Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие неврозов

Неврозы – группа нервно-психических обратимых заболеваний, обусловленных психическим перенапряжением. У детей - это психогенное заболевание формирующейся личности, затрагиваемое значимые аспекты формирования личности, систему ее отношений, в первую очередь, взаимоотношения в семье, со сверстниками и другими людьми.

Невроз возникает после психического потрясения, вызванного реальной или воображаемой угрозой для жизни ребенка или близких для него людей. Невроз не начинается вдруг, внезапно, а развивается в течение более или менее продолжительного времени, когда патогенное психическое напряжение или противоречие не находя выхода, не разрешаются, а накапливается.

Чаще всего неврозы возникают у детей с ослабленной нервной системой, которая может быть обусловлена токсикозом во время беременности, патологией родов, физическими травмами и заболеваниями, неправильным воспитанием, особенно в раннем и дошкольном возрасте.

Наличие невроза говорит об опосредованном стрессом нервно-психическом расстройстве растущего организма, приводящего к болезненному нарушению центральных функций вегетативной нервной системы. Чем меньше ребенок, тем в большей степени последствия невротического стресса затрагивают его вегетативную и соматическую сферу. Чем он старше, тем более очерченными становятся нервно-психические и психомоторные нарушения.

Клиническая картина (общие проявления) неврозов. Основными проявлениями неврозов являются: соматические, эмоциональные и психомоторные расстройства, выражающиеся в нарушениях саморегуляции, психической астении, состоянии беспокойства, психомоторной расторможенности (представленной тиками, заиканием, энурезом).

Разграничение клинических форм невроза основано главным образом на различиях их симптомов. Астенический невроз или неврастения – вид невроза, проявляющийся в повышенной возбудимости и раздражительности в сочетании с быстрой утомляемостью и истощением. Для невроза страха характерно большое количество страхов, что указывает на общий высокий уровень тревожности и неуверенности в себе. Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз) характеризуется идущими помимо желания навязчивыми страхами, мыслями и действиями, нередко при наличии постоянных сомнений и колебаний в принятии решения (мнительность). В истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своем болезненном состоянии.

 

Общая характеристика моносимптомных невротических расстройств

Среди различных форм реактивных состояний в детском возрасте (особенно в раннем и дошкольном) элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства встречаются очень часто. Соматовегетативные и двигательные невротические расстройства выступают как относительно изолированные или доминирующие моносимптомы, в связи с чем их называют моносимптомными неврозами.

Ведущую роль в патогенезе и клинической картины моносимптомных неврозов играют нарушения деятельности одной из соматических функциональных систем, обеспечивающих осуществление сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной и других сложных форм соматической деятельности. При этом система понимается как многоуровневое сложное рефлекторное образование.

В этиологии моносимптомных неврозов у детей причинными факторами чаще всего выступают психические травмы шокового и субшокового характера, сопровождающиеся испугом. Реже возникают под влиянием длительной психотравмирующей ситуации. Моносимптом всегда сочетается с нерезко выраженными и находящимися на втором плане общеневротическими расстройствами (тревогой, страхами, эмоциональным напряжением, аффективной лабильностью, астеническими компонентами и т.п.)

Ведущей проблемой патогенеза системных неврозов является проблема «выбора органа», т.е. патогенетические механизмы возникновения расстройства в той или иной функциональной системе. Одним из механизмов, обусловливающих такую избирательность расстройств, является приобретенная или врожденная «слабость» той или иной функциональной системы (речедвигательной регуляции, регуляции мочеиспускания и т.п.). Другой механизм состоит в возникновении патологической условно – рефлекторной связи между состоянием аффекта и тем или иным видом защитной деятельности, которая отличается более выраженной интенсивностью в момент аффективного напряжения. В детском возрасте условно-рефлекторные патологические связи замыкаются очень быстро, тогда как их угасание затруднено. Поэтому возникшая в момент аффекта условно-рефлекторная связь может легко приобрести фиксированный характер. Третий патогенетический механизм системных неврозов связан с эмоциональным напряжением, которое обусловлено тревожным ожиданием неудачи выполнения какого-либо действия. Аффективное напряжение, сочетающееся с чрезмерным вниманием к определенной деятельности, может вести к дезавтоматизации действий и нарушению деятельности в целом.

 

Невротическое заикание

Заиканием называют нарушения темпа, ритма и плавности речи, связанные с судорогами мышц, участвующих в речевом акте.

Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. У мальчиков возникает чаще, чем у девочек. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 3-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления. Возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте (на 2-3 году жизни).

