Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к определению нормы и нарушения детей




Нормальное психическое состояние ребенка выражается в хорошем, бодром настроении, тяге к веселью и шалостям. Нормальный ребенок пробуждается с улыбкой на устах. Он рад новому дню и хочет приобщить к своей радости окружающих. Восстановленная за ночь готовность к активной жизни реализуется безотлагательно с пробуждением. Здоровый ребенок с утра активен и восприимчив. Устав от занятий, уроков, физических упражнений, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает в урочное время.

Среди авторов, занимающихся изучением проблемы человеческих эмоций, нет единого мнения относительно того, что считать нормой, а что отклонением (нарушением) в эмоциональной сфере на психологическом уровне.

«Норма» в медицине - это оптиум функционирования и развития организма; «патология» - любое отклонение от нормы, общие возрастные нарушения жизнедеятельности организма (возрастная патология). Традиционно, в медицинской и общей психологии представления о норме строятся, исходя из анализа признаков патологии, но есть прямо противоположный подход: от выявления качественных особенностей формирования личности на данном возрастном этапе - к определению ее недостаточной или искаженной сформированности, т.е. отклонений в ходе этого формирования.

Переход от нормы к нарушению (патологии) совершается, когда во взаимодействиях организма и среды появляются новые условия, меняющие прежние представления. В связи с этим, основными периодами развития психических нарушений являются: дезадаптация, предболезнь (пограничное состояние между нормой и нарушением), собственно нарушенное развития. Нарушения в эмоциональный сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.

Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.

По содержанию состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния.

По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости (продолжительности) состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей. Расстройства обычно характеризуются большей частотой возникновения, излишней интенсивностью и значительной продолжительностью отрицательных эмоций при недостаточности положительных эмоциональных состояний.

На признание эмоций патологическими также влияет степень осознанности и реалистичности состояний. Например, тревога может возникать в результате осмысленного прогноза развития ситуации или спонтанно, без видимых причин. Тревога также может быть признана окружающими неоправданной, т.е. не соответствующей реально складывающейся ситуации.

 

Классификация психических расстройств

Общепринято делить нарушения психического развития на психореактивные (психогенные), пограничные и патологические.

Психогенными (реактивными) называют расстройства, в происхождении которых главную роль играет психотравма. Психотравмы могут быть ситуационными и пролонгированными. Ситуационные психические травмы – кратковременны, имеют чрезвычайно значимое, острое протекание. Пролонгированные могут быть мягкими, вяло протекающими, но затяжными.

По интенсивности психореактивные расстройства бывают разной силы. Как правило, они носят обратимый характер, вызывают слабую дезадаптацию и их интенсивность и устойчивость изменчивы. Критичность к себе и результатам своей деятельности при психореактивных расстройствах остается. Они могут самостоятельно или при помощи медиков и психологов излечиваться.

В детском возрасте психореактивные расстройства встречаются чаще, чем во взрослом возрасте. У детей разного возраста психотравмирующие ситуации различаются по содержанию. Для детей раннего и дошкольного возраста травмирующими считаются те ситуации, которые связаны с отсутствием или утратой чувства защищенности (нарушения содержания, структуры и функций семьи и отрыв от семьи). В младшем школьном возрасте к значимым семейным ситуациям добавляются ситуации, связанные со снижением ценности Я (школьные ситуации, общение в коллективе, соматические заболевания и т.д.). В подростковом возрасте к перечисленным психотравмирующим ситуациям добавляются ситуации межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Хронически действующие психотравмирующие ситуации задействуют значимое для ребенка окружение, широкий социально-психологический аспект его жизни и по своему содержанию и значению соотносятся с общей социальной ситуацией развития. Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Их наличие предопределяют серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, в последнее время выявлен феномен «неуязвимых детей». Это дети, которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс или справляться с ними благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности. Такие дети отличаются начитанностью, душевным здоровьем, они хорошо учатся в школе, увлеченно играют, у них хорошие социальные навыки, развито чувство самоуважения. Они дружелюбны и нравятся сверстникам и взрослым. Как правило, неуязвимые дети имеют высокий самоконтроль: хорошо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. В критические моменты жизни у них появляется ощущение отчуждения от тягостного окружения, они уходят в себя и могут заниматься чтением, рисованием, танцами, музыкой и т.д. Такое самоотстранение способствует появлению и укреплению чувства независимости.

В отношении причин неуязвимости подобных детей существует три гипотезы. Одна сводится к тому, что подобные дети обладают лучшими генетическими задатками и иммунитетом, которые позволяют им справляться с сильными стрессами. Другая точка зрения определяет неуязвимость значимостью внесемейных ситуаций (общение с посторонним человеком, заинтересованным в том, чтобы защитить ребенка от ненормальных отношений в семье). Самой распространенной гипотезой является предположение о взаимодействии наследственности и среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.