Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Угрозы, правила и механизмы

Защита информации

Лекция №23-24

Оценка общей стоимости владения

ОСВ включает:

· стоимость компьютеров и программного обеспечения;

· техническое обслуживание программно-аппаратных комплексов;

· затраты на обучение и переобучение сотрудников;

· затраты на установку новых версий ПО;

· стоимость потребляемой электроэнергии;

· зарплата сотрудников IT-департаментов;

· оплата сотрудникам вынужденного безделья во время простоя компьютеров;

· «товарищеская» помощь пользователей друг другу при возникновении трудностей;

· потери рабочего времени при самостоятельном устранении мелких неполадок.

В последнее время для расчета ОСВ добавлены коэффициенты, учитывающие:

- конфигурацию сети;

- однородность/неоднородность серверных, сетевых и клиентских платформ;

- различное энергопотребление рабочих станций и экономичных «блокнотных» ПК;

- квалификацию пользователя;

- сложность вычислительной среды, в которой ведется работа;

- методы управления корпоративной сетью;

- организация работы информационных технологий;

- распределенность сети.


Защита в компьютерных системах жестко связана с понятием надежности (dependability). Говоря неформально, надежной компьютерной системой считается система, службам которой мы оправданно доверяем. Как мы говорили ранее, надежность подразумевает доступность, безотказность, безопасность и ремонтопригодность. Однако, если мы собираемся доверять компьютерной системе, следует также принимать во внимание конфиденциальность и целостность.

Под конфиденциальностью (confidentiality) мы понимаем свойство компьютерной системы, благодаря которому доступ к информации в ней ограничен кругом доверенных лиц. Целостность (integrity) — это характеристика, указывающая на то, что изменения могут быть внесены в систему только авторизованными лицами или процессами. Другими словами, незаконные изменения в защищенной компьютерной системе должны обнаруживаться и исправляться. Основные части компьютерной системы — это аппаратура, программы и данные.

Другой способ взглянуть на защиту в компьютерных системах — считать, что мы стараемся защитить службы и данные от угроз защите (security threats). Мы выделяем четыре типа угроз защите:

- перехват (interception);

- прерывание (interruption);

- модификация (modification);

- подделка (fabrication).

Перехватом мы называем такую ситуацию, когда неавторизованный агент получает доступ к службам или данным. Типичный пример перехвата — когда связь между двумя агентами подслушивает кто-то третий.

Примером прерывания может служить повреждение или потеря файла. Обычно прерывание связывают с такой ситуацией, когда службы или данные становятся недоступными, уничтожаются, их невозможно использовать и т. п. В этом смысле атаки типа «отказ в обслуживании» (denial of service), при которых кто-то злонамеренно старается сделать определенную службу недоступной для других, — это угроза защите, классифицируемая как прерывание.

Модификации включают в себя неавторизованные изменения данных или фальсификацию служб с тем, чтобы они не соответствовали своему оригинальному предназначению. Примеры модификации включают перехват сообщений с последующим изменением передаваемых данных, фальсификацию входов в базы данных и изменение программ с тем, чтобы скрытно отслеживать деятельность пользователей.

Подделке соответствует ситуация, когда создаются дополнительные данные или осуществляется деятельность, невозможная в нормальных условиях. Так, например, злоумышленник может попытаться добавить записи в файл паролей или базу данных. Кроме того, иногда удается войти в систему, воспроизведя отправку ранее посланного сообщения. Мы рассмотрим подобные примеры чуть позже.

Отметим, что прерывание, модификация и подделка могут рассматриваться как формы фальсификации данных.

Просто констатировать, что система должна быть в состоянии противостоять всевозможным угрозам защите — это не метод построения защищенных систем. Прежде всего, следует описать требования к защите, то есть правила защиты. Правила защиты (security policy) точно описывают разрешенные и запрещенные действия для системных сущностей. В понятие «системные сущности» входят пользователи, службы, данные, машины и т. п. После составления правил защиты можно сосредоточиться на механизмах защиты (security mechanisms), посредством которых реализуются эти правила. Наиболее важные из них:

- шифрование (encryption);

- аутентификация (authentication);

- авторизация (authorization);

- аудит (auditing).

Шифрование — фундамент компьютерной защиты. Шифрование трансформирует данные в нечто, чего злоумышленник не в состоянии понять. Другими словами, шифрование — это средство реализации конфиденциальности. Кроме того, шифрование позволяет нам проверить, не изменялись ли данные, давая возможность контролировать целостность данных.

Аутентификация используется для проверки заявленного имени пользователя, клиента, сервера и пр. В случае с клиентом основная идея заключается в том, что до начала работы службы с клиентом служба должна определить подлинность клиента. Обычно пользователи аутентифицируют себя при помощи пароля, однако существуют и другие способы аутентификации клиента.

После того как клиент аутентифицирован, необходимо проверить, имеет ли он право на проведение запрашиваемых действий. Типичным примером является доступ к базе данных с медицинской информацией. В зависимости от того, кто работает с базой, ему может быть разрешено читать записи, модифицировать определенные поля записей или добавлять и удалять записи.

Средства аудита используются для контроля за тем, что делает клиент и как он это делает. Хотя средства аудита не защищают от угроз защите, журналы аудита постоянно используются для анализа «дыр» в системах защиты с последующим принятием мер против нарушителей. Поэтому нарушители всеми силами стараются не оставлять каких-либо следов, которые в конце концов могут привести к их раскрытию. До известной степени именно благодаря протоколированию доступа хакерство является весьма рискованным занятием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая стоимость владения информационной инфраструктурой | Архитектура защиты Globus
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.