Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: договор розничной купли-продажи 6 страница

Срок зависит от сложности выполняемой задачи и согласовывается сторонами.

Форма подчиняется обычным требованиям к форме сделок.

Обязанности исполнителя.

Основная обязанность – проведение работ в соответствие с согласованным с заказчиком техническим заданием самостоятельно (для НИР) либо с помощью третьих лиц и передача результатов заказчику. В случае привлечения третьих лиц к отношениям сторон применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике. Если практически задачу, поставленную заказчиком выполнить невозможно, исполнитель обязан незамедлительно сообщить об этом заказчику и приостановить выполнение работ до получения соответствующих указаний заказчика в сроки, установленные договором. Результат работы должен быть передан свободным от прав и притязаний третьих лиц. Если при выполнении работы исполнитель считает целесообразным использование результатов интеллектуальной собственности третьих лиц, он должен согласовать подобные действия с заказчиком. Одной из причин такого требования является возможность увеличения стоимости работ в связи с обязательным приобретением разрешения на пользование чужими результатами интеллектуальной деятельности.

При наличии недостатков результата работы, которые могут повлечь отступления от условий, предусмотренных в задании или договоре, исполнитель обязан устранить за свой счет и своими силами в срок, предусмотренный соответствующим актом, подписываемым сторонами. Передача осуществляется вместе с документами, являющимися неотъемлемой частью результата работы.

Обязанности заказчика.

Заказчик обязан предоставить исполнителю информацию, необходимую и достаточную для выполнения работы, т.е. информацию, которая может повлиять на конечный результат. В эту обязанность входит выдача исполнителю задания. По достижении результата работ заказчик обязан принять его в целом по окончании либо по частям по завершении отдельных этапов, если такой порядок предусмотрен договором или вытекает из существа обязательства. Приемка должна осуществляться не позднее оговоренного в договоре срока. Заказчик, уклоняющийся от приемки работ, без достаточных к тому оснований несет бремя последствий, предусмотренных ст. 738 ГК РФ.

Заказчик оплачивает результат работ независимо от того устраивает ли данный результат самого заказчика, другими словами – исполнитель имеет право на получение вознаграждения и компенсации понесенных затрат и в том случае, если желаемый результат не достигнут по независящим от него обстоятельствам. Затраты исполнителя компенсируются в полном объеме, а вознаграждение выплачивается пропорционально сделанной работе. Бремя доказывания объективности получения отрицательного результата возлагается на исполнителя.

Стороны обязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора и не вправе оглашать его без соответствующего согласия на то другой стороны.

Особенности ответственности заключаются в том, что исполнитель несет ограниченную ответственность за нарушение условий договора, которая заключается в возмещении заказчику только реального ущерба и только при наличии вины. Во всем остальном ответственность строится в соответствии с общими нормами.

 

Тема: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

 

1 вопрос. Общие понятия.

К обязательствам по оказанию услуг относят обязательства, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения в объекте, отделенного от деятельности, посредством которого оказывается данная услуга. Природа услуги подразумевает ее неотделимость от той деятельности, посредством которой она оказывается.

Обязательства по оказанию услуг могут складываться в различных сферах человеческой деятельности и в силу многообразности гражданских отношений перечень услуг не может быть исчерпывающим. Обязательства по оказанию услуг различаются по характеру деятельности лица, оказывающего услуги.

Обязательство по оказанию услуг – это гражданское правоотношение, в силу которого исполнитель обязан совершить какие-либо действия, результат которых не имеет овеществленного выражения и не может быть гарантирован, а заказчик обязан оплатить оказанные услуги.

В зависимости от формы выражения окончательного результата деятельности по оказанию услуг и в возможности гарантировать положительный результат такой деятельности услуги подразделяют на материальные и нематериальные.

Материальные услуги по окончании их оказания находят объективное выражение в предмете природы или непосредственно в личности потребителя (создание новой вещи, проведение каких-либо операций с ней либо проведение подобных операций с потребителем услуг – услуги парикмахера, косметолога, перевозчика и т.д.). Такое овеществленное выражение существует отдельно от деятельности исполнителя. Независимо от того какова природа материальной услуги результат ее исполнения может быть в любое время гарантирован исполнителем (услугодателем). Такой вид обязательств именуется обязательствами по выполнению работ.

Полную противоположность по своим отличительным признакам представляют нематериальные услуги: они не могут быть в чем либо объективно выражены (т.е. овеществлены), а положительный результат от оказания таких услуг не может быть гарантирован услугодателем.

