Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

· обязательное государственное пенсионное страхование;

· обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, организаций, независимо от форм собственности;

Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:

1) временная нетрудоспособность (больничные листы).

2 ) безработица.

üРасширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций – увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Социальная защита безработных – совокупность мероприятий государства, которые в научной литературе получили условные названия: «активная» и «пассивная» политика защиты безработных. Цель активной политики состоит в их эффективном долгосрочном трудоустройстве. Пассивная политика находит свою реализацию в системе социально - обеспечивающих мер с оказанием материальной помощи безработным, которая осуществляется в системе общеобязательного государственного социального страхования за счет страховых взносов граждан, работодателей, а также бюджетных и других источников.

3 ) деторождение

4) несовершеннолетние дети (пособия родителям по уходу за инвалидом детства и детьми – инвалидами, пособия на детей под опекой и попечительством, на детей одиноким матерям, на детей - чернобыльцев.

5) проживание нетрудоспособных граждан (инвалидов)

6 ) Поддержка бюджета семьи при неординарных обстоятельствах (на погребение)

По продолжительности выплат пособия делят на:

- единовременные (разового характера, например по случаю рождения ребенка)

- ежемесячные (пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным, на детей – инвалидов с детства)

- периодические (по беременности и родам, на погребение, больничные).

· обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций

· содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждения социального назначенияадресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местного бюджетов.

· негосударственное пенсионное обеспечение граждан по договорам с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пенсионными системами. Н егосударственная пенсия отличается от государственной тем, что ее размер можно устанавливать по собственному желанию.

Базовым показателем уровня социально-экономической безопасности является прожиточный минимум - стоимостная величина достататочного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и такого же набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Как государственный социальный стандарт прожиточный минимум применяется для общей оценки уровня жизни: установление размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту; определения размеров социальной помощи, помощи семьям с детьми, пособия по безработице, стипендий и других социальных выплат в соответствии законодательству, определение права на назначение социальной помощи; установления величины необлагаемого минимума доходов граждан; определения государственных социальных гарантий и стандартов в сферах здравоохранения, образования, культуры социального обслуживания и тому подобное.

Для расчета величины прожиточного минимума формируются наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Набор продуктов питания разрабатывается Министерством охраны здоровья Украины в соответствии с нормативами потребности организму в определенных микроэлементах, исходя из химического состава и энергетической ценности отдельных продуктов. В его определении учитываются рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Следовательно, минимальная заработная плата в настоящее время не выполняет возложеной на нее функции - обеспечение населения необходными средствами для воспроизводства рабочей силы, а это негативно влияет на состояние социальной безопасности государства.

Мировая наука и практика выработали несколько подходов к вы-значение величины прожиточного минимума: статистический, ре-сурсний, относительный, социологический, нормативный, комбинированный (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Подходы к определению величины прожиточного минимума

Подходы к определению величины прожиточного минимума Сущность подходов
Статистический прожиточный минимум устанавливаетсяется на уровне доходов 10-20% наименее обеспеченных граждан
Ре­сурсный учет возможностей государства по гарантированному обеспечению определенного уровня благосостояния граждан
Относительный базируется на установлении прожиточного минимума, что соответствует среднедушевого дохода
Социологический Основой выступают социологические опросы населения о необходимом минимальном доходе
Нормативный Заключается в установлении стоимостной величины прожиточного минимума на основе минимальной потребительской корзины
Комбинированный Синтезирует несколько методов: стоимость необходимых продуктов питания рассчитывается по нормам потребления, непродовольственных товаров - по доле в совокупных расходах, жилищно-коммунальных услуг - по фактическим затратам.

 

Причины возникновения бедности:

· Экономические – безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли.

· Социально-медицинские – инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости.

· Демографические – неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье.

· Социально-экономические – низкий уровень социальных гарантий.

· Образовательно-квалификационные – низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка.

· Политические – военные конфликты, вынужденная миграция.

