Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Службы экологического контроля




Экологический контроль можно понимать и в “широком” смысле, (когда речь идет о соблюдении экологической безопасности общества) и в “узком” смысле - как проверка исполнения экологических норм и требований действующего законодательства с целью предотвращения вредных воздействий на окружающую среду, ее объекты, жизнь и здоровье человека. В законе “Об охране окружающей среды” в ст. 76 дается определение экологического контроля как наблюдения за состоянием окружающей среды и ее изменения под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований. Нетрудно заметить, что данное определение несколько объемное и включает в себя ряд самостоятельных компонентов - мониторинг, надзор. Нам представляется, что определение, данное в “узком” смысле наиболее верное. Экологический контроль имеет свои виды и формы. Согласно действующему законодательству экологический контроль подразделяется:

1. государственный контроль;

2. ведомственный контроль;

3. производственный контроль;

4. общественный контроль.

Государственный контроль является деятельностью специально уполномоченных органов, он независим от каких- либо ведомственных интересов и наделен определенными правомочиями. Осуществление его возлагается на Министерство экологии и природных ресурсов. В качестве объектов экологического контроля выступают: состояние и степень изменений окружающей среды и ее отдельных объектов под влиянием хозяйственной и иной деятельности; соблюдение экологического законодательства; деятельность юридических и физических лиц по выполнению природоохранных мероприятий, а также предписаний государственной экологической экспертизы;

выполнение экологических требований по охране окружающей среды, условий, предусмотренных в договорах (контрактах), лицензиях на специальное природопользование.

“В зависимости от объектов различают формы экологического контроля: интегрированный, охватывающий всю окружающую среду;

комплексный, связанный с охраной группы объектов и комплексов;

дифференцированный, направленный на охрану отдельных объектов природы.

Различаются также информационный, предупредительный, текущий, карательный формы экологического контроля, закрепленные в законодательстве.

Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам государства с целью принятия предупредительных либо карательных мер.

При осуществлении предупредительного и текущего контроля принимаются необходимые меры по предотвращению возможных вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие нарушений экологического законодательства, невыполнения природоохранных мероприятий.

Применение мер государственного принуждения к лицам, виновным в причинении вреда окружающей среды, нарушениях экологического законодательства составляют содержание карательной формы контроля или самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля.(1)

Все названные формы контроля тесно связанны между собой, взаимодополняют друг друга. В отличие от информационного и текущего контроля, карательная форма контроля осуществляется только специально уполномоченными государственными органами.

Существенным элементом в характеристике экологического контроля являются его методы.

Понятие методов экологического контроля соответствует принятому в юридической литературе определению способов воздействия на участников общественных отношений. С помощью методов осуществляется реализация на практике деятельность соответствующих контролирующих инспекций. К методам экологического контроля следует отнести:

- наблюдение за качественным состоянием окружающей среды и отдельных объектов природы;

- проверка исполнения предписаний экологических и санитарных органов; - проверка соблюдения норм и требований экологического законодательства;

- ограничение, приостановление, прекращение экологически вредных производств;

- привлечение виновных лиц к ответственности.

Осуществление ведомственного и производственного экологического контроля является существенным условием в обеспечении охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и, несомненно, этот вопрос является предметом отдельного изучения.

Основная задача экологического мониторинга – измерения, оценка и прогноз интенсивностей экологических факторов воздействия и реакции биоты.

Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный оказывать прямое или косвенное воздействие на живой организм, или любой параметр среды, на который организм отвечает приспособительными реакциями.

Экологический мониторинг можно разделить на три блока:

· измерения,

· оценка,

· прогноз.

Первый блок включает систему измерений комплекса величин, обеспечивающую оперативный контроль состояния и динамики природных и антропогенных экосистем, контроль интенсивности экологических факторов.

Следует отметить, что исключительное значение для эффективности мониторинга имеет обеспечение достоверности получаемой экологической информации.

В свою очередь достоверности измерения интенсивностей экологических факторов должна строиться на основе национальной системы единства измерений, базирующихся на комплексах государственных эталонов, исходных средств и стандартных образцов ведущих метрологических институтов России.

