 1

Аудит кассовых операций в программе «Помощник аудитора»

 

Программа проведения аудита
Объект аудита — Кассовые операции
Проверяемая организация ОАО «Русский хлеб»
Период проведения аудита по плану 01.01.04 — 01.03.04
Количество чел/часов 24000
Руководитель проверки Иванов И И.
Индекс процедуры Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
  Провести запрос первичных документов по учету наличных денежных средств и регистров учета за проверяемый период    
  Произвести расчет показателей выборки по данному разделу аудита    
  Проверить полноту и своевременность приходования денег по чекам из банка и других поступлений в кассу    
  Составить таблицу корреспонденции счетов по кредиту сч. 50 и проверить правомерность отнесения выплат на себестоимость    
  Проверить соблюдение лимита расчетов наличными с юридическими лицами и соблюдение порядка расчета с населением    
  Проверить соблюдение лимита остатка кассы    
  Аудит первичных учетных документов,.правильность оформления приходных и расходных ордеров, журнала регистрации кассовых ордеров, наличие всех реквизитов, подписей штампов «ПОЛУЧЕНО» и «ОПЛАЧЕНО»    
  Составить таблицу корреспонденции счетов по дебету сч 50 и проверить оприходование денежных средств без отражения на счетах реализации    
  Аудит первичных учетных документов правильность ведения кассовой книги, выборочная арифметическая проверка остатков на конец дня    
  Аудит первичных учетных документов, сверка фамилий в платежных ведомостях и доверенностях с заявлениями о приеме на работу, правильность выдачи денег по доверенности Арифметическая проверка подсчета итогов    
  Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета    
  Составление заключения по данному разделу аудита    
         

Проверка начинается с теста (табл. 8.2). Затем аудитор откры­вает три бланка процедур 4104,4107,4108 и начинает проверку всех документов в выборке. Проверяемые расходные ордера записы­ваются в бланк 4104, приходные ордера — в бланк 4108, а ордера с нарушением их оформления — в бланк 4107.

Проводя обязательные процедуры, аудитор должен обращать внимание на наличие или отсутствие нарушений, выявление ко­торых предусмотрено сопутствующими процедурами. При прове­дении специальных процедур изучается отдельная выборка пер­вичных документов. Аудит раздела завершается процедурой фор­мирования заключения по разделу.

Заключительный этап сводится в основном к написанию офици­ального аудиторского заключения и передаче организации докумен­та под названием «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта». Стандарт аудиторской деятельности «По­рядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчет­ности» предусматривает три части аудиторского заключения:

• вводную;

• аналитическую;

• итоговую.

Таблица 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных компонентов программных средств ИАС | Тест, заполняемый при аудите кассовых операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.