Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

План.

§ 12. Сравнительно-исторический метод, основные положения сравнительно-истори­ческого метода языкознания.

§ 13. Метод реконструкций.

§ 14. Роль младограмматиков в развитии сравнительно-исторического языкознания.

§ 15. Индоевропеистика в XX в. Теория ностратических языков. Метод глоттохронологии.

§ 16. Достижения сравнительно-исторического языкознания.

§ 12. Ведущее место в сравнительно-исторических исследованиях принадлежит сравнительно-историческому методу. Этот метод определяется как «система научно-исследовательских приёмов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, начиная от языка-основы» (Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. М., I956. С. 58).

Сравнительно-историческое языкознание учитывает следующие основные положения:

1) родственная общность объясняется происхождением языков из одного языка-основы;

2) праязык полностью восстановить нельзя, но основные данные его фонетики, грамматики и лексики восстановить можно;

3) совпадение слов в разных языках может быть следствием заимствования: так, русск. солнце заимствовано из лат. sol; слова могут быть результатом случайного совпадения: таковы латинское sapo и мордовское сапонь – «мыло», хотя родственными не являются; (А.А.Реформатский).

4) для сравнения языков должны привлекаться слова, которые относятся к эпохе языка-основы. Среди таковых: а) наименования родства: русск. брат, нем. Bruder, лат. frater, др.инд. bhrata; б) имена числительные: русск. три, лат. tres, фр. trois, англ. three, нем. drei; в) исконные местоимения; г) слова, обозначающие части тела: русск. сердце, нем. Hдrz, арм. (=сирт); д) названия животных и растений: русск. мышь, др.инд. mus, греч. mys, лат. mus, англ. mous (маус), арм. (= мук);

5) в области морфологии для сравнения берутся наиболее устойчивые словоизменительные и словообразовательные элементы;

6) самыми надежными критериями родства языков является частичное совпадение звуков и частичное расхождение: начальному славянскому [б] в латинском регулярно соответствует [f]: брат – frater. Старославянские сочетания -ра-, -ла- соответствуют исконно русским сочетаниям -оро-, оло-: злато – золото, враг – ворог;

7) значения слов могут расходиться по законам полисемии. Так, в чешском языке слова черствый обозначает свежий;

8) необходимо сопоставлять данные письменных памятников мертвых языков с данными живых языков и диалектов. Так, ещё в XIX в. ученые пришли к выводу, что словоформы латинских слов ager – «поле», sacer – «священный» восходят к более древним формам adros, sacros. При раскопках одного из римских форумов была найдена латинская надпись VI в. до н.э., содержащая эти формы;



9) сравнение следует производить, идя от сопоставления ближайших родственных языков к родству групп и семей. Например, языковые факты русского языка сначала сопоставляются с соответствующими явлениями в белорусском, украинском языках; восточнославянских языков – с другими группами славянских; славянских – с балтийскими; балто-славянских – с иными индоевропейскими. Таково было указание Р.Раска;

10) процессы, характерные для родственных языков, могут быть сведены в типы. Типичность таких языковых процессов, как явления аналогии, изменений морфологической структуры, редукции безударных гласных и т.п., является необходимым условием для применения сравнительно-исторического метода.

Сравнительно-историческое языкознание ориентируется на два начала – а) «сравнительное» и б) «историческое». Иногда акцент делается на «историческом»: оно определяет цель исследования (история языка, в том числе и в дописьменную эпоху). В этом случае направление и принципы сравнительно-исторического языкознания – историзм (исследования Я.Гримма, В.Гумбольдта и т.п.). При таком понимании другое начало – «сравнительное» – является средством, с помощью которого достигаются цели исторического исследования языка (языков). Так исследуется история конкретного языка. При этом внешнее сравнение с родственными языками может отсутствовать (относиться к доисторическому периоду в развитии данного языка) или заменяться внутренним сравнением более ранних фактов с более поздними. При этом сравнение языковых фактов оказывается низведенным до технического приёма.