Причины невротического заикания:

1. Острые и подострые психические травмы, связанные с испугом, внезапно возникшим волнением, разлукой с родителями, изменением привычного жизненного стереотипа.

2. Длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция).

3. Семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием.

4. Неблагоприятный речевой климат: перегрузки информацией, попытки форсировать темп речевого развития ребенка, резкая смена требований к речевой деятельности ребенка, двуязычие в семье, чрезмерная требовательность родителей к речи ребенка и т.п.

Избирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании объясняется наличием врожденной или приобретенной функциональной недостаточности систем, обеспечивающих моторные компоненты экспрессивной речи.

Клиническая картина невротического заикания

В начальный период заикание характеризуется преобладанием тонической судороги в дыхательно-вокальной мускулатуре с постепенным присоединением тонико-клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечается скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Спустя несколько месяцев или 1-2 года после возникновения заикания появляется реакция ребенка на дефект речи. Дети начинают замечать его, стесняются говорить в присутствии посторонних, отказываются от публичных выступлений. В школьном возрасте развивается логофобия, которая значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении (например, при ответе у доски). Выраженная логофобия в основном наблюдается в пубертатном возрасте.

Для невротического заикания характерно непостоянство его интенсивности – от резко выраженного заикания, делающего практически невозможным речевой контакт, до почти совершенно плавной и незатрудненной речи. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, волнения, усиления ответственности, а также при необходимости вступать в контакт с незнакомыми лицами. В то же время в привычной домашней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти незаметным.

Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстройствами: страхами, колебаниями настроения, расстройствами сна, тиками, энурезом и т.д., которые нередко предшествуют возникновению заикания.

Динамика заикания: начальный этап может протекать в форме острой невротической реакции, которая возникает по выходе из аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным испугом, особенно в случае развития реактивного мутизма. При длительных психотравмирующих ситуациях проявляется преневротическим состоянием с эпизодически возникающими запинками в речи. Чаще заикание появляется у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. В дальнейшем происходит либо обратное развитие заикание, либо его фиксация на основе закрепления моторного речевого автоматизма. Во втором случае развивается невротическое состояние с синдромом заикания. В структуру невротического состояния (логоневроза), помимо заикания входят астенические, фобические, субдепрессивные, соматовегетативные компоненты. Течение имеет волнообразный характер, с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психотравмирующих воздействий и эмоционального напряжения.

Усиление заикания и усложнение невротического состояния наблюдается в пубертатном возрасте, особенно с 15 до 17 лет, что связано с пубертатными сдвигами в организме и с обострением реакции личности на дефект речи.

Отграничение от схожей симптоматики

Невротическое заикание необходимо дифференцировать от неврозоподобного заикания, возникающего в связи с резидуально-органическими и соматогенными нарушениями деятельности головного мозга. Неврозоподобное заикание развивается часто постепенно, исподволь, начинаясь с так называемых запинок на фоне более или менее выраженных проявлений задержки речевого развития (замедленный темп, косноязычие). При нем часто отсутствуют указания на испуг или другие психотравмирующие переживания, предшествовавшие появлению заикания. Неврозоподобное заикание характеризуется с самого начала преобладанием клонико-тонического судорожного компонента в артикуляционных мышцах, частным наличием сопутствующих тикообразных гиперкинезов. Реакция личности на дефект речи вплоть до пубертатного возраста отсутствует. Неврозоподобное заикание обычно проявляется на фоне органических черт психики (инертность, затрудненная переключаемость, импульсивность, преобладание эйфорического фона настроения) и сочетается с другими неврозоподобными расстройствами, церебрастеническими синдромами и рассеянной неврологической симптоматикой. Динамика неврозоподобного заикания отличается относительной монотонностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заикания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи под влиянием инфекций, травм и других соматических заболеваний.

Меньшее сходство у невротического заикания с органическим заиканием, обусловленным органическим поражением мозга. Органическое заикание представляет собой гиперкинез с насильственными сокращениями артикуляционных мышц в сочетании с гиперкинезами мышц и конечностей, грубыми нарушениями дыхания и фонациями, дизартрией. Это форма заикания отличается особой стойкостью, резистентностью к терапии. Нередко сопровождается интеллектуальной недостаточностью.

