Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм формирования способов поведения у детей




Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является: от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

В жизни каждый человек сталкивается с препятствиями и помехами, которые нельзя рассматривать только как фактор, затрудняющий формирование личности ребенка и нарушающий его отношение с окружающими людьми. Препятствия, помехи – нормальное явление жизни, конструктивное значение которых в том, что они вызывают активность субъекта, направленную на их преодоление, порождают потребность искать и находить способы овладения. А. Далла Вольта даже ввел понятие «конструктивная фрустрация».

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер, и во взрослом возрасте становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Складываться они начинают в детском возрасте, в ходе активного освоения ребенком окружающей действительности. Но развитие способов поведения не происходит автоматически, по мере взросления. Оно зависит от индивидуального опыта преодоления трудностей, от особенностей его личности, темперамента. В силу этих причин, имеющих различные индивидуальные сочетания, приобретаемые детьми способы поведения в трудных ситуациях могут быть разной степени конструктивности.

Сущность конструктивных способов поведения в том, что они позволяют овладеть трудной ситуацией, т.е. преодолеть существующие препятствия, и являются действиями активными, сознательными, целенаправленными и адекватными в отношении как объективных условий ситуации, так и собственных возможностей.

Неконструктивные способы поведения позволяют в лучшем случае лишь отодвинуть на время решение проблемы, не устраняя порождающих ее причин, или же ведут к дезорганизации деятельности.

Усвоение конструктивных или неконструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает неодинаковое влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. Наличие конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. В самом широком смысле конструктивное поведение обеспечивает жизнестойкость человека, его способность адекватно реагировать в стрессовых ситуациях. Закрепление неконструктивных способов поведения, не приводящих к реальному разрешению трудных ситуаций, может вызвать отклонения и деформацию в личностном развитии. Неконструктивные способы поведения закрепляются в зависимости от степени адекватности психического реагирования ребенка. К видам неконструктивного поведения относят девиантное поведение, агрессивное поведение, аддиктивное поведение и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.