· Регионально-географические – неравномерное развитие региона

 

В мировой практике выделяют три основные концепции определения бедности:

1. Абсолютная – тесно связана с понятием черты бедности. Всемирный Банк в качестве порога абсолютной бедности задает существование на сумму не менее 1,25 американских долларов в день

2. Относительная концепция бедности – основоположником этой концепции является П. Таунсенд, который рассматривал бедность, как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора лишений, многомерной депрвации (депривация – от латинского «потеря, лишения» - это психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей), которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи на фоне общества или нации в целом». Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условий и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающее в себя и характер занятости, и особенности проведения досуга, и образование.

3. Субъективная концепция бедности – это концепция, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить беден ли он? Можно определить субъективно абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения. (Считается, что показатель субъективной бедности очень важен, так как напрямую коррелируется с количеством счастливых и несчастливых украинцев).

 

 

ТЕМА 4. УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ

4.1. Понятие денежно-кредитной безопасности
4.2. Индикаторы состояния валютной безопасности

4.3. Показатели безопасности банковской системы
4.4. Бюджетная безопасность
4.5. Налоговая безопасность

4.1. Понятие денежно-кредитной безопасности

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это такое состояние денежно-кредитной системы, характеризующийся стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, которая обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения.
Ключевые черты реализации денежно-кредитной политики:
- Эффективная монетарная политика;

- Денежно-курсовая политика НБУ должна содействовать активному наполнению экономики деньгами;

- Поддержание стабильного курса национальной валюты (жизненно необходимо для страны, экономика которой зависит от внешнеэкономической конъюнктуры).

Дефляционная НАПРАВЛЕННОСТЬ денежно-кредитной политики - это поддержка такой динамики монетарных инструментов, которая одновременно удовлетворяет спрос на деньги и не создает угрозы для значительного изменения цен.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в аспекте не только сокращение потребления, но и ее влияния, на ВВП, поскольку известно, что в развитых странах поддерживается высокий уровень потребления, а вследствие этого и высокие объемы производства.
Таким образом, только ориентация денежной массы на обеспечение воспроизводственного процесса и доступность кредитов для реального сектора экономики и потребителей приведут к долгосрочной макроэкономической стабильности.

 

4.2. Индикаторы состояния валютной безопасности

ВАЛЮТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это состояние валютной системы, которое характеризуется предусмотрительностью динамики обменного курса национальной валюты, сбалансированностью валютного рынка, удовлетворением потребностей государства, предприятий и населения в иностранной валюте.

К объектам валютной безопасности относятся:

¾ обменный курс национальной денежной единицы;

¾ конъюнктура валютного рынка;

¾ объемы международных резервов;

¾ состояние платежного баланса;

¾ размеры внешнего долга.

Субъектами валютной безопасности является Национальный банк Украины, правительство, Министерство финансов Украины, Таможенная служба и другие органы государственной регуляции, которые имеют соответствующие полномочия в области валютной регуляции, уполномоченные банки, предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности, домохозяйства.
Критерии валютной безопасности:

¾ предусмотрительность динамики обменного курса нац. валюты;
¾ сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке;
¾ обеспеченность в иностранной валюте нужд государства, субъектов хозяйствования;
¾ стабильность источников поступлений иностранной валюты;
¾ согласованность интересов импортеров и экспортеров;
¾ самостоятельность национальной валютной политики;
¾ согласования текущих и стратегических задач валютной политики с долговым, денежно-кредитной политикой.

Индикаторы состояния валютной безопасности:
1. Динамика валютного курса.

2. Показатели адекватности международных резервов.

- Соотношение международных резервов и денежной массы;

- Отношение официальных международных резервов к краткосрочному долгу страны;

- Правило Гринспена - Гуидотти - страны должны поддерживать международные резервы на уровне, достаточном для обеспечения платежей по внешним долгам без новых заимствований в течение 12 месяцев.
3. Сальдо платежного баланса и движения капиталов.

Наиболее опасным для валютной безопасности признано отрицательное сальдо торгового баланса и высокие объемы прилива / отлива краткосрочных спекулятивных капиталов.

4. Коэффициент покрытия импорта / экспорта (в%) (характеризует насколько за счет экспортной выручки страна покрывает свои потребности в иностранной валюте для оплаты импорта.)