Невротическое заикание дифференцируется от спотыкания. В последнем случае имеет место не расстройство речи судорожного характера, а разнообразные нарушения темпа и ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму), сочетающиеся с нарушениями артикуляции (смазанность речи), голоса (неожиданные колебания громкости, монотонность), а также с затрудненным нахождением слов, нечеткой формулировкой фраз, беспорядочной перестановкой смысловых ударений. В генезе спотыкания роль отводится остаточным явлениям раннего органического поражения головного мозга.

 

Невротические тики

Невротическими тиками называют разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения (мигание, наморщивание лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливание, хмыкание, «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер. В части случаев тики могут иметь навязчивый характер. У детей младшего возраста невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения и навязчивым стремлением к повторению того или иного фиксированного движения. Невротические тики распространены в детском возрасте. Чаще встречаются в возрасте от 7 до 12 лет.

Локализация тиков в ходе нарушения может многократно изменяться. Субъективно дети оценивают тики как своеобразную «привычку», но не пытаются ее преодолеть. Часто невротические тики сочетаются с невротическим заиканием и энурезом.

Тики обычно возникают по типу непосредственной или несколько отставленной во времени от действия психотравмирующего фактора невротической реакции. В части случаев заболевание ограничивается относительно непродолжительной (до 3-4 недель) невротической реакций в форме того или иного локализованного тика. Однако чаще такая реакция фиксируется, появляется тенденция к возникновению тиков иной локализации, присоединяются другие невротические проявления: неустойчивость настроения, плаксивость, раздражительность, эпизодические страхи, нарушения сна, астенические симптомы.

Причины:

1. Длительные психотравмирующие ситуации.

2. Острые психотравмы, сопровождающиеся испугом.

3. Местное раздражение конъюнктивы, дыхательных путей, кожи и т.д., вызывающие защитную рефлекторную двигательную реакцию.

4. Заражение тиком от окружающих людей.

5. Наличие невропатического состояния.

Выздоровление у больных с тиками имеет место в 30% случаев, улучшение – в 36% случаев; а у 34 % больных состояние не меняется или даже ухудшается.

Отграничение невротических тиков

Невротические тики следует дифференцировать от неврозоподобных тиков резидуально-органического происхождения, а также от различных насильственных гиперкинезов. При неврозоподобных тиках наблюдается стереотипность, монотонность проявлений психоорганического синдрома и очаговой неврологической симптоматики.

Различные органические гиперкинезы отличаются от невротических тиков своей насильственностью, невозможностью подавить их усилием воли, большим размахом движений, которые захватывают целые группы мышц и не являются столь локализованными, а также лишены компонента целесообразности, защитного характера.

 

Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна характеризуются нарушением засыпания, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, а также сноговорением и снохождением.

Причины

1. Психотравмирующие ситуации, психотравмирующие факторы, действующие на ребенка в вечернее время, незадолго до сна: ссоры с родителями в это время, различные пугающие ребенка сообщения взрослых о каких-либо происшествиях и несчастных случаях, просмотры кинофильмов и т.д.

2. Невропатические состояния и резидуально-органическая недостаточность, обусловливающие нарушение ритма смены сна и бодрствования.

Клиническая картина нарушений сна

Нарушение засыпания часто отмечается при различных невротических реакциях и состояниях у детей. Как изолированное расстройство оно почти не встречается. Выражается нарушение засыпания в замедленном переходе от бодрствования ко сну, засыпание может длиться до1-2 ч. Нередко замедленное засыпание сочетается с различными страхами и опасениями (боязнь темноты, страх задохнуться во сне и т.п.), патологическими привычными действиями (сосание пальца, накручивание волос, мастурбация, яктация у детей раннего возраста), навязчивыми действиями типа элементарных ритуалов (многократное пожелание спокойной ночи, повторные вопросы к родителям со стереотипным содержанием, укладывание в постель определенных игрушек и те или иные действия с ними и т.п.). Реже встречаются длительные ночные пробуждения, свойственные преимущественно детям младшего возраста. В этом случае ребенок после пробуждения остается спокойным, может подолгу играть своими пальцами, одеялом, тихо напевать. Такие состояния иногда продолжаются до 1-2 ч.

В дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте расстройства сна сопровождаются ночными страхами. В психопатологическом плане они представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с аффектом страха, содержание которых так или иначе связано с психотравмирующими обстоятельствами.

Нередкими проявлениями невротических нарушений сна являются снохождение и сноговорение. Они связаны с содержанием сновидений, нередко отражают отдельные психотравмирующие переживания. При них возможен контакт с ребенком (в отличие от нарушений сна, например, при эпилепсии).

