Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции, доминирующего положения на рынке товаров и монополистической деятельности

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке, а также деловое соперничество, которое способствует достижению более высоких результатов.

Конкуренция является неотъемлемым условием нормально функционирующей рыночной экономики, а также эффективного и динамичного торгового рынка.

Государство поддерживает конкуренцию двумя основными видами мер:

а) стимулирующими, предполагающими принятие законодательства, которое бы развивало и поощряло конкуренцию. Речь идет в первую очередь о соответствующих законах в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров;

б) ограничительными (запретительными), предполагающими принятие антимонопольного законодательства и законодательства против недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобре­тение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, такие действия могут причинить или причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо наносят ущерб их деловой ре­путации;

К недобросовестной конкуренции относятся:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведении, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным ис­пользованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Доминирующее положение на рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товаров, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим может быть признано положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Доминирующим может быть признано и положение субъекта, доля которого составляет менее 65%, с учетом стабильности его доли на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%),

Монополистическая деятельность - это действия, противоречащие анти­монопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или ус гранение конкуренции.

К монополистической деятельности относятся:

- злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

- соглашения (согласования действия) хозяйствующих субъектов, ограни­чивающие конкуренцию;

- акты и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, направленные на ограни­чение конкуренции;

- соглашения (согласования действия) органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выразиться в таких действиях (бездействии) как:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого являет­ся создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, и согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или не­сколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с дру­гим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо­вания;

- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеют­ся спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупате­лями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соот­ветствующего товара.

 

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, огра­ничивающие конкуренцию, включают:

- установление (поддерживание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок,

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж либо закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков),

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйст­вующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупа­телей (заказчиков);

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом пра­вомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эф­фект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для товарного рынка.

 

Акты и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, направленные на ограни­чение конкуренции.

К таковым могут относиться:

- введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов;

- установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров (за исключением случаев, уста­новленных законодательством);

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) то­варов из одного региона (республики, края, области, района, юрода, района в городе) в другой, иные ограничения права хозяйствующих субъ­ектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

- дача указаний хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров (за исключением при­оритетов, установленных законодательством);

- необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов;

- необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам льгот и преимуществ;

- наделение органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, иных органов или организаций полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;

- образование министерств и ведомств, других государственных органов и органов местного самоуправления с целью монополизации производства и реализации товаров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конкуренция в товарном обращении | Государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.