Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим товаров в торговле




Регулирование обращения отдельных видов товаров

Правовой режим товаров в торговле. Маркировка товаров для целей налогообложения.

 

Правовой режим товаров в торговле - это совокупность правил, определяющих:

- порядок приобретения, использования и отчуждения различных товаров;

- порядок хранения, транспортировки и учета товаров;

- правомочия, а также статус продавца и покупателя товара.

Отмеченные правила устанавливаются путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Так, Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 года № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) устанавливает режимные требования, которые диктуются интересами государства и общественной безопасности. Указ включает товары, изъятые из торгового оборота[9]. К таким товарам относятся:

- драгоценности (драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них);

- стратегические материалы;

- вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, военная документация;

- взрывчатые и отравляющие вещества, средства защиты от отравляющих веществ;

- специальные и технические средства, предназначенные для негласного получения информации; нормативно-техническая документация на их производство и использование;

- ракетно-космические комплексы и все виды ракетного топлива;

- системы связи и управления военного назначения;

- шифровальная техника;

- уран, другие делящиеся материалы и изделия из них.

- рентгеновское оборудование;

- оружие;

- яды, наркотические средства и психотропные вещества;

- спирт этиловый;

- отходы радиоактивных материалов; отходы взрывчатых веществ; отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;

- лекарственные средства, за исключением лекарственных трав. Перечисленные виды товаров не участвуют в свободном коммерческом обороте, поскольку могут принадлежать лишь определенным субъектам. Их нахождение в гражданском обороте допускается только на основании специально выдаваемых разрешений. Нормативными актами, регламентирующими данные вопросы, являются: Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями на 10 января 2003 года), Федеральный закон от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 года №756 «О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ», Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 года № 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (с изменениями на 16 декабря 1995 года) и др.

Воздействие на процесс реализации товаров осуществляется также через расширение или ограничение правоспособности участников торгового оборота. Делается это, главным образом, посредством лицензирования отдельных видов деятельности на основании Федерального закона от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ "О лицензированию отдельных видов деятельности" (с изменениями на 12 мая 2000 года). Согласно указанному закону субъекты Российской Федерации не вправе изменять установленный им перечень лицензируемых видов деятельности. Закон, в частности, предусматривает, лицензирование оптовой торговли табачными изделиями, минеральной водой, распространение пиротехнических изделий, медицинской техники, контрольно-кассовых машин и др. Торговля без лицензии указанными товарами считается незаконным предпринимательством и наказывается по УК.

В интересах обеспечения здоровья граждан впервые производимые или вводимые на территории нашей страны продукты, материалы и изделия по заявлению заинтересованного лица подлежат государственной регистрации, которая осуществляется после соответствующей экспертизы документов и проведения необходимых испытаний. Сведения об указанных продуктах, материалах и изделиях вносятся в Государственный реестр, который ведет Министерство здравоохранения РФ. Заявителю выдается Свидетельство о государственной регистрации, дающее право производить, закупать, реализовывать отмеченные товары.

Правовой режим отдельных товаров может создаваться путем регламентации порядка их продажи. Так, Правительство РФ постановлением от 19 января 1998 года № 55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Что касается розницы, то эти правила предусматривают, в частности, упаковку товара, его маркировку, снабжение инструкцией по применению, техническим паспортом.

Во внешнеэкономическом обороте используются:

- тарифные и нетарифные способы регулирования внешнеторговых операций (антидемпинговые, компенсационные меры, ограничение импорта товаров, меры защиты при экспорте товаров и др.);

- лицензирование и квотирование отдельных товаров.

Отмеченные способы регулирования внешнеэкономического оборота определяются Федеральными законами от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", а также Положением о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 года № 854 (с изменениями на 23 мая 22002 года), и Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 года № 1299. #P 3 256 1 4 9031799 9038509 9048953 901704002 01000200000002100100000041548900000002001010000000003E000000CFEEEBEEE6E5EDE8E520EE20EFEEF0FFE4EAE520EBE8F6E5EDE7E8F0EEE2E0EDE8FF20FDEAF1EFEEF0F2E020E820E8ECEFEEF0F2E020F2EEE2E0F0EEE200010000000000FFFF0100#G0

 

6.2. Маркировка товаров для целей налогообложения #E

 

Правовой режим отдельных товаров включает их косвенное налогообложение. Эти товары принято называть подакцизными. Таковыми, согласно ст.181 части второй Налогового кодекса РФ, являются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%. за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия;

7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Одной из форм взимания акцизов является продажа акцизных марок установленного образца. С момента введения акцизных марок установлена обязательная маркировка спирта пищевого, вино-водочных изделий, табака и табачных изделий.

Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством РФ.

Марка акцизного сбора или специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим легальность производства и оборота на территории РФ подакцизной продукции.

За правильность нанесения и подлинность марки акцизного сбора или (специальной марки) несет ответственность владелец соответствующей продукции (за исключением лица, купившего продукцию в розничной продаже) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Марка имеет комплексную защиту от подделки, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции.

Марки приобретаются налогоплательщиками в управлении Налоговой инспекции по субъекту РФ только после внесения ими авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию. При приобретении марок налогоплательщик представляет копию платежного поручения, которая подтверждает осуществление авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета налогоплательщика.

Марки не подлежат передаче третьему лицу. Налогоплательщики и владельцы продукции, подлежащей маркировке для целей налогообложения, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за правильность нанесения и подлинность марки.

Так, в соответствии со ст. 15.12 КоАП:

«1. Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

2. Продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и товаров в целях сбыта – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения».

В соответствии со ст. 171.1 УК:

«1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом от двухсот по пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) неоднократно;

в) в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет с конфискацией имущества или без таковой».

Крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, в двести раз превышающая минимальный размер оплаты труда на момент совершения преступления, а особо крупным размером - в пятьсот раз.

В соответствии со ст. 327.1 УК наказывается изготовление и сбыт поддельных марок акцизного сбора (специальных марок) либо их использование.

Литература:

 

Основные нормативные правовые акты:

1. Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» от 22 февраля 1992 года № 179 (с изменениями на 30 декабря 2000).

2. Постановление Правительства РФ «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» от 18 июня 1999 года № 648 (с изменениями на 29 января 2001 года).

3. Постановление Правительства РФ «О маркировке алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» от 23 декабря 1999 года № 1428 (с изменениями на 30 января 2001 года).

 

Учебная литература:

1. Коммерческое право. Учебное пособие для вузов /Под ред. М.М.Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Коммерческое право. В 2 ч. Учебник /Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф.Яковлевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – Ч. 2.

3. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник /Под. ред. В.Ф. Попондопуло, – М.: Юристъ, 2004.

4. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М., 1998.

5. Петров И.В. Коммерческое право. Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001.

6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт, 2003.

7. Свит Ю.П. Коммерческое право. Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт, 2004..

8. Якушев А.В. Коммерческое право (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.