 

Невротические расстройства аппетита

Эта группа системных невротических расстройств широко распространена и включает различные нарушения «пищевого поведения» у детей, связанные с первичными нарушениями аппетита. В раннем и дошкольном возрасте встречается невротическая анорексия.

Причины:

1. Психотравмирующие моменты, а именно разлука с матерью, помещение в дошкольное учреждение, неровный воспитательный подход к ребенку, физические наказания, недостаточное внимание к ребенку.

2. Шоковые и субшоковые психические травмы.

3. Попытки насильно кормить ребенка при отказе его от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (резкий окрик, испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, ссора взрослых и т.д.).

4. Соматическая ослабленность ребенка.

5. Чрезмерная тревожность родителей в отношении состояния питания ребенка и процесса его кормления, применение уговоров, рассказов и других отвлекающих от еды моментов

6. Неправильное воспитание с удовлетворением всех прихотей и капризов ребенка, ведущее к его чрезмерной избалованности.

Клиническая картина невротической анорексии

Клинические проявления анорексии довольно однотипны. У ребенка отсутствует желание есть любую пищу или он проявляет большую избирательность в еде, отказываясь от многих обычных продуктов. Неохотно садится за стол, очень медленно ест, подолгу «перекатывает» пищу во рту. В связи с повышенным рвотным рефлексом часто во время еды возникает рвота. Прием пищи вызывает у ребенка пониженное настроение, капризность, плаксивость.

Течение невротической анорексии может быть непродолжительным (не дольше 2-3 недель), а может приобретать затяжное течение с длительным упорным отказом от пищи. В этих случаях возможно снижение массы тела.

Отграничение невротической анорексии

Невротическую анорексию следует отграничивать от схожих внешних проявлений при соматогенных астенических состояниях у детей, часто болеющих, перенесших какие-либо инфекционные заболевания.

 

Невротический энурез

Термином «энурез» обозначают состояние неосознанного упускания мочи, преимущественно в ночное время (во время сна). Об энурезе как невротическом состоянии следует говорить после 4-х лет, т.к. в более раннем возрасте оно может быть физиологическим, будучи связанным с возрастной незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания и отсутствием упроченного навыка удерживать мочу.

У мальчиков энурез встречается 1,5 – 2 раза чаще, чем у девочек. К началу младшего школьного возраста энурез несколько снижается, а к концу подростковому может полностью самостоятельно прекратиться.

Причины:

1. Острые или затяжные психотравмы.

2. Помимо психотравмирующих факторов имеет значение невропатическое состояние, черты тормозимости и тревожности в характере ребенка.

3. Наследственность. Идентичная семейная отягощенность составляет 20%.

Клиническая картина невротического энуреза

В зависимости от времени возникновения энуреза его подразделяют на первичный и вторичный. При первичном энурезе недержание мочи отмечается с раннего возраста без промежуточного периода сформированного навыка опрятности. Вторичный энурез возникает после более или менее длительного - не менее года – периода наличия навыка опрятности. Невротический энурез всегда является вторичным.

Клиническая картина невротического энуреза отличается выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Недержание мочи, как правило, резко учащается при обострении психотравмирующей ситуации, например, в случае развода родителей, после очередного конфликта, учиненного пьяным родителем, в связи с физическим наказанием и т.п. Т.к. невротический энурез возникает на фоне робости, тревожности, боязливости, впечатлительности, неуверенности в себе, уже в конце дошкольного и в младшем школьном возрасте дети начинают болезненно переживать свой недостаток, стесняются его; у них появляется чувство неполноценности, а также тревожное ожидание нового упускания мочи. Это ведет к нарушению засыпания и тревожному ночному сну.

Невротический энурез никогда не является единственным невротическим расстройством; оно всегда сопровождается другими невротическими проявлениями: эмоциональная лабильность, раздражительность, капризность, плаксивость, нарушение сна, тики, страхи и др.

Существуют два клинических варианта невротического заикания. При первом варианте недержание мочи возникает остро, непосредственно или вскоре после испуга, после аффективно-шоковой реакции. Вначале заболевание выражается в форме невротической моносимптомной реакции со сравнительно редким (1 раз в 1-2 недели) ночным недержанием мочи. Во многих случаях спустя 1-3 месяца заболевание заканчивается выздоровлением. Однако у части детей при наличии «измененной почвы» (невропатия, черты тормозимости, резидуально-органическая недостаточность) к ночному недержанию мочи присоединяются расстройства сна, пониженное настроение, плаксивость, снижение аппетита. Постепенно происходит переход от невротической реакции к более сложному по клинической структуре нарушению. На этом этапе заболевания наряду с ночным недержанием мочи, которое становится более частым (до 2-3 раз в неделю), наблюдается астенические симптомы, дистимическое настроение, ипохондрические жалобы, повышенная раздражительность, несдержанность, нарушения поведения. Дальнейшее течение заболевания носит волнообразный – рецидивирующий характер. Во время обострения недержания мочи может становиться еженощным.

