Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место норм международного права в российской правовой системе




Способы реализации в Российской Федерации норм международного права

Ж) иные способы выражения согласия по договоренности сторон.

Порядок вхождения норм международного права в правовую систему России

Российское законодательство в ст.6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" закрепляет следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему, основанную на согласии Российской Федерации на обязательность для нее международного договора:

а) подписание международного договора;

б) обмен документами, образующими договор;

в) ратификация;

г) утверждение;

д) принятие;

е) присоединение;

Самоисполнимые нормы международного права действуют на территории Российской Федерации непосредственно и могут прямо применяться заинтересованными субъектами. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Однако значительная часть международных договоров содержит прямые предписания государствам привести их законодательство в соответствие с положениями этих договоров. Это требует конкретных правотворческих действий государств.

Международно-правовые нормы реализуются с использованием следующих средств:

1. Внесение изменений в действующее законодательство.

2. Издание во исполнение принятого международного договора нормативных актов.

3. Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору.

В законодательстве России используется несколько типов отсылок:

«Если, то». Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

«И, и». В законе указывается, что данные отношения регулируются и российским законодательством, и международными договорами России.

«Если иное» или «за исключением». В законе указывается, что данные отношения регулируются следующим образом, если иное не предусмотрено международным договором (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

«Другие». В законе указывается, что дополнительные варианты регулирования данных отношений зафиксированы международными договорами.

«Смотри». В законе указывается, что конкретный способ регулирования данных отношений указан в соответствующем международном договоре.

С целью реализации своих международных обязательств российской государство использует классический набор форм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

При решении многих поставленных выше вопросов необходимо иметь ввиду следующее. С точки зрения международного сообщества российская правовая система может восприниматься лишь как некое правовое поле в границах территории Российского государства, на котором правовые игроки – субъекты права (физические и юридические лица, органы государства)- «играют» по действующим в государстве правилам.

На российском правовом поле действуют и применяются три группы правовых норм:

- нормы российского права;

- нормы международного права;

- нормы иностранного права.

Санкционированные Российским государством нормы международного права (любым путем - ратификация, присоединение, подписание, принятие, подтверждение, признание) входят в российскую правовую систему двумя путями и пребывают в ней в двух формах.

1. Нормы международного права (в основном договорные), которые сами не предусматривают или относительно которых явно не требуется обязательного принятия специального правоприменительного акта или их включения в существующие нормативно-правовые акты, входят в российскую правовую систему непосредственно и существуют в ней в «первозданном» виде. Каждый субъект российского права в случае правовой необходимости может непосредственно воспользоваться положениями того или иного международного договора и применить его в конкретной ситуации.

2. Нормы международного права (в основном договорные), которые прямо предусматривают или относительно которых явно требуется обязательное принятие специального правоприменительного акта или их включение в существующие нормативно-правовые акты, входят в российскую правовую систему путем их конкретизации, адаптации, преобразования (трансформирования) во внутригосударственных нормативно-правовых актах России. Эти нормы существуют в правовой системе России уже в «трансформированном» виде. Каждый субъект российского права в случае правовой необходимости может непосредственно воспользоваться положениями того или иного российского закона и применить его в конкретной ситуации, часто и не подозревая, что данная норма закона появилась в нем как следствие выполнение Россией её обязательств по тому или иному международному договору. Наглядный пример: многие нормы Уголовного кодекса РФ, которые «пришли» из международных договоров, но существуют, действуют и воспринимаются уже как нормы российского уголовного права, и только специалисты знают их настоящую «родословную».

В связи с этим не могу не воспользоваться случаем и впервые не согласиться с мнением весьма уважаемого профессора Г.В. Игнатенко.

Геннадий Владимирович пишет: «Поскольку внутригосударственное и международное право, будучи автономными друг по отношению к другу системами, активно взаимодействуют, вплоть до применения международно-правовых нормв сфере внутригосударственных отношений, возникла иллюзия перехода норм одной системы в другую. Такое иллюзорное представление породило концепцию «трансформации» международно-правовых норм в национально-правовые нормы, международных договоров во внутригосударственное законодательство. Согласно этой концепции международные договоры в результате их ратификации, утверждения или просто официального опубликования «трансформируются», преобразуются во внутригосударственные законы; аналогична судьба соответствующих норм. Неприемлемость подобных умозаключений станет предельно ясной, если принять во внимание, во-первых, что трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» предмета, явления, но международным договорам такая судьба не присуща; во-вторых, что на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем, если принять данные суждения, заменяется единоличным действием правовой системы государства, «поглотившей» международные нормы; в-третьих, что традиционно в ряде отраслей национального права допускается применение норм иностранного законодательства, однако не высказывается предположение о «трансформации» и этих норм в российское законодательство».

