Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения о КИС

Классификация ЭИСУ

ЭИСУ

Системы управления предприятием

Система управления предприятием (СУП) – комплекс мер по организации управления ресурсами с целью получения результата (например, прибыли). Цель достигается минимизацией издержек управления (временных, ресурсных и финансовых)за счет упрощения процессов контроля и управления.

СУП должна быть комплексной, гибкой, масштабной, надёжной и целостной.

Комплексность СУП – организация работы в единой информационной среде (влияя на процессы в каждом подразделении).

Гибкость СУП – изменение направления работы и учётной политики в соответствии с требованиями.

Масштабность – поиск новых рынков сбыта и резервов для расширения производственных мощностей и организации новых рабочих мест.

Надёжность и целостность – сбор и обработка достоверной информации о реальном положении дел с целью анализа и принятия решения.

Один из способов реализации этих требований и повышения эффективности управления – создание А(И)СУП. А(И)СУП – объединение структуры бизнес-стратегии с передовыми ИТ. Основная роль отводится структуре управления; автоматизация исполняет второстепенную, инструментальную роль.

4 основных блока структуры управления: объект управления, блок управления, ресурсы, математическая модель. Структура описывается бизнес-моделью (совокупностью законов взаимодействия между элементами и управляющих воздействий). В рамках бизнес-модели отображаются объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, стратегия развития, критерии оценки эффективности функционирования системы.

Информационная модель (подмножество бизнес-модели, совокупность информационных связей между элементами системы) – описывает информационные потоки, правила обработки, алгоритмы маршрутизации элементов информационного обеспечения.

На основе информационной модели и структуры управления формируется информационная структура предприятия.

Три основные подсистемы СУП:

1. Планирование продаж и операций – общий план функционирования предприятия – устанавливает объемы изготовления продукции. Основные элементы: планирование спроса продукции; оценка ресурсов; создание основного плана производства (ОПП) (планируются объемы продукции и сроки).

2. Планирование ресурсов(материалов, мощностей, трудовых ресурсов и т.д.) (сроки и объем заказов для материалов и комплектующих – закупок) для реализации ОПП.

3. Управление исполнением плановпроизводства и закупок.


ЭИСУ – управление бизнес-процессами тактического уровня (среднесрочное планирование, анализ, организация работ).

ЭИСУ – совокупность организационных, технических, программных, информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации для функций управления.

Назначение ЭИСУ – автоматизация процессов контроля и управления информационно-документальными потоками: бюджетными процессами, рабочим временем, ходом реализации проектов, документооборотом, контроль выполненных работ и др. управленческих функций.

Э лементы ЭИСУ (ИС):

· Информационная модель управления информационными потоками – включает формы документов, структуру справочников и данных, и т.д.

· Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений.

· ПО (конфигурация ПО соответствует требованиям модели) – механизм управления ИС – автоматизирует управление информационными потоками.

· Регламент использования и развития ПО (внесения изменений в настройки, структуры БД, в конфигурацию ПО, в состав модулей и т.п.).

· Системное и обеспечивающее ПО, СУБД.

· Аппаратно-техническая база и средства коммуникаций (ПК, АРМы, периферия, каналы и средства телекоммуникаций).

· IT-департамент и обеспечивающие службы: персонал (департамент развития, привлекаемые консультанты) по формированию и развитию информационной модели; персонал по настройке и адаптации ПО; персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы.

· Правила использования ПО и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей.

· Пользователи ПО.


Классификационные признаки:

- масштабы предприятия – определяет класс (тип) ИС;

- уровень функциональности и степень интегрированности ИС;

- стоимость проекта внедрения системы (лицензии и услуги);

- сроки внедрения;

- уровень управления;

- используемая программно-аппаратная платформа;

- наличие отраслевых решений и др.

1) Масштаб предприятия:

- малые ИС – до 15 пользователей (малый бизнес);

- средние ИС – до 100 пользователей (средний бизнес);

- крупные ИС – более 100 (крупные корпорации).