Иногда акцентируется именно сравнение (сравнительно-историческое языкознание иногда именуют поэтому компаративистикой, от лат. слова «сравнение"). В центре внимания оказывается само соотношение сравниваемых элементов, что являет собой главный объект исследования; при этом исторические выводы из этого сравнения остаются неподчеркнутыми, отложенными для последующих исследований. В этом случае сравнение выступает не только как средство, но и как цель. Развитие второго начала сравнительно-исторического языкознания породило в лингвистике новые методы и направления: контрастивную лингвистику, сопоставительный метод.

Контрастивная лингвистика (конфронтативная лингвистика) – это направление исследований общего языкознания, интенсивно развивающееся с 50-х гг. ХХ в. Целью контрастивной лингвистики является сопоставительное изучение двух, реже нескольких языков для выявления сходства и различий на всех уровнях языковой структуры. Истоками контрастивной лингвистики служат наблюдения над отличиями чужого (иностранного) языка в сравнении с родным. Как правило, контрастивная лингвистика изучает языки в синхронии.

Сопоставительный методпредполагает исследование и описание языка через его системное сравнение с другим языком с целью прояснения его специфичности. Сопоставительный метод направлен, в первую очередь, на выявление различий между двумя сравниваемыми языками и поэтому также называется контрастивным. Сопоставительный метод является, в известном смысле, обратной стороной сравнительно-исторического метода: если сравнительно-исторический метод базируется на установлении соответствий, то сравнительный метод – на установлении несоответствий, причём нередко то, что диахронически является соответствием, синхронически предстаёт как несоответствие (например, русское слово белый – украинское бiлий, оба от древнерусского бhлыи). Таким образом, сопо­ ставительный метод – достояние синхронического исследования. Идея сопоставительного метода была обоснована теоретически основателем Казанской лингвистической школы И.А.Бодуэном де Куртенэ. Как лингвистический метод с определенными принципами он формируется в З0-40-е гг. ХХ в.

§ 13. Как палеонтолог по отдельным костям стремится восстановить скелет древнего животного, так и лингвист сравнительно-исторического языкознания стремится представить элементы структуры языка в далеком прошлом. Выражением этого стремления является реконструкция (восстановление) языка-основы в двух аспектах: операционном и интерпретационном.

Операционный аспект разграничивает специфические соотношения в сравниваемом материале. Это выражается в формуле реконструкции, «формуле под звездочкой», Значок *астерикс – это признак не засвидетельствованного в письменных памятниках слова или формы слова, он введён в научное употребление А.Шлейхером, впервые применившим этот приём. Формула реконструкции является обобщением существующих отношений между фактами сравниваемых языков, известных по письменным памятникам или по живому упо-
треблению в речи.

Интерпретационный аспект предполагает наполнение формулы конкретным смысловым содержанием. Так, индоевропейское название главы семейства *pater (латинское pater, французское pere, английское father, немецкое vater) обозначало не только родителя, но имело также и общественную функцию, то есть словом * pаter можно было именовать божество.

Принято различать внешнюю и внутреннюю реконструкцию.

Внешняя реконструкция оперирует данными ряда родственных языков. Например, отмечает регулярность соответствия между славянским звуком [б], германским [b], латинским [f], греческим [ф], санскритским [bh], хеттским [p] в исторически тождественных корнях (см. примеры выше).

Или индоевропейские сочетания гласный+носовой *in, *om,*ьm,*ъп в славянских языках (старославянском, древнерусском) по закону открытых слогов изменились. Перед гласными дифтонги распались, а перед согласными переходили в носовые, то есть в Q и ę, а в старославянском они обозначались @ «юс большой» и # «юс малый». В древнерусском языке носовые гласные утратились ещё в дописьменный период, то есть в начале Х в.
Q > у, а ę > а (графическое я). Например: м#ти > мяти, лат. Ment –«вещество», состоящее из масла мяты (название популярной жвачки со вкусом мяты).