5. Объемы валютных интервенций (длительные и значительные объемы валютных операций в одном направлении (по продаже или покупке валюты) свидетельствуют, что валютный рынок существенно разбалансированы и центральный банк пытается искусственно восстановить равновесие. Такая ситуация может завершиться (ре) девальвацией валюты и истощением валютных резервов).

6. Уровень долларизации можно анализировать по следующим показателям:
- Доля депозитов в иностранной валюте в общем объеме депозитов;
- Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме банковских кредитов, предоставленных субъектам экономики;

- Динамика объемов и сальдо операций покупки-продажи валюты на наличном и безналичном валютных рынках.

7. Показатели внешней задолженности - имеют большое значение и для оценки валютной безопасности, поскольку дают возможность оценить потребность страны и соответственно величину спроса на ин. валюту для погашения и обслуживания долгов.

Постоянный мониторинг и контроль за системой показателей, является важной задачей НБУ, других органов государственного управления, имеющих функции регуляции валютной сферы (Министерства финансов, Государственного казначейства, Таможенной службы, и т.п.).

На основе полученной информации и сравнение показателей с фактическими появляется возможность уже на ранних стадиях выявлять угрозы валютной безопасности, и вовремя принять меры с целью предупреждения реализации потенциальных угроз.

Меры обеспечения валютной безопасности должны не только противостоять текущим угрозам, но и обеспечивать их предупреждения и системное развитие валютной сферы экономики.

Причинами валютно-финансовой дестабилизации в Украине:

- Чрезмерная доля потребления и недостаточные объемы накопления в условиях неразвитости внутреннего рынка привели к необходимости покрытия внутреннего спроса импортом, а значит ухудшение сальдо внешней торговли и валютных рисков.

- Высокая стоимость финансовых ресурсов внутри страны и спрос на кредитные ресурсы;

- Неблагоприятные условия для долгосрочного инвестирования;
- Сырьевая специализация экспорта, что повлекло зависимость экономики Украины от международных рынков.

Первоочередными задачами обеспечения валютной безопасности являются:
- Формирование действенных механизмов управления процентными ставками;
- Мониторинг рискованных валютно-финансовых операций;
- Укрепление механизма самоорганизации валютного рынка;
- Усиление стимулирования субъектов валютного рынка к использованию страхования и перенос валютных рисков;

- Разработка и реализация информационных методов воздействия на валютный курс;

- Разработка и контроль реализации стратегии обеспечения национальных интересов;
- Развитие методов активного инвестиционного менеджмента в соответствии с международными стандартами и принципами.

 


4.3. Показатели безопасности банковской системы

Среди задач поддержания финансовой безопасности важное место занимает необходимость защиты банковского сектора от угроз внешнего и внутреннего характера. Обеспечение экономической безопасности банковского сектора имеет большое значение для социально экономического развития государства, поскольку снижение доверия к банкам приводит к снижению экономической безопасности всей страны. Кроме того в условиях глобализации финансовая безопасность банков становится не только национальной, но и международной проблемой.

С целью помощи в борьбе с мошенничеством руководители служб безопасности крупнейших мировых банков объединили усилия под эгидой международной ассоциации по вопросам безопасности в банковской сфере - задача которой - обмен информацией и оказание взаимопомощи.
Безопасность банковской системы рассматривается в двух аспектах:
1) с позиции финансовых последствий деятельности банков для экономической безопасности страны в целом и отдельных клиентов;
2) с позиции недопущения и отклонения явных и потенциальных угроз финансовому состоянию банковской системы страны на уровне как национального так и коммерческих банков.

Внимание к проблемам банковской безопасности постоянно растет вследствие существенных качественных изменений в кредитно-финансовой системе, высокого уровня преступности в этой сфере, международной валютно-финансового кризиса 2008-2009 годов.
БАНКОВСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это состояние банковской системы, при котором обеспечиваются условия для ее стабильного и эффективного функционирования, максимизации прибыли и оптимального использования ресурсов для социально-экономического развития страны.

