Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура. Законность и правопорядок

Законность и правовая культура должны пронизывать всю государственно-правовую действительность. Сущность законности: в строгом, точном, неуклонном соблюдении, исполнении и применении норм права всеми участниками социального общения.Идея законности как осознани необходимости правомерности поведения и следования праву складывается на основе фундаментальных свойств права. она противостоит произволу и анархии, волюнтаризму и диктатуре. Идея законности конкретизируется в правовом законодательстве, в методах осуществления государственной власти в демократическом режиме и функционирования правового государства.Формально законность является принципом построения и действия государственно организованного общества, однако ее глубина и всеохватность характерны лишь для демократических правовых государств, а не для апартеида, фашизма, диктатуры, авторитарных и тоталитарных режимов, где происходит деформация законности. Для тоталитарного режима свойственны преувеличение роли насильственных действий, отсутствие должной гарантированности прав личности, недооценка роли судебной власти. режим законности предполагает верховенство закона в системе источников права, равенство всех перед законом и судом, приоритетность прав и свобод личности, юридическую гарантированность и защищенность правомерного поведения, неотвратимость юридической ответственности.Понятие"правовая культура" характеризует уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка. Важным показателем правовой культуры является уровень правосознания в обществе. правовая культура гражданина проявляется в знании действующего законодательства, уважительном отношении к праву, в стремлении строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм.

9.ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ:ПОНЯТИЕ,ПРИЧИНЫ

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

 

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

 

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

 

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

 

Проф. Н. И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

 

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

 

Проф. В. А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

 

Во-вторых, проф. В. А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

 

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

 

Правовой нигилизм — это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:

 

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

 

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

 

В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой — стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств»

 

10.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗНАЧЕНИЕ.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

для правового государства характерна неразрывность государства и права, причем право является первичным по отношению к государству(приоритет права). право определяет структуру и функции государства. При этом право должно выражать и закреплять идеи справедливости, свободы, равенства. Закон должен распространяться на всех. Но и сам закон должен быть законным(лигитимным), чтобы не превратиться в "диктатуру закона". Правовое государство и верховенство закона предполагают наличие достаточно развитого правового сознания, культуры законоуважения и законопослушания. Правовое государство стоит на защите, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Эти гарантии должны носить всеобъемлющий характер, охватывая собой все сферы общественной жизни:экономическую, социальную, политическую и духовную.

Разделение власти в правовом государстве и демократическом обществе осуществляется как по вертикале, так и по горизонтали.

Вертикальное характеризуется разделением между различными уровнями управления в обществе:общенациональным, региональным и местным. Горизонтальное разделение предполагает законодательную, исполнительную и судебную власть, которые представляют собой различные ветви единой государственной власти. Между ними просматривается субординационная вертикаль: верховенство законодательной, подзаконность исполнительной и судебной. Ведь деятельность исполнительных органов власти должна осуществляться в рамках принимаемых законов и не противоречить им. В РФ принцип горизонтального разделения властей закреплен в статье 10 конституции:органы законодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны.В правовом государстве происходит разделение предметов ведения и полномочий в зависимости от территориально-административного деления. В связи с этим гос. власть подразделяется на федеральную, республиканскую, автономных областей и округов, краев и областей, городов федерального значения.Россиия-конституционная федерация. принцип вертикального деления выражен в статьях 11 и 12.

Суд в правовом государстве должен руководствоваться только законом и правом, он подчиняется закону, но не законодательной или какой-либо иной власти. Осуществляя свои функции, различные ветви власти взаомодополняют и взаимоограничивают друг друга, создавая устойчивое равновесие в гос. жизни(механизм сдержек и противовесов). Внутреннее законодательство правового государства должно соответствовать нормам международного права(они обладают приоритетом)

Ответственность власти и народа: граждане также обязаны соблюдать законы и нести ответственность в случае их нарушения в соответствии с законом. Власть также ответственна прред народом: она призвана обеспечить равные возможности для граждан пользоваться защитой закона, признавать неотчуждаемые права человека, которые не должен нарушать закон.

Признаки правового государства:

1.верховенство закона(правовое государство ограничено в своих действиях конституцией, законом.)

2.Гарантированность прав и свобод личности и гражданина

3.равенство всех перед законом

4.принцип разделения властей

5.независимый суд

11.ГРАЖДАНСОЕ ОБЩЕСТВО:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗНАЧЕНИЕ.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов. Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Признаки гражданского общества. В настоящее время понятие "гражданское общество" содержательно обогатилось и является многозначным. В первом значении под гражданским обществом понимается совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов.

 

Во втором значении гражданское общество представляет идеальную модель общественного развития. В качестве идеала гражданское общество представляет собой объединение свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством и беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности. К основным принципам жизнедеятельности гражданского общества можно отнести следующие:

 

равенство прав и свобод всех людей;

 

гарантированная юридическая защита прав и свобод человека;

 

экономическая независимость индивидов;

 

гарантированная законом возможность граждан создавать независимые общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

 

свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

 

обеспечение необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;

 

свобода создания и деятельности средств массовой информации;

 

существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса) и обеспечивающего безопасность гражданского общества.

Структура гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру, для которой характерно наличие развитых горизонтальных и вертикальных связей.

 

Основу горизонтальных связей составляют отношения, возникающие в ходе обеспечения жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе. Вторую группу образуют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов. Верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам. Таким образом достигается культурно-политическое многообразие и терпимость, предполагающие отрицание идеологических стереотипов и обеспечивающие свободное волеизъявление всех граждан.

Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества.

 

Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливают партии, властвующие элиты, предпринимательские ассоциации и другие социальные организации и социальные институты, образовавшиеся в недрах гражданского общества. Интересы и потребности различных социальных и политических субъектов гражданского общества нередко приводят к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту противоречий призвано главным образом государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться процессы распада и возникнуть острое противостояние разных социальных групп, общественных организаций. И наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в силах полностью ликвидировать духовную жизнь людей, насильственно упразднить основополагающие формы организации человеческой культуры.

 

Развитое гражданское общество создает условия для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства. В гражданском обществе власть не может быть узурпирована одним лицом или узкой группой. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.

 

12.СУВЕРИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ,ЗНАЧЕНИЕ.

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

 

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

 

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

 

2) ее прерогативы;

 

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

 

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

 

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

 

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

 

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

 

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

 

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

 

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

 

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

 

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

 

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

 

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

 

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

 

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

 

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

 

3Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

 

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права"

 

Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

 

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

 

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

 

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и общая характеристика правоведения | Понятие, предмет,методы,функции и принципы гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.