Можно выделить также фонетические соответствия между славянским [d], английским и армянским [t], немецким [z]: десять, ten, [tas], zehn.

Внутренняя реконструкция использует данные одного языка для восстановления его древних форм путём определения условий чередования на том или ином этапе развития языка. Например, путём внутренней реконструкции восстанавливается древний показатель настоящего времени русских глаголов [j], который преобразовался в соседстве с согласным:

*d + j *sk + j *b+j
брожу, тащу, Люблю

Или: в старославянском ЛЪЖА< *lъgja; слоужити на основании чередования г//ж, возникшего перед гласным переднего ряда [и].

Реконструкция индоевропейского праязыка, прекратившего своё существование не позднее конца III тысячелетия до н.э., виделась первым исследователям сравнительно-исторического языкознания (например, А.Шлейхеру) конечной целью сравнительно-исторических изысканий. Позже ряд ученых отказался признавать за праязыковой гипотезой какую-либо научную значимость (А.Мейе, H.Я.Марр и др.). Реконструкцию перестают понимать только как восстановление языковых фактов прошлого. Праязык становится техни­ческим средством изучения реально существующих языков, установления системы соответствий между исторически засвидетельствованными языками. В настоящее время реконструкция праязыковой схемы рассматривается как точка отсчета при изучении истории языков.

§ 14. Примерно через полвека после основания сравнительно-исторического языкознания, на рубеже 70-80-х гг. XIX в., возникает школа младограмматиков. Представителей новой школы Ф.Царнке шутливо назвал «младограмматиками» (Junggrammatiker) за молодой задор, с каким они нападали на старшее поколение языковедов. Это шутливое название подхватил Карл Бругман, и оно стало названием целого направления. К младограмматическому направлению относились, по преимуществу, ученые-языковеды Лейпцигского университета, вследствие чего младограмматиков иногда называют Лейпцигской школой языкознания. В ней на первое место следует поставить исследователя славянских и балтийских языков Августа Лескина (1840-1916), в работе которого «Склонение в славяно-литовских и германских языках»(1876) нашли яркое отражение установки младограмматиков. Идеи Лескина продолжали его ученики Карл Бругман (1849-1919), Герман Остгоф (1847-1909), Герман Пауль (1846-1921), Бертольд Дельбрюк (1842-1922).

Основными работами, в которых отражена младограмматическая теория, являются: I) предисловие К.Бругмана и Г.Остгофа к первому тому «Морфологических исследований» (1878), которое обычно называют «манифестом младограмматиков»; 2) книга Г.Пауля «Принципы истории языка» (1880). Младограмматиками были выдвинуты и защищались три положения: I) фонетические законы, действующие в языке, не имеют исключений (исклю­чения возникают в результате перекрещивающихся законов или вызываются другими факторами); 2) очень важную роль в процессе создания новых языковых форм и вообще в фонетико-морфологических изменениях играет аналогия; 3) в первую очередь, необходимо исследовать современные живые языки и их диалекты, ибо они, в отличие от древних языков, могут служить базой для установления лингвистических и психологических закономерностей.

Младограмматическое направление возникло на основе множества наблюдений и открытий. Наблюдения над живым произношением, изучение физиологических и акустических условий образования звуков привели к созданию самостоятельной отрасли языкознания – фонетике.

В области грамматики новые открытия показали, что в процессе развития флексии, кроме агглютинации, привлекаемой предшественниками младограмматиков, играют роль и другие морфологические процессы – перемещения границ между морфемами в пределах слова и, особенно, выравнивание форм по аналогии.

Углубление фонетических и грамматических знаний позволило поставить на научные рельсы этимологию. Этимологические исследования показали, что фонетические и смысловые изменения в словах обычно независимы. Для изучения смысловых изменений выделяется семасиология. По-новому стали ставиться вопросы образования диалектов и взаимодействия языков. Универсализуется исторический подход к явлениям языка.