Любые потери банковской сферы (материальные, финансовые, экономические) несут значительные экономические последствия. Оценить их весомость для экономической системы возможно по следующим основным показателям безопасности банковской системы:
- Отношение активов банков к ВВП;

- Доля активов недействующих банков в общей сумме активов коммерческих банков;
- Доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы;
- Соотношение высоколиквидных активов и текущих пассивов банков;
- Соотношение собственных и заемных средств;

- Рентабельность чистых активов банка;

- Объем фонда страхования рисков;

- Количество депозитов;

- Доля средств населения в общем объеме депозитов;

- Объем и динамика прибыли банка;

- Диапазон банковских ставок.

Отдельные проблемы банковской системы тесно взаимосвязаны, а безопасность конкретного банка неразрывно связана с безопасностью банковской системы в целом.

 


4.4. Бюджетная безопасность

За 2004-2009 гг бюджетная политика в Украине под влиянием политических и организационных факторов понесла значительные изменения. Нестабильна и непоследовательна бюджетная политика стала основой негативного влияния на развитие экономики и решение социальных проблем в Украине.
По сравнению с другими странами экономика Украины характеризуется недостаточным уровнем развития, который подтверждается соответствующими индикаторами, а именно:

¾ объем ВВП;

¾ объем ВВП в расчете на одного человека (табл. 1);
¾ динамикой и структурой инвестиций;

¾ степенью развития предпринимательской деятельности.

В таких условиях появляется необходимость переориентации бюджетной политики на новые приоритеты. В определении направлений усовершенствования бюджетной политики важная роль принадлежит формированию ее целей, а также первоочередных задач, требующих решения.
Согласно бюджетной стратегии на 2008-2010 гг стратегической целью обеспечения надлежащего уровня бюджетной безопасности является построение конкурентоспособной социально-ориентированной рыночной экономики и интеграция в европейское содружество.

БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это возможность бюджетной системы обеспечить финансовую самостоятельность государства и эффективное использование бюджетных средств в процессе выполнения функций социальной защиты; государственного управления и международной деятельности; финансирование науки, образования, культуры и здравоохранения, обеспечение национальной безопасности и обороны, реализации инвестиционной и экологической политики.

 

 

Таблица 1.


Объем ВВП на душу населения в 2007 г.

 

Міс­це   Країна   Обсяг ВВП на одну особу, тис. дол. США Місце   Країна   Обсяг ВВП на одну особу, тис. дол. США
  Люксембург 65,6   Польща 7,1
  Норвегія 59,6   Латвія 6,8
  Швейцарія 54,9   Туреччина 4,7
  Данія 47,4   Росія 4,5
  Іспанія 46,3   Румунія 3,8
  США 43,7   Білорусь 2,8
  Швеція 41,1   Україна 1,5* (2,2**)
  Ірландія 40,2   Грузія 1,4
  Японія 39,0   Туркменістан 1,3
  В. Британія 37,6   Молдова 0,9

* За розрахунками| Статистичної служби| ООН.

** За даними| Державного комітету| статистики Україні.


К стратегическим целям бюджетной безопасности относят:
¾ достижения высокого качества жизни граждан;

¾ конкурентоспособность экономики;

¾ эффективная и справедливая власть;

¾ создание интегрированной в глобальные процессы и уважаемой в мире державы.
Критериями эффективности бюджетной политики являются:
¾ сбалансированность бюджета (бездефицитный бюджет);

¾ самостоятельность национальной бюджетной политики;

¾ финансовая обеспеченность функций государства;

¾ стабильность источников доходов бюджета;
¾ целостность бюджетной системы, как финансовой основы единства государства;
¾ согласованность текущих и стратегических задач.

В Украине трудно обеспечить реальность бюджетов - это приводит к невыполнению как государственного, так и местных бюджетов по доходам.
Невыполнение бюджета связанные с предоставлением льгот. «Донорами» остаются Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Одесская области, город Киев, автономная область. В отдельных отраслях периодически проводится списание налоговой задолженности, при этом дотации и льготы остаются, появляются новые льготы.

Превышение реального бюджетного дефицита над запланированным составляет значительную угрозу и создает трудности в сотрудничестве с международными финансовыми организациями. Согласно требованиям ЕС бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% от ВВП.
Однако ресурсы для финансирования дефицита не всегда реальные (например, ежегодно запланированы поступления от приватизации). Бюджетный кодекс в целом не рассматривает приватизацию как источник финансирования дефицита.