Отношения по оказанию услуг могут быть возмездными и безвозмездными (соответственно агентирование, комиссия и поручение). Безвозмездные отношения не порождают гражданско-правовых обязательств в отличие от возмездных, поэтому различают обязательства по оказанию услуг и договоры по оказанию услуг, основным отличием которых является наличие в качестве конститутивного признака у обязательств – оказание услуг за плату.

Регулирование отношений в сфере оказания услуг осуществляется, помимо общего законодательства – Гражданского кодекса РФ, еще и специальным – закон "О защите прав потребителей" в случае, если такие отношения попадают под действие публичного договора (другими словами, если одной из сторон договора является потребитель – физическое лицо, гражданин, использующий результат оказанной ему услуги для удовлетворения каких-либо личных потребностей). В качестве подзаконных актов регулирование этой части гражданских отношений осуществляется Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Обычно эти акты конкретизируют нормы поведения сторон обязательственных отношений по оказанию услуг в той или иной сфере экономической деятельности.

2 вопрос. Договор возмездного оказания услуг.

Понятие и элементы.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, из чего следует, что данный вид договора является консенсуальным, взаимным, возмездным.

Субъектный состав не ограничен по своему статусу, хотя законом могут быть установлены ограничения по правоспособности субъектов, осуществляющих те или иные виды услуг. В качестве косвенного ограничения субъектного состава исполнителей услуг законом установлена обязанность для исполнителя оказать услугу лично, хотя это общее правило носит диспозитивный характер и стороны вполне могут предусмотреть возможность оказания услуги другими исполнителями. В некоторых случаях существо обязательства не позволяет определить, кто именно должен оказать услугу (когда качество результата не зависит от тех или иных способностей субъекта, оказывающего услугу). Также, по общему правилу, не допускается какая-либо перемена лиц на стороне исполнителя в обязательствах возмездного оказания услуг, если исполнение уже начато. Тем не менее закон не ограничивает заказчика в выборе исполнителя: по согласованию сторон обязательства и третьей стороны все-таки возможно передать исполнение другому услугодателю.

Предметом данного вида договора являются нематериальные услуги.

Результат деятельности исполнителя услуг не всегда совпадает с тем результатом, достижение которого желает заказчик. Более того, такой результат лежит за пределами обязательственных отношений, поскольку в силу природы отношений заказчика и исполнителя обязательство хотя и должно быть исполнено услугодателем, но оно полностью не зависит от его возможностей и способностей. Немалое влияние на конечный результат оказания услуги оказывают также и другие факторы, в том числе и сам заказчик, его положительные и отрицательные качества, их сочетание и т.д.

Цена почти во всех случаях устанавливается исполнителем самостоятельно, хотя в некоторых случаях ее колебание в большую или меньшую сторону происходит по соглашению сторон либо даже в законодательном порядке.

Срок не является существенным условием, хотя его определение имеет весьма существенное значение в силу достаточно близкого родства данного вида договора с договором подряда. Срок и место исполнения обязательств по оказанию услуг устанавливается в соответствии с общими положениями обязательственного права.

Содержание договора (права и обязанности сторон) по своему объему невелико и состоит из обязанностей исполнителя оказать услугу, а заказчика – оплатить ее и корреспондирующим им правам требовать исполнения заказа и оплаты услуг.

На исполнителя не возлагается риск не достижения результата и применяется общее правило ответственности за вину, хотя стороны могут изменить такой порядок ввиду его диспозитивного характера.

Стороны вправе в любой момент отказаться от исполнения договора, возместив другой стороне понесенные ей убытки (по отношению к исполнителю). Заказчик же компенсирует только фактически понесенные расходы. Ответственность по данному виду договора носит ограниченный характер, поэтому никакая другая ответственность на стороны возложена быть не может, если договором не предусмотрено иное.

 

Тема: ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

1 вопрос. Общие понятия транспортного обязательства.

Смысл существования транспорта заключается в оказании услуг по перемещению человека или товаров в пространстве, которые не сопровождаются созданием новых либо изменением уже существующих предметов материального мира. Главная особенность транспортной деятельности определяется экономическим эффектом от перемещения указанных объектов из одного места в другое. В отношениях данного вида принимают участие два субъекта: перевозчик и лицо, заинтересованное в перевозке.

