Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита предприятий и предпринимателей от неправомерных действий контролирующих органов




Содержание государственного контроля и органы, полномочные его осуществлять

Государственное регулирование коммерческой деятельности

Правил торговой деятельности

Государственный контроль за соблюдением

Государственное регулирование коммерческой деятельности. Содержание государственного контроля и органы, полномочные его осуществлять. Защита предприятий и предпринимателей от неправомерных действий контролирующих органов

Государство регулирует коммерческую деятельность посредством:

- государственной регистрации субъектов коммерческой деятельности;

- лицензирования отдельных видов коммерческой деятельности;

- установления запретов на свободную реализацию определенных товаров;

- разработки и установления требований к безопасности товаров;

- проведения независимой экспертизы качества и безопасности товаров;

- установления технических регламентов;

- стандартизации и сертификации товаров;

- защиты прав граждан-потребителей товаров;

- установления специальных правил реализации отдельных товаров (например, правила реализации подакцизных товаров);

- государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

- поддержки конкуренции на товарных рынках;

- установления цен и тарифов на отдельные виды товаров;

- установление форм расчетов между участниками торгового оборота;

- установление оснований ответственности за нарушение обязательств, а также оснований для полного или частичного освобождения должника от ответственности;

- установление порядка предъявления претензий и рекламаций за нарушение отдельных обязательств.

 

Контроль за соблюдением правил торговой деятельности возложен на федеральные и региональные органы исполнительной власти, полномочные проверять производственную и хозяйственную деятельность организаций по различным направлениям.

Среди указанных органов важное место принадлежит Министерству экономического развития и торговли (Минэкономразвития), Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт).

Минэкономразвития призвано осуществлять разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, в том числе единую государственную торговую политику, определять пути развития экономики и методы ее регулирования, обеспечивающие социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Госторгинспекция осуществляет непосредственный контроль за торговой сферой. В соответствии с Положением о Госторгинспекции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 года № 501, ее основными задачами являются:

- контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания;

- контроль за порядком применения цен по отдельным группам товаров;

- контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления;

- искоренение злоупотреблений в торговле и общественном питании;

- недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Органы Госторгинспекции наделены следующими полномочиями:

а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на все торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

в) осуществлять контроль за наличием у продавца. изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;

г) давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

д) получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров. а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;

ж) передавать материалы в следственные органы;

з) выступать стороной в органах суда, арбитражного суда;

и) выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (п.7 Положения о Госторгинспекции).

Органы Госторгинспекции вправе на основании ст.23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания при следующих видах правонарушений:

1) нарушение правил торговли – продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.14.4 КоАП РФ);

2) нарушение порядка ценообразования (ст.14.6 КоАП РФ);

3) обман потребителей (ст.14.7 КоАП РФ) и др.

Госстандарт осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Органы Госстандарта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 года № 498 вправе:

а) запрашивать в установленном порядке у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности документы и сведения по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта;

б) давать разъяснения по вопросам разработки и применения стандартов, правил, рекомендаций и иных документов по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, государственному контролю и надзору, инспекционному контролю;

в) принимать в пределах своей компетенции постановления, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, субъектами хозяйственной деятельности.

Должностные лица Госстандарта – государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений – для оценки соблюдения обязательных требований государственных стандартов вправе отбирать образцы (пробы) продукции. Отбор образцов оформляется актом. По результатам проведенных проверок, установивших нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, также оформляется акт. Акт проверки является основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия к нарушителям.

В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) соблюдения ими обязательных требований к товарам (работам, услугам) был принят Федеральный закон 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)».

Согласно указанному Закону установлен следующий порядок осуществления ме­роприятий по контролю:

1. Все контрольные мероприятия проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) указывается:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю;

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение контроля;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится контроль;

- цели, задачи и предмет проводимого контроля;

- правовые основания контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания контрольных мероприятий.

Распоряжение (приказ) либо его заверенная копия предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуаль­ному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением того, кто осуществляет мероприятие по контролю.

2. Мероприятие по контролю может осуществляться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе).

3. Продолжительность контроля не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

4. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

5. Внеплановая проверка возможна для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также в случаях:

 

- получение информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинять вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами.

При проведении контроля должностные лица органов госконтроля (надзора) не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции;

- осуществлять проверки при отсутствии должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

- требовать предъявления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами контроля, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследования (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции и в количестве, превышающем нормы, установленные госстандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать установленные сроки проведения контроля.

По результатам контроля составляется акт в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов госконтроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нару­шения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате контроля административного правонарушения составляется соответствующий протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются пред­писания об устранении выявленных нарушений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При выявлении в результате проведения мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органов госконтроля обя­заны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением и предотвращением возможных вредных последствий, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.

В случае, если при проведении контроля будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган госконтроля (надзора) обязан:

- довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда;

- принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупрежде­нию, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжением органов государственного контроля (надзора) о прове­дении мероприятий в порядке, установленном законам;

- посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при про­ведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

- знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального
предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

- при определении мер, принимаемых пофактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов гра­ждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю вправе:

- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом и иными нормативными правовыми актами;

- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в этих актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке.

Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе:

- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

- обращаться в суд в защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Литература:

Основные нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2005 года).

2. Закон РФ от 18 июня 1993 года №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (с изменениями на 12 мая 1998 года).

3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года № 29-ФЗ (с изменениями на 10 января 2003 года).

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

5. Указ Президента РФ от 26.08.1996 N 1268 « #P 3 256 1 1 9028671 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100#G0О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения » (с изменениями на 29 февраля 2000 года).

6. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 936 «#E #P 3 256 1 1 9008614 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100#G0О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения (с изменениями на 23 сентября 1999 года).

7. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 N 536 «#P 3 256 1 1 9019186 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100#G0О некоторых мерах по дальнейшему развитию торговли».

8. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 года N 866 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации".

9. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении".

10. Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 990 «#P 3 256 1 1 901777796 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли РоссийскойФедерации».

11. Приказ Минсельхоза России от 01.12.1994 N 292, Приказ Роскомторга от 01.12.1994 N 95 «Об утверждении #P 3 256 1 1 9025971 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100#G0Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке».

12. Письмо Минторга РСФСР от 17.03.1994 N 1-314/32-9 «#E #P 3 256 1 1 9030510 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100#G0О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основныхтребованиях к работе мелкорозничной торговой сети».

13. Письмо МНС России от 21.12.2001 N ШС-6-14/967 «#P 3 256 1 1 901811616 010002000000021001000000415489000000020010100000000023000000CAEEEDF2F0EEEBFC20E7E020F2EEF0E3EEE2EEE920E4E5FFF2E5EBFCEDEEF1F2FCFE00010000000000FFFF0100О порядке применения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

#E#E#E

Учебная литература:

1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. – М., 2004.

2. Батрова Т.А. Коммерческое право. – М.: Норма, 2005.

3. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций- М.:ЗАО Юстицинформ, 2005.

4. Закупень Т.В. Коммерческое право. Краткий учебный курс.- М.: Норма, 2002.

5. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник/ Под. ред. В.Ф. Попондопуло, – М.: Юристъ, 2004.

6. Коммерческое (торговое) право: учебник /Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. – М., 2002.

7. Петров И.В. Коммерческое право. Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

8. Пугинский Б.И. Коммерческое право России - М.: Юрайт, 2003.

9. Свит Ю.П. Коммерческое право. Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт, 2004.

10. Якушев А.В. Коммерческое право (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.