Индикаторы состояния бюджетной безопасности Украины:
- Объем государственного бюджета, поскольку именно от объема бюджетных средств во многом зависит способность государства выполнять главные функции, а также стимулировать дальнейшее социально-экономическое развитие;
- Степень сбалансированности бюджета определяет, способно ли государство за счет доходов обеспечить финансирование главнейших расходов и будет дальше расти государственный долг;

- Правовая база, действующая, уровень разработки и процедура утверждения бюджета, в частности, качество правовой базы непосредственно отражается на степени регламентации бюджетного процесса и его стабильности;
- Степень детализации всех составляющих бюджета;

- Масштабы бюджетного финансирования;

- Наличие или отсутствие бюджетных резервов, то есть фонды, которые образуются в государственном бюджете для непрерывного финансирования намеченных мероприятий и обеспечения неотложных расходов, которые возникают;
- Система бухгалтерского учета исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений;

- Система финансового контроля за расходованием бюд ¬ джетних средств и состоянии бюджетной дисциплины;

- Своевременность принятия бюджета. Среди прямых последствий несвоевременного принятия бюджета следующие: дезорганизация в социально-экономической сфере, снижение инвестиционной активности, усиление инфляционных процессов, дестабилизация национальной валюты, обесценивания денежных доходов граждан;

- Налоговые льготы, наличие которых усиливает налоговое давление на прибыльные субъекты хозяйствования, создает неоднородные условия предпринимательства, серьезно подрывает конкурентную среду, в которой действуют предприятия;

- Уровень девальвации (ревальвации) национальной валюты. Чем больше будет обесценивание гривны относительно свободно конвертируемых валют, тем стремительнее будет рост доли бюджетных расходов на выплаты по внешнему долгу, а следовательно, соответствующее ограничение остальных расходов Государственного бюджета Украины;

- Механизм движения бюджетных средств;

- Уровень скрытой бюджетного дефицита, который определяется размером задолженностями и суммой переплаты налогов и других обязательных платежей, сокращению бюджетных депозитов. Этот показатель позволяет определить совокупный бюджетный дефицит, который фактически сложился на определенный период, а также свидетельствует о размере одного из существенных составляющих фактического государственного долга.
Как показывают исследования, является тесная связь между размером бюджетного дефицита, а также величиной государственных расходов и экономическим ростом.

4.5. Налоговая безопасность

В 90-х годах XX в. Украина была вынуждена почти сначала строить собственную систему налогообложения, которая бы одновременно отвечала требованиям рыночной системы хозяйствования и учитывала специфические черты трансформационных процессов в украинской экономике.
Несовершенство нормативных актов в сфере налогообложения, прямое копирование опыта развитых стран, без учета собственной национальной специфики, постоянное обострение трансформационного кризиса привели к формированию в стране сложной, противоречивой и неэффективной налоговой системы.

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это обеспечение роста ресурсного потенциала государства для поддержания социально-экономической стабильности и развития государства, сохранение целостности финансовой системы, противостояние внутренним и внешним угрозам.
Оптимальная системы налогообложения должна:

- Обеспечивать наименьшее налоговое давление;

- Не препятствовать конкуренции;

- Соответствовать структурной политике государства;

- Обеспечивать справедливое распределение доходов;
- Уважать частную жизнь человека;

- Не допускать двойного налогообложения;

- Обеспечивать адекватность размера налогов.

 

 

ТЕМА 5 БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫХ РЕСУРСОВ
5.1. Продовольственная безопасность.
5.2. Энергетическая безопасность.

5.1. Продовольственная безопасность.

Одним из показателей «качества жизни» населения является уровень и структура потребления продуктов питания. В свою очередь, здоровая разнообразие безопасных продуктов питания является одним из лучших способов охраны здоровья общества, высокой продолжительности жизни.
Исследование потребления продуктов питания базируется на количественных и качественных показателях.

Количественные показатели предусматривают оценку количества килограммов продуктов, потребленных одним человеком в течение месяца, качественные показатели характеризуют энергетическую ценность и содержание питательных веществ (белки, жиры, углеводы) в среднесуточном рационе человека.