С другой стороны не каждое перемещение объектов материального мира порождает обязательства перевозки. Для возникновения таких обязательств необходимо наличие нескольких условий:

· отношение должно быть товарным (эквивалентно-возмездным);

· перевозка должна осуществляться "на транспортном средстве" либо "в нем" (если перемещение груза производится с помощью тяги или толкания, возникают отношения буксировки);

· перевозчиком может быть лицо, имеющее статус предпринимателя с правоспособностью, позволяющей осуществлять подобного рода деятельность.

В обязательстве перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

При осуществлении перевозки могут возникать и другие связанные с транспортными услугами обязательства:

· организационно-перевозочные;

· экспедиционные;

· арендные.

Таким образом, перевозка является составной частью транспортных обязательств, а транспортное обязательство представляет собой обязательство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Транспортная система РФ состоит из:

· железнодорожного;

· речного (внутреннего водного);

· морского;

· автомобильного;

· воздушного транспорта.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми на их основе правилами.

Регулирование рассматриваемых отношений осуществляется общим и специальным законодательством РФ, издаваемыми на его основе подзаконными актами, а также нормами международного права.

Основными специальными законами являются:

1 В сфере железнодорожного транспорта:

ÞФЗ от 08.01.98 № 2 – ФЗ "Транспортный устав железных дорог РФ";

Þ"Устав железных дорог Союза ССР", утв. Пост. Совмина СССР от 06.01.64 № 270;

ÞФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.95 №153 – ФЗ.

2 В сфере автомобильного транспорта:

ÞУстав автомобильного транспорта РСФСР утв. Пост. Совмина РСФСР от 07.06.68 № 358 (ред. от 28.04.95).

3 В сфере водного транспорта:

Þ"Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР", утв. Пост. Совмина СССР от 15.10.55 № 1801 (ред. от 28.04.95);

ÞКодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ.

4 В сфере воздушного транспорта:

ÞВоздушный Кодекс РФ от 19.03.97 № 60 – ФЗ (в ред. от 08.0799).

На основе законов издаются ведомственные Правила перевозок отдельными видами транспорта, устанавливающие помимо правовых норм также и технические нормативы деятельности транспорта.

На международном уровне применяются международные транспортные соглашения и конвенции:

· Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов;

· Женевская таможенная конвенция о международной таможенной перевозке грузов с применением книжки МДП;

· Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила);

· Гамбургская конвенция ООН 1978 г. о морской перевозке грузов (в двух последних Россия не участвует).

Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также законом "О защите прав потребителей".

2 вопрос. Обязательства по перевозке грузов.

Непосредственной перевозке грузов обычно предшествует процесс согласования условий перевозки. Для опосредования такого процесса и подготовке к заключению договора перевозки применяются различные правовые формы:

· заявки (заказы);

· договоры об организации перевозок;

· административно-плановые акты, а также сам договор перевозки, имеющий консенсуальную форму.

Заявка отражает потребности заказчика в осуществлении перевозок и по своей природе не является офертой.

Договор об организации перевозок применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Это договор не является договором перевозки и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенными условиями являются объем и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке.

Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. Сроки подачи транспортных средств определяются соглашением сторон либо в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств определяются специальными правилами.

Отправитель должен предъявить груз к перевозке в соответствии с общими условиями (которые должны соблюдаться независимо от специфики грузов: количество и наименование груза, вес нетто и брутто, маркировка и ценность) и специальными (для грузов, обладающих особыми свойствами: наличие сертификатов, мер предосторожностей и т.д.).

Вес груза определяется:

· взвешиванием;

· по трафарету на каждом грузовом месте;

· расчетным способом (по обмеру или осадке судна);

· условно.

Способ определения веса указывается в транспортном документе.

Если иное не установлено законом или договором вес груза определяет лицо, производящее погрузку.

Договор об организации перевозок может быть заключен посредством совершения конклюдентных действий обеими сторонами.

3 вопрос. Договор перевозки.

Заключается между транспортной организацией и грузоотправителем. Грузополучателем обычно бывает третье лицо, которое чаще является по договору контрагентом отправителя.

В силу договора перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор взаимный, возмездный, реальный, так как считается заключенным после передачи груза перевозчику. Всегда заключается в письменной форме.

Обычно носит публичный характер. Для признания его публичным необходимо наличие следующих условий:

1 В качестве перевозчика должна выступать специализированная коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования.

