Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Анализ субъективных психологических предпосылок возникновения конфликтов в поведении подростков вспомогательной школы




 

 

Важнейшим условием личностного развития подростков являются их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Неудачи в общении у подростков ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим и т.п.

Для умственно отсталых подростков успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социализации как внутри коллектива, так и вне него. Они оказываются не способными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния, к внутриличностным конфликтам и внешним конфликтным взаимодействиям (О.А.Агавелян, Э.Я.Альбрехт, М.С.Певзнер и др. [2; 5; 149]). Изучение причин ситуационной конфликтности, особенностей конфликтного взаимодействия умственно отсталых подростков является актуальным, т.к. неразрывно связано с социализацией лиц этой категории.

Теоретический анализ работ по вопросу межличностных конфликтов показал, что существуют объективные и субъективные факторы, сочетание которых является определяющим в происхождении конфликтных ситуаций. Л.А.Петровская утверждает, что обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Кроме этого, Петровская отмечает случаи, когда субъективная оценка ситуации и реальность не совпадают [153]. Г.В.Ложкин указывает, что психологической реальностью конфликт становится только тогда, когда воспринят как конфликт [119, 96]. По мнению Н.В.Гришиной [52], наличие одних объективных условий недостаточно для возникновения конфликта. Необходима субъективная оценка сторон. Субъективные факторы могут привести возможный потенциальный конфликт в реальный.Для изучения субъективных психологических предпосылок возникновения конфликтов у подростков с интеллектуальной недостаточностью в ближайшем для них социальном окружении (семье и школе), и в целях исследования их личностных ориентаций (целей, ценностей), индивидуально-типологических особенностей эмоциональной сферы (страхов, тревог, ожиданий) использовалась методика незаконченных предложений. (Приложение Б, Б.1.7; Б.2).С помощью методики незаконченных предложений определялась иерархия объектов эмоционально-положительного отношения в различных группах испытуемых. Оказалось, что у умственно отсталых подростков 6–7 классов по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками отчетливо выражена личностная незрелость, что находит своё отражение в бедности выборов ситуативно окрашенных объектов эмоциональных предпочтений, тогда как к старшему возрасту (8–9 класс) ситуация качественно меняется (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.1). В группе младших подростков общеобразовательной школы первые места в системе эмоционально-значимых объектов занимают: родственники – 30% выборов, развлечения (игры, прогулки, посещения кино и зон отдыха) – 20%; 10% испытуемых упоминают о своих друзьях, такое же количество подростков называют в числе увлечений занятия в спортивных секциях, кружках, художественное творчество, коллекционирование. В качестве положительного предпочтения младшие подростки массовой школы называют учебную деятельность (10%), любимых животных (10%) и лакомства (10%). К старшим классам приоритеты заметно меняются, и в иерархии объектов эмоциональных предпочтений на первые места равноценно выходят друзья (30%) и увлечения (30%). В группу ответов относительно друзей были отнесены и такие, в которых речь шла о заинтересованности подростков к противоположному полу. Из возрастной психологии известно, что у старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг друзей включаются подростки обоего пола. Кроме того, к старшему подростковому возрасту снижают свои позиции разного рода развлечения, а всё больше предпочтений отдаётся содержательным интересам.Сравнение данных по итогам исследования, проведённого с умственно отсталыми подростками, показывает, что перечень объектов эмоциональных предпочтений значительно беднее, и распределяются они иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Большинство младших подростков вспомогательной школы в качестве эмоциональных предпочтений называют родственников – 40%, развлечения – 20%, лакомства – 20%. Факт того, что большая часть этой группы испытуемых (40%), в отличие от испытуемых массовой школы, в качестве главного объекта эмоциональной привязанности называют родственников, обусловлен тем, что в этой группе присутствовали подростки из школ-интернатов и подростки из неполных семей. Следует отметить, что ни один из учащихся 6-х классов вспомогательной школы не называет друзей или увлечения, что может свидетельствовать о неустойчивости дружеских связей, низком уровне познавательных способностей. Это подтверждается и результатами