Вид Рациональные нормы Реальное потребление Отношение фактического потребления к рациональным нормам в 2009г. %
     
На человека, кг/год
Мясо, мясопродукты            
Молоко, молокопродукты            
Рыба, рыбопродукты            
Овощи, бахчевые            
Плоды, ягоды            
Яйца, шт            
Хлеб, хлебопродукты            
Растительное масло            
На человека, ккал/сутки
Калорийность, всего            
В том числе:            
Растительного происхождения            
Животного происхождения            
             
               

 

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это ситуация, при которой все люди имеют физический и экономический доступ к безопасной пищи в достаточном количественном выражении для удовлетворения своих потребностей.
Обеспечение продовольственной безопасности - это непрерывный процесс, который характеризуется сменой приоритетов развития и механизмов их реализации.
Принципы продовольственной безопасности:

1. Доступность безопасной пищи.

2. Доступность к продуктам питания всех социальных групп населения.

3. Автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость).

4. Надежность, способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и других колебаний на поставку продуктов питания в различные регионы страны.

5. Устойчивость, возможности развития продовольственной системы в режиме расширенного воспроизводства.

В соответствии Закона "О продовольственной безопасности Украины" критериями продовольственной безопасности Украины являются:

- предельное (пороговое) значение индикатора достаточности запасов зерна в государственных ресурсах (объем продовольственного зерна в государственном продовольственном резерве / объем внутреннего потребления населением хлеба и хлебопродуктов в пересчете на зерно)- норма его 17% уровень - 60-т дней потребления.

- предельное (пороговое) значение индикатора экономической доступности продуктов (доля совокупных расходов на питание / совокупные расходы домохозяйств), норма 50-процентный уровень.

- предельное (пороговое) значение индикатора продовольственной независимости по отдельным продуктам, который определяется как соотношение между объемом импорта отдельного продукта в натуральном выражении и емкостью его внутреннего рынка, предлагают считать его 20-процентный уровень.

 

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - это комплекс мероприятий, которые разработаны для системного и эффективного решения задач производства, внешней торговли, переработки и хранения, а также справедливого распределения основных продуктов питания.
Стратегической целью развития продовольственного обеспечения является достижение медико-рекомендуемых норм рационального (здорового) питания, важный показатель продовольственной доступности - экономическая возможность приобретения нормативного набора продуктов.
Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. Одним из первых показателей, которые использовались для оценки уровня безопасности является показатель среднего дохода населения.


Современным критериям продовольственной безопасности являются:
- Доля расходов на продукты питания в общих расходах отдельных слоев населения;
- Территориальная доступность продуктов;

- Уровень «удобства» продуктов питания (доля в потреблении продуктов которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве);
- Степень «натуральности» и доброкачественности продуктов - влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в частности продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.
Оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется по:
• физической доступностью продовольствия, под которой понимают наличие продуктов питания на всей территории страны в любой момент времени и в необходимом ассортименте;

• экономической доступностью продовольствия, которая определяется уровнем доходов независимо от социального статуса и территории проживания;
• безопасностью продовольствия для потребителей, т.е. возможностью предотвращения вредного производства, реализации и потребления некачественных продуктов питания.

Продовольственная безопасность будет достигнута, если будут выполнены все вышеперечисленные условия, кроме условий наличия, т.е. стратегических запасов, обеспечивающих население продуктами питания на случай чрезвычайных обстоятельств на срок до пяти лет.
Также общеупотребительным является такой показатель оценки продовольственной безопасности, как КОЭФФИЦИЕНТ продовольственной зависимости:

 

КПЗ = Имп / Потр (1)

 

где И - объем импорта определенной продукции;
П - объем потребности страны в определенной продукции.


При этом выделяют три уровня продовольственной зависимости:
- Безопасный уровень продовольственной зависимости - если коэффициент находится в пределах от 0,1 до 0,2;

- Пороговый уровень - коэффициент продовольственной зависимости - 0,25-0,3;
- Если коэффициент продовольственной зависимости выше 0,5, то уровень зависимости опасен.