Новое понимание лингвистических фактов привело младограмматиков к пересмотру романтических идей предшественников: Ф.Боппа, В. фон Гумбольдта, А.Шлейхера. Было заявлено: фонетические законы действуют не везде и не всегда одинаково (как думал А.Шлейхер), а в пределах данного языка или диалекта и в определенную эпоху, то есть сравнительно-исторический метод совершенствовался. Старый взгляд на единый процесс развития всех языков – от первоначального аморфного состояния, через агглютинацию к флексии – был оставлен. Понимание языка как постоянно изменяющегося явления вызвало постулат об историческом подходе к языку. Герман Пауль даже утверждал, что «всё языкознание является историческим». Для более глубокого и детального изучения младограмматики рекомендовали изолированное и вырванное из системных связей языка рассмотрение языковых явлений («атомизм» младограмматиков).

Теория младограмматиков означала реальный прогресс по сравнению с предшествующим состоянием лингвистических исследований. Были выработаны и применены важные принципы: 1) предпочтительное изучение живых народных языков и их диалектов в сочетании с тщательным исследованием языковых фактов; 2) учёт психического элемента в процессе общения и особенно языковых элементов (роль аналогических факторов); 3) признание существования языка в коллективе говорящих на нём людей; 4) внимание к звуковым изменениям, к материальной стороне человеческой речи; 5) стремление ввести фактор закономерности и понятие закона в объяснение языковых фактов.

Ко времени вступления младограмматиков сравнительно-историческое языкознание распространилось по всему миру. Если в первый период сравнительно-исторического языкознания главными деятелями были немцы, датчане и славяне, то теперь возникают лингвистические школы во многих странах Европы и Америки. Во Франции было основано «Парижское лингвистическое общество» (1866). В Америке работал известный индонолог Вильям Дуайт Уитни, который, выступая против биологизма в языкознании, положил начало движению младограмматиков (мнение Ф. де Соссюра). В России работали А.А.По­тебня,И.А.Бодуэн де Куртенэ, основавший Казанскую лингвистическую школу, и Ф.Ф.Фортунатов, основоположник Московской лингвистической школы. В Италии плодотворно трудился основатель теории субстрата Грациадио Изая Асколи. В Швейцарии проходила деятельность выдающегося лингвиста Ф. де Соссюра, определившего путь языкознания всего ХХ столетия. В Австрии работал критик младограмматизма Гуго Шухардт. В Дании выдвинулись Карл Вернер, уточнивший закон Раска-Гримма о первом германском передвижении согласных, и Вильгелем Томсен, прославившийся исследованиями о заимствованных словах.

Эпоха господства младограмматических идей (оно охватывает примерно 50 лет) привела к значительному развитию в языкознании.

Под влиянием трудов младограмматиков фонетика быстро оформилась в самостоятельную отрасль языковедения. В изучении фонетических явлений стали применять новые методы (экспериментальная фонетика). Гастон Пари организовал в Париже первую фонетическую экспериментальную лабораторию, а окончательно новую дисциплину – экспериментальную фонетику – установил аббат Руссело.

Создана новая дисциплина – «лингвистическая география» (работы Асколи, Жильерона и Эдмонда во Франции).

Результаты почти двухсотлетних исследований языков сравнительно-историческим методом подытоживаются в схеме генеалогической классификации языков. Семьи языков разделяются на ветви, группы, подгруппы.

Теория праязыка, сложившаяся в XIX в., используется в XX в. для сравнительно-исторического изучения различных языковых семей: индоевропейской, тюркской, финно-угорской и др. Заметим, что восстановить индоевропейский язык до такого уровня, чтобы можно было писать тексты, все-таки невозможно.