Для обеспечения оптимального взаимодействия человека с природой необходимо, прежде всего, знать применяемые уровни загрязнения природных сред, воздействия которых можно считать допустимым как для человека, так и для популяций животных и растений, экосистем в целом.

В России (ранее в СССР) разработана система санитарно – гигиенических норм (ПДК) в природных средах. Установление же пределов допустимых нагрузок на популяции животных и растений, формирующих экосистемы, только начато (для рыб, имеющих промысловое значение, уже установлено).

Экологическое нормирование подразумевает определение экологически обоснованных норм допустимой нагрузки загрязняющих веществ, т.е. допускает потерю отдельной особи, при условии сохранения стабильности экосистем.

Санитарно – гигиеническое нормирование не допускает никакого ущерба даже отдельному организму (человеку). В этом принципиальное различие.

С позиций экологии ПДК вредных веществ имеют смысл верхнего предела устойчивости организма, при превышении которого то или иное вещество становится лимитирующим.

Все загрязняющие вещества в токсикологии принято оценивать по их воздействию на организм. Наиболее характерными являются собственно токсичные (резорбтивные) и рефлекторные (органолептические) воздействия. Рефлекторные реакции могут проявляться в форме ощущения, например, запаха. Резорбтивное действие может быть общеэкологическим, канцерогенным, мутагенным.

Эти обстоятельства вызвали необходимость устанавливать для загрязняющих атмосферу веществ два вида ПДК: максимальную разовую и среднесуточную. Первая вводится с целью предупреждения негативных рефлекторных реакций при кратковременном воздействии (ПДКМ.Р.), а вторая – для предупреждения токсического действия (ПДКс.с.).

ПДК – предельно допустимая концентрация примесей в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредных воздействий, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Примеси в атмосфере – рассеянные в атмосфере вещества, не содержащиеся в ее постоянном составе.

Разовая концентрация – концентрация примесей в атмосфере, определяемая по пробе, отобранной в 20 – 30 минутном интервале времени.

Среднесуточная концентрация примесей в атмосфере – концентрация примесей в атмосфере, определяемая по среднесуточной пробе.

Среднесуточная проба воздуха – проба, отобранная в течение 24 часов непрерывно или с равными интервалами между отборами, не менее 4 раза в сутки.

Вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

1. вещества чрезвычайно опасные,

2. вещества высоко опасные,

3. вещества умеренно опасные,

4. вещества мало опасные.

ОБУВ – ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих атмосферу вещества, установленный расчетным методом для проектируемых промышленных объектов.

 

Система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуаций.

По масштабам обобщения информации различают

· глобальный,

· национальный,

· региональный,

· локальный,

· импактный - “точечный” мониторинг объектов загрязнения.

По методам ведения:

· биологический,

· химический,

· геофизический,

· автоматический,

· дистанционный (космический, авиационный и т.д.).

В России организационной формой экологического мониторинга является единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии со специальными постановлениями Правительства.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

· мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,

· мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,

· мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,

· социально – гигиенический мониторинг,

· обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

· Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),

· Росземкадастр (мониторинг земель),

· Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),

· Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),

· Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),

· Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),

· Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),

· Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

· разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,

· организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,

· обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,

· сбор и обработка результатов наблюдений,

· организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,

· оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,

· организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,

· обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,

· информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,

· разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

Например:

Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов России. Это министерство вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России) принимает совместные решения по вопросам проведения мониторинга отдельных ресурсов, организации мониторинга источников антропогенного воздействия на объекты природной среды, мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса), а также создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов.

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ.

В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии на окружающую среду.

Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:

· измерительная система (средства и методы измерения),

· информационная система (базы и банки данных),

· системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),

· система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,

· система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.

Построение измерительного комплекса систем экологического мониторинга основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили – лаборатории) технических средств измерений.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими:

· фоновые показатели,

· фактические концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды или в местах работы и проживания населения,

· метрологические характеристики.

Система экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния ОС и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования деятельности промышленных объектов или регионов. Экологический мониторинг предусматривает также расчеты и разработку математических моделей промышленных объектов и территорий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.