методики Рене-Жиля: по шкале «Отношение к друзьям» у умственно отсталых подростков мы имеем низкий процент (6кл. – 10,4%), и высокий – по шкале «Отгороженность» – 35%. К старшему подростковому возрасту, испытуемые из вспомогательной школы (13,3%) в качестве значимых объектов называют друзей, что подтверждает факты более позднего формирования у умственно отсталых детей специфических подростковых поведенческих реакций. Кроме того, В 8–9-м классах ученики вспомогательной школы более устойчиво говорят о своих увлечениях (10%), о предпочтении труда (13,3%), что свидетельствует в пользу положительной динамики в формировании у них познавательных интересов, в устойчивости мотивов к практической деятельности, в трудовой адаптации. Встречаются такие высказывания: «Я очень люблю работать по дому», «…плести из бисера», «… вязать и шить», «…работать в нашей котельной». Вероятно, появление в суждениях такого рода предпочтений можно объяснить видами трудового обучения и появляющимся интересом у части подростков к этому виду деятельности. Кроме того, старшие подростки вспомогательной школы называют виды труда в качестве увлечений (10%) – швейное дело, столярное дело, работа в теплице, уход и разведение домашних животных. К сожалению, у учащихся массовых школ трудовая деятельность как фактор эмоционального предпочтения от 0 до 10%.Необходимо отметить, что среди продолжений субтеста у подростков с недоразвитием интеллекта были и такие: «Я очень люблю клей», «…пиво», «…душить сестру подушкой», «…вино и «отвёртку», что указывает на асоциальное поведение этих лиц. Анализируя итоги теста «Больше всего мне бы хотелось…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.2), мы выяснили особенности развития значимых ценностных предпочтений и целей у подростков с умственным недоразвитием. Описанные выше привлекательные объекты в системе их личностных оценок, развлечения, лакомства и другие, подтверждают некоторую задержку в развитии личностного становления у названной категории подростков. Отметим, что к старшему подростковому возрасту у умственно отсталых учащихся появляются показатели, указывающие на потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, а также желание быть принятыми окружающими. Положительное отношение к школе заметно снижается, но при этом повышается значимость приобретенных знаний, трудовых умений, которые, по мнению подростков, помогут им в дальнейшей жизни.Сравнив данные, полученные по итогам обследования учащихся общеобразовательной школы, с результатами исследования во вспомогательной школе, мы обнаружили существенные количественные и качественные различия. Так младшие подростки в/ш больше всего хотели бы развлечений и лакомств (по 26,7%), а учащиеся массовой школы – успехов в учебе и знаний (30%). К старшим классам ситуация меняется: во вспомогательной школе желание хорошо учиться возрастает от 0% в 6-м классе до 13,3% в 9-м. А в массовой школе к 9-му классу падает до 10%. Зато резко увеличивается желание приобрести профессию в массовой и вспомогательной школе до 30% и 20% соответственно. У подростков с интеллектуальной недостаточностью часто встречаются ответы: «Больше всего мне бы хотелось быть машинистом», «…работать водителем», «…закончить школу с хорошими оценками», «…устроить личную жизнь», т.е. старшие подростки задумываются о профессиональном самоопределении, о своей дальнейшей судьбе, хотя среди них есть желающие покинуть школу, и количество их растёт от класса к классу (от 6,7% у младших подростков до 16,7% – у старших). Это связано с тем, что в группу испытуемых входили подростки, обучающиеся во вспомогательных школах-интернатах, которые, как известно, испытывают дефицит в общении с родственниками, а также с тем, что некоторые учащиеся не удовлетворены своим статусом в коллективе сверстников и общением с учителями.Кроме того, младшие подростки (6,7%) упоминают в своих высказываниях о взаимоотношениях с родственниками, например: «Больше всего мне бы хотелось, чтобы мама на меня не сердилась», «…быть везде вместе с папой», «…поехать домой», «…праздновать день рождения дома», «…жить с папой», «…чтобы папа не пил». Содержание этих примеров иллюстрирует присутствие тревоги, озабоченности, желание видеть в семье здоровый уклад. Данные ответы взаимосвязаны с показателями общей тревожности подростков по тесту Филипса (r=0,51). Дополнительное изучение этой группы учащихся (знакомство с личными делами, беседы с учителями) показало, что эти дети из неполных семей и социально неблагополучных родителей. Для подростков из вспомогательной школы важным представляется принятие со стороны окружающих и хорошие отношения со сверстниками, это объясняется ранимостью умственно отсталых подростков, связанной с чувством собственной неполноценности. Заметно увеличение ответов в пользу потребности общаться со сверстниками (младшие подростки – 3,3%; старшие – 10%), приведём примеры: «Больше всего мне бы хотелось, чтобы ребята со мной дружили», «… чтобы меня в классе не обижали», «…чтобы не спрашивали, зачем я родился», «…пойти с друзьями в кино» и т.