 


5.2. Энергетическая безопасность

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это защищенность государства, общества, граждан, народного хозяйства от угроз дефицита или нарушений в обеспечении обоснованных потребностей в энергии экономически доступных энергетических ресурсов как при нормальных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях. При нормальной потребности в энергии должны быть обеспечены в полном объеме, при чрезвычайных условиях - в гарантированном минимально необходнимом объеме.

Противоречия между наличием собственных энергоресурсов стран и возрастающими потребностями в них, исчерпанность запасов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и рост масштабов экологических проблем, связанных с их добычей (производством), транспортировкой, переработкой и потреблением, определяют тенденцию обострения энергетических вопросов в жизнедеятельности населения каждой отдельной страны. Вследствие этого борьбой за обладание энергоресурсами, за их транспортировать, за влияние на рынок энергоносителей стала одним из важнейших факторов реализации интересов и политической поведения различных стран, базой для экономических союзов и источником международных конфликтов. Учитывая это каждое государство имеет свою в том или ином виде сформулировананную энергетическую политику.

Ситуация в топливно-энергетическом комплексе нестабильна, что негативно влияет на обеспечение энергетической безопасности Украины. В целом энергоемкость экономики Украины остается слишком высокой по сравнению с ведущими индустриально развитыми странами мира.

Украина является крупнейшим в мире импортером природного газа, занимает третье место по объему его использования и первое место по потреблению на душу населения [ ].

За годы независимости практически ничего не было сделано для диверсификации источников и путей поставок в Украину нефти и газа. Кризис платежей периодически парализует работу энергетической отрасли; часто происходит отключения электроэнергии в целых регионах, что парализует работу и наносит значительный ущерб сельскому хозяйству, промышленным предприятиям, учреждениям образования, культуры, медицины.
Обеспечение стабильного развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является необходимым условием возрождения национальной экономики, что особенно важно на этапе ее вхождения в мировое пространство, поскольку от состояния ТЭК в значительной мере зависит степень экономической и политической независимости государства.
Основные направления установления энергетической безопасности в Украине:
1) Максимальное привлечение потенциала энергосбережения.
2) Повышение уровня безопасности, устойчивости и долговечности энергетичних объектов.

3) Перестройка структуры генерирующих мощностей для обеспечения необходимой их маневренности, стабильной частоты электрического тока, повышения безопасности и надежности работы АЭС, обеспечениения их надежной охраны.

4) Наращивание экспортного потенциала ТЭК, будет способствовать увеличению объемов транзита энергоносителей через территорию Украины, экспорта угля, электроэнергии.

5) Диверсификация внешних источников поставок энергоносителей.

Считается, что поставки энергоносителей по импорту являются надежным, если осуществляется минимум из трех источников, иначе возможны следующие негативные последствия:

- монопольное повышение цен на энергоносители или введение ограничений на их поставки в случае ухудшения межгосударственных отношений с государством-экспортером;
- критическая зависимость от государства-экспортера, что осложненяет развитие равноправных двусторонних отношений;

-уменьшение поставок энергоносителей вследствие падения объемов их добычи;
- длительные перебои в поставках энергоносителей в случае больших аварий на магистральных нефтегазопроводов.

Реализация диверсификационных проектов предоставит Украине следующие преимущества:
¾ повысит надежность поставок енергоресурсов,

¾ позволит получать энергоносители по более низким ценам за счет создания конкуренции между поставщиками,

¾ создаст предпосылки для равноправного сотрудничества с Россией,
¾ повысит уровень энергетической безопасности Украины.
Реализацию диверсификационных проектов сдерживают следующие факторы.
Во-первых, их стоимость очень высока - строительство нефтегазопроводов, создание собственного ядерно-топливного циклаа или его элементов стоит сотни миллионов - миллиарды долларов.

Во-вторых, кризисное состояние экономики Украины, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие риски для инвесторов.

В-третьих, на начальном этапе освоеноние альтернативных источников новые поставки энергоносителей могут быть дороже, чем текущие.

В-четвертых, реализации диверсификационных проектов может определенным образом осложнить отношения Украины с РФ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность системы государственного регулирования социально-экономической безопасности | Оцінка соціально-економічної безпеки підприємства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.