Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство-подобные образования

Международные органы как субъекты международного права

Международные организации как субъекты международного права

Международные (т.е. межгосударственные, межправительственные) организации – активные участники современных международных отношений, неотъемлемый компонент современного мира (ООН, ОБСЕ, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ, ЛАГ, ОАГ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, МВФ, МБРР, ОПЕК, ИНТЕРПОЛ и другие) 11. Они должны быть образованы на основе норм и принципов международного права и по своим провозглашенным и фактическим целям и деятельности отвечать его требованиям.

В последние годы возросли число и активность различных международных органов, создаваемых государствами и другими субъектами международного права в качестве самостоятельных структур, члены которых действуют либо как представители данных субъектов (международные суды, комитеты и т.п.). В качестве примера можно привести Международные трибуналы по Югославии и Руанде, Международный уголовный суд.

Государства создают организации и органы, наделяя их международно-правовой субъектностью, необходимой для осуществления ими своих функций. Несмотря на возможные противоречия между ее членами, эти организации и органы являются носителями определенных общих интересов и призваны их защищать. В результате они обладают своей автономной волей в пределах, устанавливаемых учредительными актами (уставами). Эта воля носит относительно самостоятельный характер, "обособлена" от воль государств-членов и других субъектов международного права.

Международная правосубъектность организаций и органов закреплена сегодня многими международными актами. Правосубъектность организаций и органов имеет специальный характер, производна от правосубъектности государств, проистекает из полномочий, которыми они её наделили, может по их воле прекратиться или измениться. Её объем закрепляется в учредительном акте и ограничен целями организации и органа. Как правило, международная организация или орган имеют право:

- выступать в международных отношениях от собственного имени;

- заключать международные договоры с другими субъектами международного права;

- принимать решения от собственного имени;

- принимать на себя международные обязательства;

- нести ответственность при нарушении своих договорных обязательств и норм международного права.

Практика межгосударственных отношений вызвала к жизни и такой нетипичный вид субъектов как т. н. «государство-подобные образования» - вольные города, Ватикан, Западный Берлин (1971-1991 гг.). Государство-подобным образованиям присущи все основные атрибуты государства – территория, население, публичная власть, гражданство. Но они созданы на основе международного договора, а не свободного волеизъявления народа.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, созданное на основе международно-правового договора, которым определяется его особая международная правосубъектность. Подобный статус позволяет ему участвовать в международно-правовых отношениях экономического, культурного и в определенной степени в политического характера.

Важным признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.

Так, статус вольного города Данцига (сейчас – Гданьск, Польша) был определен в ст.100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других актов. Его гарантом выступала Лига Наций, а в международных отношениях его интересы представляла Польша.

Статус Свободной территории Триест определен в Мирном договоре с Италией 1947 г. Однако Свободная территория Триест так и не была создана. Соглашением 1954 г. между Италией, Великобританией, США и Югославиейтерритория Триеста разделена между Италией и Югославией и должна была находиться под защитой ООН.

Ватикан - город-государство, расположенное в пределах столицы Италии – Рима.
Создано на основе договора, подписанного между правительством Италии и Святым престолом 11 февраля 1929 г. Является административным центром католической церкви - Святого престола, и резиденцией Папы римского. Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. В силу сложившегося обычая и указанного договора обладает специфической международно-правовой субъектностью 12. Ватикан участвует в многочисленных договорах, поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами, в том числе с Россией и США (посольства возглавляются папскими нунциями), имеет статус наблюдателя в ООН, является членом таких организаций, как ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ и ряда других.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. Вскоре после окончания Второй мировой войны на территории Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика. На территории западной части Берлина в зоне оккупации западных союзников возникла особая политико-территориальная единица - Западный Берлин, долгие годы бывшая очагом напряженности и опасного противоборства западных и социалистических стран. Правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним Соглашением, подписанным 3 сентября 1971 г. Великобританией, СССР, США и Францией. (Город имел свои органами власти (Сенат, прокуратуру, суд, издавал правовые акты и т.д.). Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. (Город имел дипломатические и консульские связи с Великобританией, СССР, США и Францией; участвовал в международных переговорах, заключал соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировал выезд из города постоянных жителей и т.д.). ФРГ представляла Западный Берлин в международных организациях и на конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в связи с заключением Договора от 12 сентября 1990 г. об объединении Германии.

И совсем уж нетипичное и необычное образование - Мальтийский Орден, точнее - Суверенный Военный Орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Орден - суверенное экстерриториальное государство, получившее международное признанное, имеющее дипломатические отношения почти с 70 странами. Ни своей территории, ни населения у Ордена нет. Орден был признан суверенным образованием в 1889 г. Его официальная цель - благотворительность. Местопребывание Ордена - Рим. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция 13.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государства - основные субъекты международного права | Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.