§ 15. Сравнительно-исторические исследования продолжились в XX в. Современное сравнительно-историческое языкознание выделяет примерно 20 языковых семей. Языки некоторых соседствующих семей обнаруживают определенное сходство, которое может быть интерпретировано как родство (то есть генетическое сходство). Это позволяет видеть в подобных широких языковых общностях макросемьи языков. Для языков Северной Америки в 30-е гг. двадцатого столетия американский лингвист Э.Сепир предложил несколько макросемей. Позже Дж.Гринберг предложил для языков Африки две макросемьи: I) нигеро-кордофанскую (или нигеро-конголезскую); 2) нило-сахарскую.


Вначале XX в. датский ученый Хольгер Педерсен высказал предположение о родстве урало-алтайской, индоевропейской и афразийской языковых семей и назвал эту общность ностратическими языками(от лат. Noster - наш). В разработке теории ностратических языков ведущая роль принадлежит отечественному лингвисту Владиславу Марковичу Иллич-Свитычу (I934-I966). В ностратическую макросемью предлагается свести две группы:

а) восточно-ностратическую, куда входят уральская, алтайская, дравидийская (индийский субконтинент: телугу, тамильский, малаялам, каннада);

б) западно-ностратическую – индоевропейская, афразийская, картвельская (грузинский, мегрельский, сванский языки) семьи. Выявлено несколько сот этимологических (фонетических) соответствий родственных корней и аффиксов, связывающих эти семьи, в частности, в области местоимений: русское мне, мордовск. мод, татарск. мин, санскрит munens.

Некоторые исследователи считают афразийские языки отдельной макросемьей, генетически не связанной с ностратическими языками. Ностратическая гипотеза не является общепризнанной, хотя и представляется правдоподобной, и в её пользу собрано много материала.

Заслуживает внимания ещё одна известная в индоевропеистике XX в. теория, или метод глоттохронологии(от греч. glotta – язык, chronos – время). Метод глоттохронологии, по-другому, лексико-статистический метод, был применён в середине века американским ученым Моррисом Сводешем (I909-I967). Толчком для создания метода стало сравнительно-историческое изучение индейских бесписьменных языков Америки. (М.Сводеш. Лексико-статистическое датирование доисторических этнических контактов / Пер. с англ. // Новое в лингвистике. Вып. I. M., I960).

М.Сводеш полагал, что на основе закономерностей морфемного распада в языках можно определить временнэю глубину залегания праязыков, подобно тому, как геология путём анализа содержания продуктов распада определяет их возраст; археология по скорости распада радиоактивного изотопа углерода определяет возраст любого участка археологических раскопок. Языковые факты указывают на то, что основной словарный состав, отражающий универсальные общечеловеческие понятия, изменяется очень медленно. В качестве базового словаря М.Сводеш выработал список из 100 слов. Сюда входят:

· некоторые личные и указательные местоимения (я, ты, мы, тот, весь);

· числительные один, два. (Числительные, обозначающие большие числа, могут заимствоваться. См.: Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове);

· некоторые названия частей тела (голова, рука, нога, кость, печень);

· названия элементарных действий (есть, пить, идти, стоять, спать);

· названия свойств (сухой, теплый, холодный), цвета, размера;

· обозначения универсальных понятий (солнце, вода, дом);

· социальные понятия (имя).

Сводеш исходил из того, что базовый словарь отличается особой устойчивостью, а скорость изменения базового словаря остаётся постоянной. При таком допущении можно вычислить, сколько лет назад языки разошлись, образовав самостоятельные языки. Как известно, процесс расхождения языков называется дивергенцией (дифференциацией, в другой терминологии – от лат. divergo – отклоняюсь). Время дивергенции в глоттохронологии определяется в логарифмической формуле. Можно подсчитать, что, если, например, не совпадают всего 7 слов из базовых 100, языки разделились примерно 500 лет назад; если 26 – то разделение произошло 2 тысячи лет назад, а если совпадают лишь 22 слова из 100, то – 10 тысяч лет назад и т.д.