п. Большое число высказываний затрагивают желание иметь вещи, престижные в молодёжной среде: модную одежду, музыкальную аппаратуру, компьютер, мобильный телефон, мотоцикл, машину и т.п. (младшие подростки – 6,7%; старшие – 16,7%). Интерес подростков не вообще к вещам, а вещам знакового значения для молодёжной среды, является атрибутивной формой признания своего «Я» в среде сверстников, что особенно характерно для подросткового периода, и наряду с атрибутикой признания, подростки говорят о более сложных нравственных коллизиях, переживаемых ими: «Больше всего мне бы хотелось, чтобы ко мне хорошо относились», «…чтобы меня все любили» (младшие подростки – 3,3%; старшие – 6,7%). При этом подростки не конкретизируют, со стороны каких именно людей – родных, друзей, учителей – они хотели бы видеть доброжелательное к себе отношение.Для учащихся общеобразовательной школы также значительными являются материальные ценности, о желании приобрести какие-то вещи говорили 5% младших подростков и 20% – старших. Для названной выборки характерными были желания альтруистического содержания (10%), видеть всех людей счастливыми, избавить общество от несчастий, воин и болезней. Это свидетельствует о том, что ученики размышляют о социальных явлениях в обществе, о событиях в стране и мире. Среди учащихся вспомогательной школы таких ответов не было. Умственно отсталые подростки чаще желали «всего хорошего для себя». Тест «Мне очень не нравится…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.3) и «Я боюсь…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.4) выявил объекты отрицательной оценки, переживания, страхи и тревоги подростков. Для значительной части испытуемых всех групп объекты эмоционально-отрицательного отношения связаны со сферой межличностных отношений. При этом умственно отсталые подростки выделяют в качестве объектов отрицательного отношения свои конкретные взаимоотношения с конкретными людьми, называя их. Можно предположить, что это связано с узостью и некритичностью их оценочных суждений, с низким уровнем развития самосознания. Особенности психической деятельности не позволяют умственно отсталым школьникам, с одной стороны, объективно анализировать собственное поведение, а с другой – отвлечься от конкретных черт поведения знакомых им людей, осуществлять перенос видимых ими качеств на оценку поведения людей в целом. В то время как нормально развивающиеся сверстники говорят об особенностях нравственного поведения людей вообще, а также проявляют критичность к собственному поведению. Выяснилось, что многие нормально развивающиеся младшие подростки (20%) в качестве объектов отрицательной оценки выделяют некоторые обобщенные характеристики людей («Мне очень не нравится, когда люди бывают жестокими», «…что люди друг друга обижают»). Следует указать, что подростки массовых школ проявляют критичность по отношению к себе, отмечая недостатки собственного поведения («Мне очень не нравится, что я не умею себя «держать в руках», «…что я такая обидчивая»), такие примеры подтверждают динамику становления таких важных новообразований в структуре личности, как самооценка и рефлексия. Подобные примеры ответов появляются у некоторых подростков 14–15 лет с нарушениями интеллекта, что, безусловно, свидетельствует о более высоком уровне развития самосознания, личности в целом к старшим классам у умственно отсталых подростков. В числе примеров можно привести следующие: «Мне очень не нравиться, что люди убивают животных», «…злые люди».Для младших подростков в обеих группах объектами отрицательной оценки в первую очередь выступают взаимоотношения со сверстниками (подростки вспомогательной школы – 20%; подростки массовой школы – 20%). Приведём примеры их суждений: «Мне очень не нравится мой новый класс», «…моя соседка по парте», «…ссориться с друзьями», «…когда друзья гуляют без меня», «…когда девочки подговаривают не дружить». К старшему подростковому возрасту в массовой школе снижается тенденция недовольства отношениями со сверстниками (10%), а во вспомогательной школе – растёт (23,3%). Это связано с тем, что у подростков в норме к этому возрасту их социальное положение и личностные ожидания адекватно соотносятся, а повышение самосознания приводит к большей терпимости к мнению окружающих и самоконтролю, что улучшает их отношения со сверстниками. Более позднее формирование межличностных отношений у подростков вспомогательной школы приводит к конфронтации и конфликтам за свой социальный статус в группе, отсюда и недовольство старших подростков взаимоотношениями в группе сверстников. Наряду с этим следует отметить, что младшие подростки вспомогательной школы объектами отрицательной оценки называют школьные отметки (16,7%), тогда как младшие подростки в норме говорят об учёбе вообще, подразумевая знания и отношение к школе и отдельным предметам. К старшим классам вспомогательной школы учеба (0%) и оценки (3,3%) перестают так сильно волновать подростков, зато старшие подростки в норме начинают усиленно заботиться о своей учебе (20%) и в частности об оценках в аттестате (10%).