Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С внешней средой




Информация – это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди, люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (25, с.8). Понятие «информация» со­стоит из двух аспектов: содержательного и материаль­ного. Содержательный, или смысловой аспект инфор­мации состоит в наличии определенных све­дений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Ма­териальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Информация никогда не со­здается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.

Информационные ре­сурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практичес­кой деятельности людей, используемые в обществен­ном производстве и управлении как фактор повыше­ния эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. в форме понятий, суждений и сложных моделей действительности.

Элемент – неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.

Подсистема - выделенное по опреде­ленным правилам и признакам целенаправленное под­множество взаимосвязанных элементов любой приро­ды. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объе­динения элементов. Для системы правило является бо­лее общим, а для подсистемы - более индивидуаль­ным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является подсистемой некоторой более большой системы.

Подсистемы, выделенные на одной горизонталь­ной линии, являются подсистемами одного уровня. Де­ление системы на подсистемы разного уровня называют иерархией (от греч. hieros - священный и arche - власть), что означает порядок подчинения более низ­ких звеньев системы более высоким. При иерархичес­ком построении системы в целях наиболее эффектив­ного достижения цели должно всегда соблюдаться ос­новное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.

Любая подсистема является, с одной стороны, самостоятельной системой, а с другой - подсистемой системы более высокого уровня, что приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.

Исследование систем как целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внима­ние уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рас­сматриваются с точки трения организации их в еди­ное целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на макроуровне ос­новными являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.

В целях более объективного исследования систем необходимо сочетание двух подходов. Обычно считает­ся более целесообразным начинать изучение систем с макроуровня, и затем исследовать микроуровень. Тем не менее иногда может оказаться более рациональным подход, когда исследование системы начинается на микроуровне.

Связи - это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Любая связь между какими-либо двумя элементами в соответствии с ее направленностью от одного элемента к другому явля­ется выходом первого из них и в то же время входом второго. Связи между подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи систе­мы со всеми подсистемами соподчиненных иерархи­ческих уровней - вертикальными.

Для каждой системы связи со всеми подсистема­ми и между ними называются внутренними, а все ос­тальные связи – внешними. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется с помощью целена­правленных связей.

Информационные ресурсы внешней среды - множество элементов любой природы, существующие вне систе­мы и оказывающих на нее влияние. Для того, чтобы элементы внешней среды могли влиять на систему или испытывать ее воздействие, необходимы связи. В лю­бой системе число всех существующих внешних взаимосвязей очень велико. Исследовать абсолютно все связи практически невозможно. Поэтому их число приходится ограничивать. Задача исследователей со­стоит в том, чтобы определить из множества существующих взаимосвязей с внешней средой такие, которые в значительной сте­пени влияют на систему.

Информационные ресурсы внутренней среды - это ситуационные факторы между элементами во внутрен­ней среде системы определенной природы. В органи­зациях, создаваемых людьми, элементы во внутренней среде являются результатом управленческих решений и постоянно меняются под влиянием внешней среды. Основными переменными во внутренней среде орга­низаций, требующих внимания руководства, являются цели, структура, функции, связи, технические средства, технологии и люди.

Структура - совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие (от лат. structura - строение, порядок). У каж­дой подсистемы определенного уровня существуют со­подчиненные подсистемы либо непосредственно, либо через промежуточные подсистемы. Множество подси­стем, которые стоят ниже и подчинены данной систе­ме, называют ее вертикалью.

Функция - целенаправленный набор действий, операций или процедур (от англ. function - обязанности, действия). Функции системы обычно представляются в виде набора некоторых преобразо­ваний, которые, как правило, делятся на две группы. Первая группа функций связана с преобразованием входов в систему. Это значит, что при определенном наборе значений входных данных осуществляется такое преобразование, при котором система придет в состояние, характеризуемое набором некоторыx внутренних ее параметров. Вторая группа преобразований связывает состояние системы с ее выходами. При оп­ределенном наборе значений внутренних параметров преобразования обеспечивают некоторый набор значе­ний выходных параметров. Сточки зрения внешней среды функции системы заключаются в том, что при определенном наборе значений входных параметров выходные параметры принимают соответствующие этому набору значения. Задача специалистов, занимающих­ся исследованием систем, заключается а определении содержания множеств элементов на входе в систему, зависимостей между ними и возможных преобразований входных данных во внутренней среде системы.

Функция в экстремальных за­дачах, минимум или максимум которой необходимо найти, называется целевой. Экстремальному значению целевой функции обычно соответствует оптимальное решение. Различают линейные, нелинейные, выпуклые и другие целевые функции. В том случае, если допус­тимое множество экстремальной задачи есть пространство функций, тогда используют термин «целевой функционал».