2) Функциональные возможности: учетные, учетно-аналитические, процессно-ориентированные.

Особенности учетных (локальных) ИС:

- решение конкретных задач, автоматизация отдельных функций управления (в основном учетных – бухучет, учет кадров, товарно-материальных ценностей, управление финансовыми потоками и т.д.).

- одиночные ИС без сети или ИС с ЛВС;

- локальные СУБД (Clipper, PoxPro, Paradox, dBase, Access);

- универсальны (короткий цикл внедрения); «коробочный» вариант;

- применяются на малых предприятиях (для управления финансовыми потоками и автоматизации учетных функций);

- небольшое число рабочих мест (не более 5-10);

Примеры учетных ИС: «1С Бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер».

В многофункциональных и полнофункциональных интегрированных системах (ИИС) реализовано большинство или все функции управления.

Рис. Классификация ЭИС

ИИС:

- единая программно-аппаратная платформа и общая БД;

- функциональные подсистемы (персоналом, логистики, производства, бухучета, финансы и т.д.) взаимосвязаны на основе единой ИТ;

- ЛВС;

- технология клиент-сервер;

Особенности учетно-аналитических (финансово-управленческих) ИИС:

- учет и управление ресурсами непроизводственных компаний, модули управления производством отсутствуют;

- на малых и средних предприятиях (малые ИИС);

- отсутствие средств поддержки корпоративного управления;

- гибкая настройка на нужды предприятия;

- универсальность, но требуют более четкой специфики деятельности;

- функциональность шире, чем у локальных;

- SQL-серверы (Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, Sybase);

- сроки внедрения – в районе года;

Представитель малых ИИС – «1С: Предприятие».

Процессно-ориентированные ИИС (корпоративные – КИС) – являются полнофункциональными системами – для поддержки управления сложными территориальными структурами (крупными корпорациями).

Основные модули в КИС – модули управления производством. Учетным функциям отводится второстепенная роль.

ИС отдельных подразделений не могут претендовать на корпоративность.

КИС: средние и крупные. Разница: наличие / отсутствие тех или иных отраслевых решений; масштабы предприятия и его территориальная распределенность.

Особенности средних КИС:

- имеют модули планирования и управления производством;

- цепочка планирования «сбыт – производство – закупки» является ядром ИС, подразделения строят свою деятельность на основе ее данных;

- учетные функции (бухучета или кадрового учета) проработаны глубоко, но выполняют вспомогательную роль;

- информация в модуль бухучета поступает автоматически из других модулей;

- основные механизмы управления – планирование и оптимальное управление запасами и производственным процессом;

- имеют средства поддержки корпоративного управления: ведение консолидированной БД корпорации, получение консолидированной отчетности по любому виду деятельности;

- КИС покрывает потребности подразделений и полностью интегрирует предприятие;

- значительно сложнее в установке: цикл внедрения занимает от 6 месяцев до 1,5 лет и более.

Примеры: БЭСТ, Капитал.

Крупные КИС:

- имеют сходные функции со многими финансово-управленческими ИС и средними КИС, но имеют более высокую степень их проработки;

- более глубокая поддержка процессов управления многофункциональными группами предприятий (холдингов, ФПГ), например, имеют средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической обработки данных (OLAP);

- имеют наибольшую функциональность (включая управление производством, сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование и пр.);

- сроки внедрения занимают более года и даже несколько лет;

- имеют иерархическую сетевую структуру, поддерживают территориально разнесенные узлы (Интернет), используют SQL-серверы Oracle, DB2, Microsoft SQL Server.

Примеры: SAP/R3, Галактика.

2) По сфере применения ИС: системы обработки транзакций (СУБД); СППР; информационно-справочные системы (ИСС); офисные ИС.

ИСС основаны на технологиях гипертекстовых документов и мультимедиа (СЭД, HTML-системы, ГИС).

Подсистемы КИС имеют различные сферы применения.

