Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналоги собственности в землепользовании

Вещные права

Наряду с правом собственности, как правило, на его основе или в связи с ним складываются и

другие, отдельные вещные права, также опосредствующие прямую связь человека с вещью, иным благом, имеющими существенное значение для жизнедеятельности людей.

Всемирная история свидетельствует, что наряду со всеобъемлющим вещным правом - правом собственности, существенное значение имеют также и отдельные вещные права - отдельные права владения, пользования и т. д. Причем некоторые из таких прав, как и собственность, имеют общедозволительный характер, другие - характер разрешительный. И хотя по мере развития общества эти права все более и более входят в конструкции, где определяющую роль приобретают обязательственные отношения (как, например, при аренде), и растет удельный вес разрешительных элементов, вещные права до настоящего времени сохраняют свое значение в народно-хозяйственной и юридической жизни общества. Наиболее важными здесь являются два момента:

- во-первых, при всех ограничениях вещные права в той или иной мере сохраняют (и в чем-то тоже ≪без посредников≫) прямую связь лица (субъекта) с вещами. А это, как и в собственности, является основой и стимулом активной инициативной деятельности субъектов вещных прав. Причем, как показывает практика ряда стран (Норвегии и др.), - деятельности, в принципе не уступающей в условиях национальных традиций побудительной и созидательной силе самой собственности, и потому обеспечивающей нормальное, эффективное функционирование товарно-рыночной экономики;

- во-вторых, важным элементом отдельных вещных прав является владение, сущность которого не сводится только к одному лишь правомочию из собственнической триады. Именно владение как таковое придает прочность складывающимся отношениям, а с юридической стороны порождает такие существенные для субъекта юридические последствия, как владельческую защиту (даже против собственника) и право следования (сохранение вещных прав у владельца даже при переходе права собственности к другому лицу).

Это уже отмеченные при характеристике права собственности на землю:

а) право пожизненного наследуемого владения (ст. 265, 266 ГК РФ);

б) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268, 269 ГК РФ).

В России первоначально, в 1989-1991 гг., указанные вещные права сформировались и начали использоваться как аналог или начальная форма собственности на землю, или этап подготовки к

приватизации земли. В последующем, в 1990-х гг., при попытке проведения радикальных реформ приватизация земли осуществилась посредством неудачной юридической конструкции (путем

предоставления пая по правилам долевой собственности) - так, что бывшие колхозники и члены совхозов стали только собственниками ≪доли в праве≫. Вполне понятно поэтому, что вещный элемент, который был характерен для указанных выше аналогов собственности, не сработал, не дал того мощного импульса в производстве, который порождает вещный элемент в собственности и в других вещных правах. В этих условиях не исключена возможность успешного использования права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования (аналогов права собственности), имеющих существенные вещные элементы, которые способны кардинальным образом способствовать активизации сельскохозяйственного производства.

О праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления (предварительные замечания). В Советском Союзе, когда с начала 1930-х гг. установилась суперцентрализованная плановая система хозяйствования типа (по Ленину) ≪одной фабрики≫, для отдельных частиц этой ≪одной фабрики≫ - государственных предприятий - потребовались некоторые юридические возможности для решения некоторых оперативных хозяйственных вопросов. Тогда-то в 1930-х гг. и была введена конструкция ≪права оперативного управления≫, которая позволяла государственным предприятиям совершать отдельные хозяйственные операции и оформлять плановые задания в виде договоров (такую конструкцию заимствовали и некоторые капиталистические крупные зарубежные фирмы и корпорации для организации внутриуправленческой, внутрифирменной работы). Когда же в конце 1980-х - начале 1990-х гг. возникла потребность заменить плановую систему хозяйствования товарно-рыночной системой экономики, оказалось, что отдельные предприятия, действующие на основе права оперативного управления, даже после принятия новых законов о предприятии не способны включиться в новые экономические отношения. В этой обстановке в СССР, а затем после его распада в России возникла необходимость так расширить права предприятий, чтобы они смогли стать полноправными и эффективными участниками товарно-рыночных отношений. С этой целью была выработана категория ≪хозяйственного ведения≫ (сначала ≪полного хозяйственного ведения≫), при этом в законодательных органах началась работа по выработке законов, которые бы наполнили указанную категорию необходимым (≪рыночным≫) содержанием.