Многие младшие подростки с недоразвитием интеллекта (20%) в качестве объекта отрицательного отношения выделяют учёбу: «Мне очень не нравится учиться», «…делать уроки», «…решать задачи», «…школа» и т.п. Предметом недовольства учащихся старших классов вспомогательной школы часто выступают их взаимоотношения с учителями (16,7%), отмечается тенденция предъявления определённых требований к поведению учителя и к его личности, и если они не совпадают с представлениями подростков, то могут стать источником конфликтов в системе отношений «учитель – ученик»: «Мне очень не нравится, когда учитель кричит», «…ставит в угол», «…говорит, что я недоделанный», «…когда учитель жестокий», «…психует и треплет за уши» и т.д. Следует констатировать, что многие подростки общеобразовательной школы (младшие – 20%; старшие – 30%) тоже негативно отзываются о школе, об учителях, проявляют отрицательно окрашенное эмоциональное отношение к ним. Приведём типичные примеры: «Мне очень не нравится отношение учителей к ученикам», «…очень не нравится школа», «…очень не нравятся учителя», «…что учителя нас обсуждают». Следующая группа ответов касалась отношений с родственниками. Необходимо отметить, что у подростков вспомогательной школы отношения с родными чаще вызывают отрицательную реакцию, чем у подростков в норме. Это связано с неблагополучной обстановкой во многих семьях умственно отсталых подростков. Кроме того, недовольство с возрастом увеличивается (13,3% – младшие подростки; 16,7% – старшие). При этом негативная оценка, которую давали подростки своим взаимоотношениям с родителями, не раскрывала характер этих двусторонних отношений, а определяла только место подростка и отношение к его «Я»: «Мне очень не нравится, когда мама меня ругает», «…когда брат орёт и обзывает», «…когда папа говорит, что я дурак», «…когда мама пьет», «…когда папа пьяный». Также подростки из вспомогательной школы (младшие – 6,7%; старшие – 15%) ссылаются на общие реакции людей по отношению к ним («Мне не нравится, когда нас называют дураками», «…когда надо мною смеются» и т.п.). Анализ итогов субтеста «Я боюсь…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.4) выявил следующие особенности эмоционального реагирования подростков на те или иные явления, события окружающей жизни. У многих нормально развивающихся подростков вызывают тревогу общественные явления: войны, стихийные бедствия, аварии, преступность, в то время как их умственно отсталые сверстники, как правило, связывают свои тревоги и страхи с более конкретными, частными ситуациями.Так, 20% младших подростков общеобразовательной школы испытывают страх относительно того, что с ними может произойти какое-то несчастье. Так как учебная деятельность для младших подростков является значимой, то их успехи в учёбе и оценки со стороны учителей становятся объектом тревог (20%), об этом свидетельствуют такие примеры: «Я боюсь получить ниже семёрки», «… окончить четверть на плохие оценки». Особый интерес вызывают ответы, касающиеся межличностных отношений младших подростков. Около 20% учащихся бояться конфликтовать со сверстниками. К старшим классам подростки становятся более терпимыми к мнению окружающих, кроме того, крепнут межличностные связи в форме товарищества, дружбы, лидерства. В отличие от общеобразовательной школы, во вспомогательной школе тревога по поводу ухудшения взаимоотношений со сверстниками увеличивается к старшим классам (от 10% у младших подростков до 20% у старших). У испытуемых вызывают страхи различные конфликтные ситуации, возникающие в общении со сверстниками: «Я боюсь потерять друга», «…драк», «…ссориться с одноклассниками». Многие подростки из общеобразовательной школы (младшие – 10%; старшие – 20%) переживают за судьбу своих родных: «Я боюсь, что моя бабушка умрёт», «…потерять маму», «…что не увижу папу», «…что мама не будет жить с папой». Некоторые старшие подростки (10%) задумываются о своей жизни, связывают своё будущее с результатами учёбы, бояться неуспеха: «Я очень боюсь после школы не поступить в университет», «…получить плохой аттестат».