2 В соответствии с законодательством или лицензией эта организация должна быть наделена функциями общественного перевозчика, обязанного осуществлять перевозки по требованию любого обратившегося.

3 Эта организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.

Для заключения договора используется система единого документа, которая в зависимости от вида документа может быть: накладной, коносаментом, чартером либо комбинированным документом.

Порядок заключения договора зависит от его природы:

· заключение реального происходит в момент вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами;

· заключение консенсуального – в общем порядке.

Договор грузовой перевозки подразделяется по видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, воздушный), по территориальному признаку (внутригосударственный, международный), в зависимости от участвующих транспортных организаций:

· местное сообщение (осуществляет одна транспортная организация в пределах территориальных границ ее деятельности);

· прямое (перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта);

· прямое смешанное сообщение (перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования).

Элементы договора.

Субъектами являются перевозчик (субъект со специальной компетенцией) и грузоотправитель (любой субъект гражданского права). Перевозчиками не являются лица, осуществляющие перевозки для собственных нужд. При прямой и прямой смешанной перевозке со стороны перевозчика появляются соперевозчики. Первый из них, заключая договор перевозки, выступает также и от имени соперевозчиков, которые становятся субъектами правоотношений по перевозке.

Предмет договора – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей в пункт назначения.

Сроком в обязательстве перевозки именуется промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Такой срок определяется транспортным законодательством, договором, обычаями делового оборота, а при отсутствии таких указаний в указанных актах груз должен быть доставлен в разумный срок.

Содержание договора.

Погрузка и выгрузка осуществляются в зависимости от места погрузки. В местах общего пользования (доступа) – транспортной организацией, в остальных местах – отправителем (получателем). Погрузка и выгрузка, осуществляемая силами отправителя должна быть произведена в срок, предусмотренный договором, если иные сроки не установлены транспортным законодательством либо иными актами, принимаемыми в соответствии с законодательством.

Размер вносимой за перевозку платы устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено транспортным законодательством. Плата вносится обычно при заключении договора, хотя иной порядок может быть предусмотрен и соглашением сторон, за исключением случаев, когда плата устанавливается нормативными актами в виде твердых тарифов. Помимо провозной платы отправитель обязан оплатить оказанные ему перевозчиком дополнительные услуги.

У перевозчика есть право удержания груза, которое может быть ослаблено или отменено законом, другими правовыми актами, договором либо не применяется ввиду его несоответствия существу обязательства.

Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления бесплатно.

В ходе транспортировки договор может быть изменен следующим образом:

· грузоотправитель вправе изменить получателя без изменения пункта назначения без согласия перевозчика;

· может быть произведена переадресовка (изменение пункта назначения) с согласия перевозчика.

Получатель обязан принять груз, пришедший в его адрес, даже если указанный груз не был им заказан, за исключением случаев, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена.

Получение груза именуется раскредитованием документов. Получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта.

Правила обращения с грузом определяются нормативной документацией на соответствующем виде транспорта.

4 вопрос. Отдельные виды договора перевозки груза.

1 Железнодорожная перевозка.

Договор оформляется накладной – основным перевозочным (грузосопрово­дительным) документом. Накладная является:

· обязательной письменной (нормативно установленной) формой договора;

· доказывает факт заключения договора и включает его существенные условия и содержание;

· узаконивает право лица на предъявление претензий и исков к транспортной организации.

Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за правильность ее заполнения.

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Остальные особенности договора данного вида перевозки связаны с принадлежностью железнодорожного транспорта к естественным монополиям и устанавливаются специальными нормативно-правовыми актами.

2 Морские перевозки подразделяются на:

· внутренние между портами одного моря (малый каботаж);

· внутренние между портами разных морей (большой каботаж);

· перевозки в заграничном сообщении;

· местные в пределах порта и его акватории.

Отношения, возникающие при морских перевозках в большинстве своем регулируются диспозитивными нормами, вследствие чего основным источником прав и обязанностей по перевозке является договор. Перевозчиком обычно выступает пароходство или порт.

Договор морской перевозки может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части либо определенных судовых помещений (трюмов), и без такого условия.

В первом случае заключается морской договор – чартер, во втором – договор оформляется товарораспорядительным документом – коносаментом, который составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном и выдается отправителю. Коносамент является ценной бумагой (поэтому может быть именным, ордерным либо на предъявителя) и следовательно должен содержать определенный набор реквизитов (обязательных и факультативных, которые устанавливаются специальным законодательством).