3) По способу организации ИС:

• на основе архитектуры файл - сервер (модель удаленного управления данными – модель файлового сервера (File Server – FS));

• на основе модели удаленного доступа к данным (Remote Data Access – RDA);

• на основе архитектуры клиент - сервер БД (модель активного сервера БД (Data Base Server – DBS));

• на основе многоуровневой архитектуры (модель сервера приложений (Application Server – AS));

• системы на основе Интернет/интранет технологий.

В ИС на основе архитектуры FS на клиенте располагаются презентационная логика, бизнес-логика, СУБД, база мета-данных. На сервере хранятся БД и поддерживается доступ к данным.

Файл-серверные архитектуры годятся для небольшой компании (для ведения, учета).

В модели RDA на сервере хранится БД и ядро СУБД. На клиенте располагается презентационная логика и бизнес-логика приложения.

Основу модели DBS составляют механизм хранимых процедур как средство программирования SQL-сервера, механизм триггеров для отслеживания текущего состояния БД и механизм ограничений на пользовательские типы данных (механизм поддержки доменной структуры). Бизнес-логика разделена между клиентом и сервером. На сервере – специальные программные модули, которые хранятся в БД и управляются СУБД. Клиентское приложение обращается к серверу с командой запуска хранимой процедуры. Сервер выполняет эту процедуру и регистрирует те изменения в БД, которые в ней предусмотрены, затем возвращает клиенту данные, релевантные запросу. Трафик обмена резко уменьшается.

Сервер активный, так как, используя механизм триггеров, инициирует обработку данных в БД.

Хранимые процедуры и триггеры хранятся в словаре БД, они могут быть использованы несколькими клиентами, что снижает дублирование алгоритмов обработки данных в разных клиентских приложениях.

Модель поддерживают СУБД: Informix, Ingres, Sybase, Oracle, MS SQL Server.

Модель сервера приложений (AS) – использование дополнительного промежуточного уровня с одним или несколькими серверами приложений с функцией обработки данных.

Сервер приложений может быть совмещён с сервером БД на одном компьютере или

сервер БД может находиться на выделенном компьютере (кластере), к которому подключены один или несколько серверов приложений.

Компоненты приложения делятся между тремя исполнителями:

- Клиент обеспечивает логику представления; запускает локальный код приложения клиента для обращения к локальной БД, расположенной на компьютере-клиенте; исполняет коммуникационные функции front-end части приложения, обеспечивая доступ в сеть. Дополнительно – управление распределенными транзакциями.

- Серверы приложений спроектированы как исполнения общих незагружаемых функций для клиентов. Поддерживают функции клиентов как частей взаимодействующих рабочих групп, поддерживают сетевую доменную операционную среду, хранят и исполняют общие правила бизнес-логики, поддерживают каталоги с данными, обеспечивают обмен сообщениями и поддержку запросов.

- Серверы БД выполняют функции СУБД: создание и ведение БД, поддержка целостности БД, хранение данных, создание резервных копий и восстановление БД после сбоев, управление выполнением транзакций и поддержка устаревших (унаследованных) приложений.

Системы на основе Интернет/интранет технологий используютархитектуру «клиент-сервер», основанную на Web-технологии и internet -технологии.Intranet-технология – применение в корпоративной сети, изолированной от глобальной сети Internet, internet -технологии (технологии обмена данными, основанной на использовании семейства протоколов TCP/IP) и WWW -технологии (гипертекстовой технологии). Intranet-сети с внутренними Web-серверами организуют доступ ко всей информации через единый интерфейс (Web-браузер) с использованием гипертекстовых связей.

4) Степень автоматизации: ИС начального, среднего и высшего уровней. ИС начального уровня – автоматизируют незначительное число бизнес-процессов; локальное использование, легкие в освоении и настройке (бухгалтерские, складские, небольшие торговые ИС).

ИС среднего уровня автоматизируют более широкий спектр функций и более детально – учетные системы по нескольким направлениям: логистика, финансы, персонал, запасы; решения класса ERP. КИС Галактика Business Suite (http://www.galaktika.ru), КИС MS Dynamics NAV (Microsoft Navision) (http://www.microsoft.com/rus/dynamics/solutions/navision), 1С: Предприятие 8.0 (http:// www.lc.ru/).

