Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это права определенных юридических лиц на имущество создавшего их собственника.

Субъекты прав хозяйственного ведения:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных предприятий;

- учреждения в отношении доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью.

Объект права хозяйственного ведения –предприятие, как имущественный комплекс.

Субъект права хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в пределах, установленных Гражданским кодексом:

- он не вправе распоряжаться переданным ему недвижимым имуществом без согласия собственника;

- остальным имуществом он вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Правомочия собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении:

- создание предприятия, определение предмета и цели его деятельности, назначение руководителя предприятия;

- реорганизация и ликвидация предприятия;

- контроль за сохранностью и использованием данного имущества;

- получение части прибыли от использования имущества.

Право хозяйственного ведения прекращается:

- по основаниям прекращения права собственности;

- в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.

Субъекты права оперативного управления:

- казенные предприятия;

- учреждения.

Объект права оперативного управления –по своей сути аналогичен объекту права хозяйственного ведения.

Субъект права оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имуществе права владения, пользования и распоряжения.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а учреждение вообще не вправе распоряжаться переданным ему имуществом.

Собственник имущества, находящегося на праве оперативного управления, вправе:

- осуществлять все полномочия собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении;

изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

 

  1. Правовое регулирование земельных отношений

 

В одном из первых декретов победившей в 1917 году Октябрьской революции была отменена частная собственность на землю и другие природные ресурсы, которые объявлялись всенародным достоянием. Земля, её недра, леса, и воды были отнесены к объектам исключительной собственности государства и изъяты из гражданского оборота. Положение коренным образом изменилось, когда наша страна вступила в период перестройки. В отраслевых законодательных актах начала девяностых годов, а вслед за ними в ныне действующей Конституции РФ признана частная собственность на землю. До сих пор, однако, не может окончательно считаться решенным вопрос о содержании права частной собственности на землю и оптимальный механизм его осуществления. Достаточно напомнить, что на долгий срок было приостановлено введение в действие главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского кодекса РФ.



25 октября 2001 года Президент РФ подписал Закон о принятии Земельного кодекса РФ, который вступил в действие со дня его официального опубликования, т.е. с 30 октября 2001 года. Никакой революции в регулировании земельных отношений новый Земельный кодекс не совершил уже потому, что он, по существу, вывел за пределы своего ведения земли сельскохозяйственного назначения, отдав последние на откуп Федеральному закону от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вслед за Конституцией РФ Земельный кодекс РФ закрепляет частную собственность на землю (собственность граждан и юридических лиц), государственную собственность на землю (собственность РФ и собственность субъектов РФ) и муниципальную собственность (собственность муниципальных организаций)[1].

Земли не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Устанавливая это положение, Земельный кодекс РФ, вслед за Гражданским кодексом РФ, закрепляет презумпцию права государственной собственности на землю. Необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ, не ограничиваясь землей, распространяет эту презумпцию и на природные ресурсы. Известное несоответствие в этом вопросе между нормами гражданского и земельного законодательства объясняется тем, что Земельный кодекс РФ относит к предмету своего ведения именно земельные отношения, придавая приоритет в регулировании иных отношений по использованию и охране природных ресурсов нормам таких отраслей законодательства, как лесное, водное, законодательство о недрах и т.д. К тому же следует учитывать, что ныне действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на леса и участки недр, в муниципальной и частной собственности не могут быть водные объекты, кроме обособленных, а животный мир в пределах РФ является государственной собственностью[2]. Закрепление презумпции государственной собственности на землю означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозной, даже если находится в запустении или вообще заброшена. Закрепление в отношении земли презумпции государственной собственности не означает, однако, что земля не может быть приобретена в собственность по давности владения, т.е. что она вообще изъята из-под действия приобретательной давности. По крайней мере, в отношении земли такой вывод неверен, поскольку в принципе она может быть приобретена в частную собственность по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, к числу которых и относится приобретательная давность. Но, разумеется, речь не может идти о земельных участках, которые в соответствии с земельным кодексом РФ и иными федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Ясно, что их нельзя приобрести в частную собственность и по давности владения. Что же касается лесов, участков недр и водных объектов (кроме обособленных водных объектов), то они в частной собственности вообще не могут быть, а потому действительно изъяты из-под действия приобретательной давности.

Участники земельных отношений могут быть собственниками земельных участков; землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования; землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков – лица владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды; обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими участками (сервитут). В определении круга лиц, которые могут получить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, а также содержание их прав на этот участок произошли существенные изменения.

Необходимо отметить, что у тех лиц, которым эти участки до введения Земельного кодекса РФ в действие были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, эти прав сохраняются. В первом случае речь идет о гражданах и юридических лицах, а во втором, что вытекает из юридической природы самого права – только о гражданах. При этом граждане и юридические лица, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться. То же относится и к гражданам, владеющим участками на праве пожизненного наследуемого владения. В этом случае исключение сделано лишь для перехода прав на земельный участок по наследству (как по завещанию, так и по закону). Граждане, которые обладают земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право однократно приобрести их в собственность бесплатно.

Впредь земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам после введения Земельного кодекса РФ в действие земельные участки не предоставляются ни в постоянное (бессрочное) пользование, ни в пожизненное наследуемое владение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Право оперативного управления

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. D) право на отримання допомоги на сім'ю на однакових умовах з чоловіками.
  2. I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  3. I. В зависимости от отраслевой принадлежности: уголовно-правовые нормы.
  4. I. Виды недействительных сделок и их правовые последствия
  5. I. Гарантии самостоятельности местного самоуправления.
  6. I. Международное экологическое право
  7. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  8. I. Понятие и состав экологического правонарушения
  9. II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
  10. II. Виды ответственности за экологические правонарушения.
  11. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  12. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.5.196
Генерация страницы за: 0.092 сек.