Эта работа, однако, не была доведена до конца. Ибо в качестве общей политики приватизации в 1992-93-х гг. неожиданно была принята программа общего (сплошного) акционирования, когда

государственные предприятия переоформлялись в открытые и закрытые акционерные общества. И хотя акционерные общества не приспособлены для приватизации и в этой связи в хозяйстве и социальной жизни возникли наряду с положительным эффектом, и серьезные отрицательные явления (громадное имущественное расслоение людей, доминирование олигархов, овладевших контрольным пакетом акций, скупка контрольного пакета акций по нехозяйственным мотивам и др.), сама идея существенного (≪рыночного≫) расширения прав государственных предприятий была отодвинута в сторону. Она не нашла своей достаточной реализации и в последующем, когда 14 ноября 2002 г. был принят Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (№ 161-ФЗ). В этой связи получилось так, что в настоящее время категории ≪хозяйственного ведения≫ и ≪оперативного управления≫, закрепленные в ГК РФ и упомянутом Законе 2002 г., хотя и являются вещными правами, в чем-то близкими к праву собственности, стали в немалой мере носить разрешительный (≪госплановский≫) характер и поэтому не позволяют в полной мере и эффективно участвовать государственным (и муниципальным) предприятиям в современной товарно-рыночной экономике.

Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ). Это вещное право, как и право собственности, включает в себя триаду собственнических правомочий - права владения, пользования, распоряжения, но и в ГК РФ, и в Законе от 14 ноября 2002 г. это вещное право сформулировано так, что указанные правомочия существуют в немалой мере ≪в разрешительных пределах≫, определяемых и в нормативном порядке, и собственником (ст. 294 ГК РФ). В качестве же собственника фактически выступают органы государственного (административного) управления, существенно ограничивающие права предприятия, в ряде случаев по ≪госплановской≫ модели, и - как и в советское время - решающие за предприятие многие вопросы хозяйственной деятельности. ≪Предприятие, - говорится в ст. 295 ГК РФ, - не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника≫. В этой же статье сказано: ≪остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно≫ и вместе с тем добавлено - ≪...за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами≫. Закон от 14 ноября 2002 г. действительно установил ряд других ограничений, в т. ч. широкий список сделок, которые допустимо совершать только по разрешению (≪с согласия собственника≫), ввел ряд норм, заимствованных из законодательства об акционерных обществах (о ≪крупных сделках≫, о сделках, совершаемых ≪заинтересованными лицами≫), но он все же, сославшись на ГК РФ, оставил элементы имущественной самостоятельности предприятия, в том числе принцип свободы договора, пусть и с очень существенными ограничениями. И это позволяет на практике использовать соответствующие нормы ГК РФ и Закона под углом зрения основных начал гражданского законодательства. ГК РФ и указанный выше Закон установили для организаций, действующих на основе права хозяйственного ведения и права оперативного управления, единые нормы о приобретении прав (передача собственником имущества) и их прекращения (по решению собственника и правил прекращения права собственности), а также о том, что приобретенное этими организациями имущество поступает им ≪в порядке, установленном для приобретения права собственности≫ (ст. 299). Для них же предусмотрено своеобразное ≪право следования≫: при переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс и на учреждение сохраняется право хозяйственного ведения или соответственно - оперативного управления (ст. 300), что оттеняет вещный характер указанных прав.

Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Это право по сравнению с правом хозяйственного ведения имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов - оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений. При этом необходимо различать:

- право оперативного управления, установленное для деятельности казенных предприятий (их деятельность на основе ГК РФ урегулирована тем же указанным выше Законом об унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.);

- право оперативного управления, на основе которого осуществляется имущественная деятельность учреждений. В том числе организаций, выполняющих функции государственного или муниципального управления.

Право оперативного управления, так же как и право хозяйственного ведения, включает правомочия владения, пользования, распоряжения. Но они поставлены здесь в строгие рамки отношений разрешительного порядка (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями), определяемого актами собственника и финансовыми документами (сметой). В то же время в ГК РФ установлено правило, в какой-то мере выходящее за пределы права оперативного управления, - о том, что ≪если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе≫ (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Такое право по смыслу ст. 298 ГК РФ представляет собой особое ограниченное вещное

право, которое расширяет имущественные возможности учреждения.

Сервитут - правовая конструкция, достаточно основательно отработанная еще в ранние периоды развития права, прежде всего - древнеримскими юристами (см. п. 2 гл. 8), которые видели в сервитутах явления в основном вещно-правового порядка. В последующем сервитуты, хотя и получили своеобразное выражение в некоторых странах (например, Скандинавских, где они подчас имеют характер ≪пользований≫), они ограничивались в основном бытовыми отношениями и зачастую в тех или иных национальных правовых системах все более связывались с обязательственными отношениями и разрешительными порядками.

В настоящее время, по ГК РФ, сервитуты - это ограниченные права лица в отношении не принадлежащих ему земельного участка, а также зданий и сооружений. В том числе:

- право прохода;

- право проезда;

- право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и т. д.;

- право доступа к водоисточнику и др.

Установление сервитута, по ГК РФ, происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость. Спорные вопросы решаются судом. Сервитут не имеет самостоятельного правового значения - он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и т. д. Здесь действует особое ≪право следования≫. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу (ст. 275 ГК РФ). Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в случаях:

а) отпадения основания, по которому он был установлен;

б) ввиду того, что земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, не может быть использован из-за сервитута по его назначению (решается судом).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исковая давность. Сроки | Право собственности. Правомочия и обременения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.