Лексико-статистический метод нашёл наибольшее применение в исследовании генетических группировок индейских, палеоазиатских языков, то есть для выявления генетической близости малоизученных языков, когда традиционные процедуры сравнительно-исторического метода трудноприменимы. Этот метод не применим к литературным языкам, имеющим длительную непрерывную историю: язык остаётся неизменным в большей степени. (Лингвисты замечают, что пользоваться методом глоттохронологии так же надёжно, как определять время по солнечным часам ночью, освещая их горящей спичкой.)

Новое решение вопроса об индоевропейском языке предлагается в фундаментальном исследовании Тамаза Валерьевича Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыков и протокультуры». М., 1984. Ученые предлагают новое решение вопроса прародины индоевропейцев. Т.В.Гамкрелидзе и Вяч.Вс.Иванов определяют прародину индоевропейцев областью в пределах восточной Анатолии (греч. Anatole – восток, в древности – название Малой Азии, сейчас азиатская часть Турции), Южного Кавказа и Северной Месопотамии (Двуречье, область в Западной Азии, между Тигром и Евфратом) в V-VI тысячелетии до н.э.

Ученые объясняют пути расселения разных индоевропейских групп, восстанавливают особенности жизни индоевропейцев на основании индоевропейского словаря. Они приблизили прародину индоевропейцев к «прародине» земледелия, которое стимулировало социальное и речевое общение между родственными общинами. Достоинство новой теории – в полноте лингвистической аргументации, при этом целый ряд языковых данных привлекается учеными впервые.

§ 16. В целом, достижения сравнительно-исторического языкознания значительны. Сравнительно-историческое языкознание впервые в истории лингвистики показало, что:

1) язык есть вечный процесс и поэтому изменения в языке – это не результат порчи языка, как считали в античные времена и средние века, а способ существования языка;

2) к достижениям сравнительно-исторического языкознания следует отнести также реконструкцию праязыка как отправной точки истории развития того или иного конкретного языка;

3) внедрение идей историзма и сравнения в исследование языков;

4) создание таких важных отраслей языкознания, как фонетика (экспериментальная фонетика), этимология, историческая лексикология, история литературных языков, историческая грамматика и др.;

5) обоснование теории и практики реконструкции текстов;

6) введение в лингвистику таких понятий, как «система языка», «диахрония» и «синхрония»;

7) появление исторических и этимологических словарей (на материале русского языка это словари:

Преображенский А. Этимологический словарь русского языка: В 2-х тт. I9I0-I9I6; Изд. 2-е. М., 1959.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х тт. / Пер. с нем. О.Н.Трубачёва. М., I986-I987 (2-е изд.).

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2-х тт. М., I993.

Шанский Н.М., Боброва Т.Д. Этимологический словарь русского языка. М., 1994).

Со временем сравнительно-исторические исследования стали составной частью других областей языкознания: лингвистической типологии, генеративной лингвистики, структурной лингвистики и пр.

Литература

Основная

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М. 1979. C. 295-307.

Березин Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1979. С. 21-34 (М.В.Ломоносов); C. 66-70 (А.Х.Востоков).

Общее языкознание (Методы лингвистических исследований) / Под ред. Б.А.Сереб­ренникова. М., 1973. С. 34-48.

Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1979. С. 29-37.

Дополнительная

Дыбо В.А., Терентьев В.А. Ностратические языки // Языкознание: БЭС, 1998. С. 338‑339.

Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь (Т. 1-3). М., I97I-I984.

Иванов Вяч.Вс. Генеалогическая классификация языков. Языкознание: БЭС, I998. С. 96.

Иванов Вяч.Вс. Языки мира. С. 609-613.

Моногенеза теория. С. 308-309.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.5.196
Генерация страницы за: 0.104 сек.