Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «ПОЭТИКА» АРИСТОТЕЛЯ




Тема: АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке – орхестре (от глагола орхеомай – «танцую»), вокруг которого и собирались зрители. Но по мере того как, возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы, возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадке и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса вмещал до 17 тысяч человек.

В V веке до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай – «смотрю») и скену (скенэ – «палатка», позже деревянное или каменное строение).

Сюжеты древнегреческих драм привели к изобретению театральных механизмов, постановочной техники.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Корме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было.

 

Из древности до нас дошла одна работа, которая представляет собой теоретическое обобщение достижений древнегреческого искусства. Это «Поэтика» Аристотеля – небольшой трактат о поэтическом искусстве греков от древнейших времён (начиная с Гомера) до середины IV века до н.э.

Аристотель (384-322год до н.э.) – философ-энциклопедист античности, один из крупнейших мыслителей древнего мира, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Большую часть жизни он прожил в Афинах.

Аристотелю принадлежит целый ряд трактатов по самым разнообразным отраслям знаний – естественным наукам, философии, истории, праву, этике, медицине и т.д. для истории и теории театра наибольший интерес представляет его «Поэтика».

«Поэтика» сохранилась не полностью, до нас дошла только первая её часть, в которой речь идёт об эстетической значимости искусства, о сущности эстетического восприятия, о специфике отдельных видов искусства.

Концепция искусства у Аристотеля, в отличие от его учителя Платона, в основном Материалистическая. Главное достоинство искусства, по Аристотелю, состоит в том, что оно правдиво отражает реальный мир. Именно поэтому искусство имеет познавательную ценность и доставляет эстетическое наслаждение. Однако искусство не только подражает действительности, но и даёт её художественное осмысление.

«Поэтика» Аристотеля даёт ряд ценных сведений по теории драмы. Она оказала огромное влияние на формирование эстетических учений последующих эпох. Писатели и учёные разных времён и разных направлений (Гораций, Буало, Лессинг, Чернышевский) постоянно обращались к этому трактату, принимая многие положения Аристотеля как нормы художественного творчества. Целый ряд суждений Аристотеля сохраняет своё значение и в наше время.

 

1.7. Тема: ТЕАТР ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

 

В эпоху эллинизма (IV – I века до н.э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актёрского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В результате поражения в Пелопоннесской войне Афины потеряли главенствующее положение в Греции. Македонский царь Филипп разбил объединённые войска греческих полисов и гегемоном Греции, стала Македония. Организация крупных экономических форм ведёт к завоеванию новых территорий, требует огромного притока рабов. Походы Александра Македонского покорили в короткий срок почти весь известный тогда грекам мир.

Благодаря колонизации Востока и расширению торговли с самыми отдалёнными странами тогдашнего мира происходит распространение на Востоке греческого языка, греческой культуры и образованности, и наоборот, элементы восточной культуры, религии, философии проникают в Грецию.

После смерти Александра Македонского (323 год до н.э.), его держава стала распадаться на отдельные эллинистические государства. Самыми крупными из них были монархии Селевкидов в Азии, Птоломеев в Египте, Антигонов в Македонии (от которой зависила и Греция). Опорой царской власти в этих государствах служило наёмное войско и бюрократический чиновничий аппарат.

Проводником греческой культуры в странах Востока в значительной степени становится театр. Театральные здания в эпоху эллинизма строятся не только во вновь возникших крупных торговых и административных центрах (Александрии, Антиохии), но и в небольших городах. Однако театр эпохи эллинизма сильно отличается от театра демократических Афин. В эллинистических монархиях уже не могло быть той политической свободы, которая существовала в Греции в V веке до н.э. В области политических отношений наблюдаются черты, свойственные восточным деспотиям. Законы, суд, войско, решение вопросов войны и мира – всё теперь находится в руках монарха и его приближённых. Литература и театр не могут уже критиковать общественные порядки своего времени или касаться священной особы правителя. В силу такого положения искусство эллинистическтй эпохи совершает крутой поворот от широкой обществено-политической тематики к узким вопросам семьи и быта.

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся трагедии и комедии. Но от трагедий IV века до н.э. сохранились лишь небольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше имеется данных о комедии, так как до нас дошла целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени – Менандра.

Менандр родился в Афинах. Он происходил из знатной, богатой семьи и получил прекрасное образование, особенно в области литературы, риторики и философии. Он написал более 100 комедий, но одержал лишь 8 побед. И только после смерти был признан величайшим драматургом своего времени. Известность его вышла за пределы Греции, ему подражали или переделывали его комедии римские драматурги. Единственная дошедшая до нас полностью комедия - «Брюзга». Текст её найден только в 1956 году. От другой комедии Менандра – «Третейский суд» - сохранилось приблизительно 700 стихов, дающих достаточно полное представление о развитии и действия. Целью своих комедий Менандр ставил смягчение нравов, установление добрых отношений между людьми, потому мы можем говорить о гуманистических филантропических тенденциях в творчестве Менандра.

Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической комедией. Время её расцвета - конец IV – III века до н.э. В новоаттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV века до н.э. Большую роль в новой комедии играет мотив любви. В новой комедии заметно влияние Еврипида. Душевное переживание героев новая комедия взяла у Еврипида. Новоаттическая комедия значительно отличается от древней, политической комедии. Так в новой комедии не существовало хора. Новая комедия пользовалась у публики огромным успехом. В лучших произведениях проводились передовые идеи эллинистической философии, например, более гуманное отношение к браку, признание его союзом любящих людей, а не сделкой). Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражение такие важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям разных сословий, к чужестранцам.

В середине IV века до н.э. в Греции впервые появляются актёры-профессионалы, объединённые в театральные товарищества, так называемые «синоды технитов». Членами их могли быть только свободорождённые мужчины. В эпоху эллинизма актёры по-прежнему пользовались большим уважением в обществе. Для организации представлений они даже во время войны могли выезжать в другие государства. «Дионисовы артисты» освобождались от воинской повинности. Женские роли по-прежнему исполнялись мужчинами и в театре сохранились маски.

Новоаттическая комедия - последний драматический жанр созданный в Греции. Она потеряла остроту проблематики, ей чужды вопросы большого общественно-политического звучания. Но в смысле разработки характеров и динамики действия новоаттическая комедия сделала определённый шаг вперёд. Ёё бытовые персонажи, её сюжеты и судьбы отдельных людей перешли в римский театр, а затем – в театр нового времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.