При втором варианте заболевание развивается постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте под влиянием хронической психотравмирующей ситуации. Различные полиморфные невротические расстройства (страхи, нарушения сна, расстройства аппетита, тики) отмечаются за несколько месяцев до появления недержания мочи. Последнее возникает под влиянием какого-либо дополнительного, нередко незначительного психотравмирующего воздействия. Вначале оно наблюдается редко – 1-2 раза в месяц, спустя 4-8 месяцев постепенно учащается, доходя до 4-6 раз в неделю. Вместе с тем возможны светлые интервалы разной продолжительности.

В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей среднего школьного возраста и подростков происходит относительно стойкий субдепрессивный сдвиг настроения с появлением в одних случаях недовольства собой, замкнутости, отгороженности, неуверенности в себе, ранимости, а в других – повышенной аффективной возбудимости, несдержанности, озлобленности, склонности к реакциям активного протеста с агрессивными проявлениями.

Отграничение невротического энуреза

Отграничение от неврозоподобного энуреза: неврозоподобный энурез возникает в связи с перенесенными церебрально-органическими или общесоматическими заболеваниями, характеризуется большой монотонностью течения; отсутствием четкой зависимости от изменений ситуации при выраженной зависимости от соматического заболевания. При неврозоподобном энурезе часто отсутствует реакция личности на дефект вплоть до пубертатного возраста.

Невротический энурез следует также отличать от недержания мочи как одной из форм реакций пассивного протеста у детей дошкольного возраста. В последнем случае недержание мочи отмечается только в дневное время и возникает преимущественно в психотравмирующей ситуации, например, в яслях или детском саду в случаях нежелания их посещать. Кроме того, наблюдаются проявления протестного поведения, недовольство обстановкой, реакции негативизма. Вместе с тем, дневное недержание как проявление реакции пассивного протеста может фиксироваться, утрачивать связь с определенной психотравмирующей ситуацией и постепенно трансформироваться в преимущественно ночное недержание мочи.

 

Невротический энкопрез

Энкопрезом называют непроизвольное выделение кала, возникающее при отсутствии аномалий и заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном приходится на возраст от 7 до 9 лет, чаще у мальчиков.

Причины:

1. Хронические психотравмирующие ситуации в семье.

2. Длительная эмоциональная депривация.

3. Чрезмерно строгие требования родителей к ребенку в отношении его опрятности, внешнего вида и т.п.

4. Фактором «почвы» могут быть невропатические состояния и резидуально-органическая церебральная недостаточность.

Клиническая картина невротического энкопреза

Клиническая картина невротического энкопреза характеризуется тем, что у ребенка, имевшего до того навыки опрятности, периодически в дневное время отмечается небольшое количество испражнений на белье. Чаще ребенок только слегка пачкает одежду, в редких случаях обнаруживаются более сильные испражнения. Ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. В большинстве случаев дети болезненно переживают свой недостаток, стыдятся его, стараются спрятать от родителей испачканное белье. Своеобразной реакцией личности на энкопрез может быть чрезмерное стремление ребенка к чистоплотности и аккуратности. Частота недержания кала может быть индивидуально различной. Нередко наблюдается устойчивый характер. Сопровождается пониженным настроением, раздражительностью, плаксивостью, часто сопровождается невротическим энурезом.

Отграничение невротического энкопреза

Отграничение от энкопреза при шизофрении, олигофрении, органических заболеваниях мозга. В этих случаях энкопрез связан с патологией влечений: ребенок испытывает удовольствие, ощущая испражнения, может играть с ними, при этом отсутствует чувство стыда, стремление скрыть недостаток.

Недержание кала при заболеваниях мозга сочетается с грубыми неврологическими расстройствами со стороны нижних конечностей и отличается обильными непроизвольно отходящими испражнениями.

Невротический энкопрез следуют отличать от дневного энкопреза протестного характера. В этом случае имеет место частично осознанный характер и возникает только в определенной психотравмирующей ситуации.

Энкопрез как проявление реакции протеста чаще бывает кратковременным и сочетается с нарушениями поведения протестного характера.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Страх как реактивное расстройство | Патологические привычные действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.