Заключение договора морской перевозки непосредственно связано с выбором базисных условий договора купли-продажи. (Базисными условиями признаются основные права и обязанности сторон сделки в зависимости от условий, определяющих положение груза по отношению к транспортному средству).

Чартер является консенсуальной разновидностью договора перевозки, что не исключает применение коносамента при его исполнении.

Фрахт (провозная плата) определяется договором либо тарифом.

Сроки определяются соглашением сторон либо в нормативном порядке.

3 Воздушные перевозки.

Бывают внутренними и международными.

Договор оформляется грузовой накладной, которая составляется отправителем.

Воздушный чартер аналогичен морскому.

4 Автомобильные перевозки.

Разделяются на: городские, пригородные (до 50 км), междугородние (более 50 км), межреспубликанские, международные.

Различают:

· централизованные (перевозчик заключает договор с отправителем, по указанию которого грузы доставляются получателям);

· децентрализованные (договор заключается с каждым из получателей).

Сдача груза оформляется товарно-транспортной накладной аналогично железнодорожной накладной.

5 вопрос. Особенности имущественной ответственности в обязательствах перевозки.

Ответственность, возникающая из отношений договоров перевозки носит ограниченный характер. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и часть реального ущерба. Регулирование производится специальным законодательством и ответственность является односторонне-нормативной (т.е. соглашением сторон мера ответственности перевозчика не может быть изменена в меньшую сторону, если возможность такого изменения не предусмотрена специальным законодательством). Повышение меры ответственности перевозчика по соглашению сторон допускается, если на этот счет нет прямого запрета в законе. Таким образом, ответственности по обязательствам перевозки присущи следующие свойства:

· ограничение права на взыскание части убытков;

· запрет на устранение или уменьшение нормативной ответственности перевозчика;

· возможность определения размера и пределов ответственности по соглашению сторон в установленных законом случаях.

Ответственность по обязательствам перевозки может наступать как за нарушение уже заключенного договора перевозки, так и за нарушение обязательств, связанных с организацией перевозок, а также может вытекать как из договорных оснований (принятой заявки, договора), так и из иных оснований, являющихся предпосылками к заключению договора перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту).

Что касается отношений по организации перевозок, то такая ответственность по своей сущности является гражданско-правовой и носит формальный характер, что выражается в устанавливаемом законом примерном перечне обстоятельств, при наступлении которых стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Перечень обстоятельств, устанавливающих освобождение от ответственности в ГК, уставах и кодексах является исчерпывающим, а поэтому все иные обстоятельства не освобождают стороны от ответственности, из чего следует, что она возлагается на стороны независимо от вины, т.е. на началах предпринимательского риска.

Условия ответственности по договору перевозки несколько иные.

Например, ответственность перевозчика за не сохранность груза по общему правилу наступает только за виновные действия, т.е. перевозчик не несет ответственность за не сохранность груза, если утрата, повреждение или порча груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены законом. В некоторых случаях факт не сохранности груза может быть обусловлен также и деяниями самого отправителя, совершенными в нарушение существующих норм. В таких случаях вина отправителя является основанием для освобождения перевозчика от ответственности.

Ответственность за не сохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, который понес грузовладелец, которая возмещается:

· в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченной или недостающей части;

· при повреждении – в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере стоимости груза;

· в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью – в размере его стоимости.

Ответственность в большинстве случаев выражается в форме штрафов или неустоек. Взыскание убытков возможно лишь в пределах, установленных специальным законодательством.

Объем и характер ответственности зависит от содержания нарушенной обязанности, т.е. от сущности обязательства, которое должна была исполнить та или иная сторона.

За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает штраф, исчисляемый в соответствии с нормами транспортных уставов в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки, и носящий характер исключительной неустойки. Данная мера ответственности может быть изменена по соглашению сторон в пределах норм ст. 793 ГК РФ.

Споры, связанные с отношениями в сфере грузовых перевозок, рассматриваются судом только при условии соблюдения претензионного порядка урегулирования таких споров. Претензией называется письменное требование к перевозчику об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке, заявленное в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов. При отклонении претензии полностью или частично или при неполучении ответа на нее в установленный срок у отправителя (получателя) возникает право на предъявление иска. Право предъявления претензии принадлежит:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: договор розничной купли-продажи 5 страница | Тема: договор розничной купли-продажи 7 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.