Классификация систем

Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков. Классификация - научный метод, заключающийся в дифференциации всего множества объектов и после­дующее их объединение в определенные группы на основе какого-либо признака. При общем подходе к. классификации систем выделяются следующие при­знаки (схема 16):

• по происхождению;

• по объективности существования;

• по взаимодействию с окружающей средой;

• по действию во времени;

• по обусловленности действия;

• по степени сложности.

В зависимости от происхождения системы могут быть естественными и искус­ственными. К естественным, или природным, следует отнести галактики, Солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в том чис­ле и человека). Искусственные (антропогенные) систе­мы обязаны своим происхождением труду человека. Их можно разбить в основном на два подкласса: физи­ческие и социально-экономические.

Физические системы олицетворяют такие систе­мы, у которых в качестве элементов выступают нежи­вые составляющие. К таким системам относятся маши­ны, оборудование и т.п.

Социально-экономические системы являются объе­динением в организации людей и машин при выполне­нии определенных функций для достижения поставлен­ных целей. С точки зрения терминологии социально-эко­номические системы иногда называют биофизическими или социотехническими, хотя сущность и содержание систем от этого не меняется.

Схема 16. Классификация систем

К социально-экономическим системам относятся го­сударство и народное хозяйство любой страны в целом, территориальные и городские образования, организа­ции по производству продукции и оказанию услуг, фирмы и др. В дальнейшем социально-эко­номические системы будут рассматриваться как слож­ные открытые иерархические системы.

По объектив­ности существования системы делятся на материаль­ные и идеальные.Материальные системы существу­ют объективно, то есть независимо от человека. Иде­альные системы существуют в сознании человека в виде гипотез, образов и представлений. Такие систе­мы выступают в виде системного построения формул, уравнений, определенных схем.

Сис­темы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой могут быть закрытыми или открытыми.

Закрытая системахарактеризуется тем, что любой элемент такой системы имеет связи только с эле­ментами этой системы. Она не имеет связей с внешней средой, ее элементы взаимодействуют друг с другом только внутри системы. Закрытые системы представля­ют собой абстракцию и реально таких систем не суще­ствует. Но это понятие является весьма полезным при исследовании поведения систем, у которых произошел обрыв внешних связей.

Открытойсчитается такая система, у которой, по крайней мере, один элемент имеет связь с внеш­ней средой. Все реальные системы являются откры­тыми. Даже в абстрактной закрытой системе пред­полагается наличие внешних связей, которые в оп­ределенном случае считаются несущественными. В том случае, если временной разрыв или характеристика внешних связей не вызывает отклонений при функ­ционировании системы выше заранее установленных пределов, тогда система связана с внешней средой слабо. В противном случае она связана с внешней средой сильно.

Системы в зависимости от времени действия делятся на статические и дина­мические.

Статическиесистемы характеризуются неизмен­ностью, то есть их параметры не зависят от времени. Устойчивая деятельность системы определяется посто­янством элементов внешней и внутренней среды. В отличие от статических, динамические системы и их па­раметры связаны со временем, то есть являются функцией времени. В реальной жизни статических систем практически не существует.

По обусловленно­сти действия системы могут быть детерминированны­ми и вероятностными. В детерминированныхсисте­мах все элементы системы взаимодействуют заранее предвиденным образом. Вероятностные системы от­личаются тем, что для них нельзя сделать точного де­тального предсказания поведения системы и только с определенной степенью вероятности можно ожидать появления того или иного события. Для прогнозирова­ния развития таких систем используется теория вероятностей.

По степени сложности систе­мы делятся на простые, сложные и особо сложные. Про­стые системы относятся к наименее сложным и ха­рактеризуются небольшим числом внутренних и вне­шних связей. Для сложных и особо сложных систем характерным признаком является наличие разветвленной структуры и большого числа внешних и внутрен­них связей. Отличительной особенностью особо слож­ных систем является отсутствие возможности точного и подробного их описания.

Формального определения сложной или особо сложной системы до настоящего временя пока не существует. Понятие сложной, особо сложной системы возникло в результате появления системного подхода к исследованию систем. Специфика системного подхо­да привела к возникновению общей теории систем.

Сложные и особо сложные системы обладают рядом особенностей. Первая особенность таких систем - целостность их реакций, как это наблюдается в биологических системах. Вторая - большая размерность, заключающаяся в большом количестве элементов, ко­личестве выполняемых функций. И третья особен­ность - сложность поведения системы, состоящая в том, что изменение одного параметра в системе влияет на многие другие.

Следует отметить, что приведенная классификация не претендует на свою оригинальность и закончен­ность. Системы могут быть классифицированы в зависимости от конкретных це­лей и решаемых задач, а также постоянно проводимых исследований, возникающих на практике в конкретных ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.