Результаты исследования в выборке умственно отсталых подростков показывают, что некоторая часть испытуемых (младшие подростки – 36,7%) заявляют о том, что они «ничего не бояться». Такого рода ответы носят гендерный характер – встречаются исключительно у мальчиков, которые стремились таким образом продемонстрировать свою «храбрость», что подтверждает некритичность и невысокий уровень осмысления социального контекста в поведении людей. Подобные высказывания у старших подростков встречались редко (3,3%).Так же, как у нормально развивающихся подростков, у умственно отсталых учащихся вызывают тревогу ситуации, связанные с родными (младшие подростки – 13,3; старшие – 16,7%). Известно, что многие подростки воспитываются в неблагополучных и неполных семьях, либо без опеки родителей, которые в силу различных причин лишены родительских прав. Этот опыт находит яркое отражение в высказываниях подростков: «Я боюсь отца», «…ругани из-за меня», «…пьяных друзей родителей», «…что дома будут ругать и бить», «…что меня упрячут в психушку».Особого внимания требуют сведения, полученные в ходе анализа ответов учащихся, в которых образ учителя вызывает отрицание, страх, он не вызывает желания у подростков к открытому и доверительному общению. Количественные суждения такого рода распределились следующим образом: младшие подростки – 10%; старшие – 20%. А в ответах присутствуют: «Я боюсь учителя», «…когда на меня орут», «…когда меня обзывает учитель», «…что учитель всё узнает». Очевидная тенденция снижения авторитета учителя к старшим классам вспомогательной школы может служить субъективной предпосылкой к конфликту при возникновении объективной критической ситуации в системе отношений «учитель – ученик».Субтесты «Я с друзьями…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.6) и «Мои друзья часто…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.5) позволили расширить представления об особенностях взаимоотношений умственно отсталых подростков со сверстниками. Выяснилось, что большинство учащихся вспомогательной школы, в отличие от своих сверстников из массовой школы, оценивают свои взаимоотношения с друзьями как удовлетворительные, вместе с тем, уровень положительных оценок снижается к старшему подростковому возрасту, а, соответственно, отрицательных суждений становится больше. Эти данные подтверждают результаты, полученные в предыдущих субтестах, где чётко прослеживается тенденция увеличения к старшим классам отрицательной оценки умственно отсталыми подростками своих связей со сверстниками и нарушения контактов с ними. Кроме того, некоторые старшие подростки заявляют об отсутствии у них друзей (6,7%).Анализ субтеста «Мои друзья часто…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.5) показывает, что большинство нормально развивающихся подростков волнуют отрицательные взаимоотношения с ровесниками (младшие – 40%; старшие – 30%), о чём они говорят в своих ответах: «Мои друзья часто ссорятся со мной», «…дерутся», «…гуляют без меня». Старшие подростки стремятся к пониманию во взаимоотношениях, а отсутствие такового сильно переживают: «Мои друзья часто не понимают меня», «…обсуждают меня за спиной», «…предают». Очень многие испытуемые из этой группы (младшие – 50%; старшие – 38,7%) никак не прокомментировали свои взаимоотношения с друзьями, а указали ситуации, связанные с досуговой сферой («Мои друзья часто играют в футбол», «…часто ходят гулять», «…бегают покурить в ёлочки»). Это может указывать на поверхностность отношений без проявления каких-либо негативных или позитивных эмоций по поводу друзей. Необходимо отметить, что по мере взросления подростки оценивают свои взаимоотношения как положительные и указывают на признак, который является важным в дружеских отношениях – это взаимопомощь и верность: «Мои друзья часто выручают меня», «…скучают без меня», «…приходят в гости», «…всегда придут на помощь».И.С.Кон [95, 171] подчёркивает, что «в определениях дружбы преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности; 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга». Результаты анализа субътеста подтверждают эти выводы.Сравнив данные, полученные в массовой школе, с результатами исследования, проведённого в подростковых классах вспомогательной школы, мы обнаружили, что умственно отсталые подростки в большинстве своём (младшие – 58,7%; старшие – 33,3%) оценивают взаимоотношения в кругу друзей как положительные: «Мои друзья играют со мной», «…уважают меня», «…приходят ко мне на перемене». Иногда подростки просто констатируют наличие друзей, перечисляют их: «Мои друзья часто есть у меня», «…это Лена, Даша…».