Профессор Г.В. Игнатенко считает иллюзорными и неприемлемыми представления о том, что нормы международного права могут трансформироваться в правовую систему государства и активно там взаимодействовать «вплоть до применения международно-правовых нормв сфере внутригосударственных отношений». Мои возражения строятся на основе формулировок профессора Г.В. Игнатенко и сводятся к следующему.

Г.В. Игнатенко считает: «Неприемлемость подобных умозаключений станет предельно ясной, если принять во внимание,

- во-первых, что трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» предмета, явления». (Однако нет никаких оснований считать, что трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» предмета. В опутывающих весь мир линиях электропередач – ЛЭП – электроэнергия мощностью 750, 1000 и более кв. не прекращает своего существования, хотя тысячи электрических трансформаторных станций преобразуют, «трансформируют», электрический ток из большой мощности в 380, 220 и еще меньше кв. Тысячи международных договоров, опутавших весь мир, существуют и действуют, предоставляя право каждому заинтересованному государству определять порядок введения их норм в свои правовые системы согласно положениям внутреннего законодательства. И у государств, с учетом особенностей и положений самого договора, есть выбор – либо допустить договор в правовую систему в его неизменном виде, либо преобразовать, трансформировать и адаптировать его полностью или отдельные его нормы в свое внутреннее законодательство. И если государство трансформировало эти нормы в свое законодательство, нормы международного договора не прекращают своего существования, продолжая воздействие на других государств-участников и привлекая новых, а в отношении данного государства выполняя функцию гаранта точного соблюдения этих норм внутри государства и невозможности их произвольного изменения или прекращения. Да и внутри государства сотни федеральных законов, трансформированных и преобразованных в законах и других актах субъектов федерации, не ведут к прекращению действия федеральных законов).

- во вторых, что на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем, если принять данные суждения, заменяется единоличным действием правовой системы государства, «поглотившей» международные нормы; (Однако и на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем продолжает оставаться не односторонним, а двусторонним; международно-правовая система обязывает правовую систему государств выполнить добровольно взятые обязательства по международному договору и привести свое законодательство, административную и судебную практику в соответствие с его положениями и контролирует выполнение, а государство обязано ввести в правовую систему эти нормы, в том числе и путем трансформации, и в соответствии с требованиями международной системы их выполнять).

- в-третьих, что традиционно в ряде отраслей национального права допускается применение норм иностранного законодательства, однако не высказывается предположение о «трансформации» и этих норм в российское законодательство; (Однако здесь и не может быть в принципе никакой трансформации, поскольку это одноуровневые нормы, регулирующие однотипные общественные отношения, но применяемые в единичных случаях возникновения правовой ситуации с «иностранным» элементом – семейные, наследственные, пенсионные и т.п. вопросы).

Не меньше вопросов возникает и в связи с включением в Конституцию России категории «общепризнанные принципы и нормы международного права». Какие вообще принципы и нормы являются «общепризнанными в международном праве»? Каковы критерии признания тех или иных норм «международно-общепризнанными»? Какие конкретно «общепризнанные принципы и нормы» могут использоваться в правоприменительной практике государства? Какие органы (международные или внутригосударственные) и должностные лица (административные, судебные или другие) полномочны определить наличие данных норм и принципов?

Постановка этих и других подобных вопросов и необходимость поиска ответа на них обусловлены не чисто теоретическим интересом (хотя и это имеет место), а, что особенно важно, возникающими потребностями практики (административной и судебной), поскольку, входя в правовые системы или законодательство государств, эти «общепризнанные принципы и нормы международного права» должны, могут и будут использоваться при разрешении споров, при принятии управленческих и судебных решений.

Ответы на эти вопросы пока не даны ни теорией, ни практикой. А пока в литературе и в некоторых административных и судебных актах активно используется эта спорная формула - «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Часть 6 ст.125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации согласно п."а", "з" ст.125 Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.