Асоциальные формы поведения (жестокость, наркомания), как одна из возможных отрицательных сторон подростковых общностей, находят своё отражение в ответах подростков. Многие умственно отсталые учащиеся испытывают на себе негативное отношение сверстников (младшие – 20%; старшие – 30%), констатируют пагубные привычки круга своих товарищей: «Мои друзья часто меня бьют», «…любят выпить водки», «…носят нож», «…могут сильно врезать». Следует отметить возрастание к старшим классам случаев отрицательной оценки своих взаимоотношений с ровесниками, что обусловлено увеличением конфликтов в среде старших умственно отсталых подростков.Рассмотрим суждения подростков при выполнении задания «Я с друзьями…» (Приложение Б, Б.2, табл. Б.2.6). Многие испытуемые общеобразовательной школы указывают на то, что их общение со сверстниками чаще всего связано с развлечениями: музыка, танцы, прогулки (младшие – 50%; старшие – 38,7%), затем отмечают любимые занятия и увлечения (младшие – 10%; старшие – 20%). Кроме того, в подростковом возрасте очень ценной является взаимопомощь и взаимовыручка, что и отмечают подростки обеих групп общеобразовательной школы. О близких и дружеских отношениях со сверстниками говорят 20% младших подростков и 30% старших, и только 10% младших подростков считают свои отношения с друзьями неудовлетворительными.Так же, как школьники общеобразовательной школы, подавляющее большинство подростков с нарушениями интеллекта (младшие – 82%; старшие – 53,3%) выбирают в общении мероприятия развлекательного характера: «Я с друзьями люблю играть в футбол», «…люблю гулять», «…хожу на рыбалку». Свои отношения с друзьями как положительные оценивает 13,4% младших подростков с нарушениями интеллектуального развития, к старшему подростковому возрасту количество таких ответов снижается до 10%. Встречаются суждения констатирующего характера: «Я с друзьями дружу», и желаемого, конструктивного – «Я с друзьями хочу не ссориться». 10% старших подростков не удовлетворены взаимоотношениями с друзьями. Таким образом, исследование показало, что взаимоотношения со сверстниками волнуют подростков, ровесники для них могут стать объектами, как эмоциональных предпочтений, так и отрицательной оценки, а конфликтные отношения с ними вызывают стрессовые состояния, состояния напряженности. Результаты исследования подтверждают положение о том, что общение со сверстниками в подростковом возрасте выходит на первый план. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу. Обособление чаще всего проявляется в протесте против контроля со стороны старших, но может действовать и в отношениях со сверстниками. Мотивы, которые стоят за подростковой аффилиацией, разнообразны. Для одного подростка важен факт признания его человеческих ценностей, другому необходимо чувство эмоциональной сопричастности, третий удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими, быть лидером. Подростки стремятся принадлежать к определённой группе, общности. Но, наряду с развитием товарищеских отношений, этот возраст характеризуется напряженным поиском дружбы. Подросток стремится иметь близкого, верного друга, в котором ищет сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Подросток тяжело переживает одиночество, невнимание со стороны друзей. Таким образом, взаимоотношения детей в подростковых объединениях влияют на все виды деятельности и могут явиться источниками напряженности, предпосылками конфликта не только в среде сверстников, но и в отношениях со взрослыми, в частности с учителями.Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что для значительной части подростков переживаемые положительные и отрицательные эмоциональные состояния связаны в основном со сферой межличностных отношений. При этом подростки с умственной отсталостью более концентрируются на объектах эмоционального отношения с конкретными известными им людьми, тогда как их нормально развивающиеся сверстники склонны обобщенно анализировать поведенческие и эмоциональные реакции людей вообще. Характерно и то, что подростки из общеобразовательных школ более склонны к самокритичности, в отличие от завышенной самооценки и неадекватности оценочных суждений подростков с умственной отсталостью. У многих нормально развивающихся подростков тревожность имеет социально-общественное содержание, в то время как у подростков с интеллектуальной недостаточностью она более выражена и связана с частными бытовыми ситуациями. Отрицательные эмоции умственно отсталые подростки чаще всего испытывают во взаимоотношениях со сверстниками, нежели со взрослыми, вместе с тем к 14–15-летнему возрасту у них возрастает неудовлетворенность отношениями, которые возникают в системе «учитель – ученик».Известно, что накопление переживаемых отрицательных эмоций, которые всё более вытесняются в подсознание, может проявиться в неожиданных действиях и негативных реакциях, что, в свою очередь, приведёт к реальной объективной конфликтной ситуации и углублению внутренних конфликтов у участников взаимодействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.