ИС высшего уровня – высокая детализация деятельности; планирование всех ресурсов; решения класса ERPII:

- системы корпорации ORACLE (http://www.oracle.com/) – Oracle Applications – семейство бизнес-приложений Oracle, объединяющее полнофункциональные и отраслевые комплексы, такие как Oracle E-Business Suite, Oracle JD Edwards Enterprise One и др.;

- интегрированная ИСУП Microsoft Dynamics AX

(http://www.microsoft.com/rus/dynamics/solutions/Microsoft Dynamics AX/).

5) Уровень управления – ИС: оперативного, тактического, стратегического уровней.

На оперативном уровнесистемы обработки данных/транзакций (СУБД) для регистрации данных и обработки элементарных событий (транзакций), сопутствующих протеканию бизнес-процессов. Транзакции: заказы, платежи, запросы.

Системы обработки транзакций: пакетные и оперативные. ИС оперативного уровня (OLTP-системы, On-line Transactional Processing – обработка транзакций в реальном времени, система оперативной обработки данных) – для управления, т.е. для ввода, структурированного хранения и обработки информации (операций, документов) в режиме реального времени. Цели, задачи и источники информации имеют высокую степень структуризации. Выполнение операций строго формализовано.

OLTP-системы: бухгалтерские ИС, ИС расчетов с персоналом, ИС управления закупками.

На тактическом уровне управления ИС – для мониторинга (контроля), принятия решений и администрирования (реализации процедур среднесрочного планирования, анализа и организации управления):

- управленческие ИС (MIS – Management Information Systems, или информационные системы управления, ИСУ) – управление продажами, контроль запасов, анализ инвестиций и т.п.;

- СППР (DSS – Decision Support Systems) – календарное планирование, анализ прибыльности и продаж и т.п.;

- профессиональные ИС – техническое и научное проектирование, создание новых знаний;

- ИС офисной автоматизации – обработка текстов и представление документов.

ИС стратегического управления – поддержка руководства по принятию стратегических долгосрочных решений в условиях плохо структурированных данных, в частности, определение основных направлений деятельности на длительные периоды. Используются СППР (DSS) для анализа данных в различных разрезах: временном, географическом и др.

СППР: OLAP-системы (оперативной аналитической обработки); экспертные системы.

ИС различных уровней управления тесно взаимодействуют. На каждом решаются специфичные задачи в соответствии с бизнес-процессами, что обеспечивает вертикальную интеграцию информационных потоков.

6) По способу создания ИС: заказные и адаптируемые.

Заказные (уникальные) ИС – для конкретного предприятия с уникальными характеристиками или для решения ограниченного круга специальных задач. Не имеют прототипов, не подлежат тиражированию, использование прототипа требует значительных качественных его изменений.

Адаптируемые ИС подразумевают технологический переход от базовой ИС с типовыми свойствами к окончательному решению, приспособленному для предприятия.


Корпорация – объединение предприятий различного масштаба и профиля деятельности, работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи.

Корпорация имеет многопрофильную структуру и распределенную иерархическую систему управления.

Корпоративное управление – система взаимоотношений между акционерами, советом директоров и правлением, определенные уставом, регламентом и официальной политикой компании, принципом главенства права на основе принятой бизнес-модели.

Совокупность информационных связей корпорации образует ее коммуникационную структуру и описывается информационной моделью.

Объект управления в корпорации – ресурсы:материальные (материалы, готовая продукция, основные средства); финансовые; людские (персонал); процессы (документооборот, производство, качество, проекты); коммуникации; корпоративные знания.

Назначение КИС – эффективное автоматизированное управление всеми ресурсами предприятия для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников.

Определения КИС:

1) КИС – интегрированная система управления территориально распределенной корпорацией на основе углубленного анализа данных, использования СППР и САДЭД.

2) КИС – совокупность ИС подразделений, объединенных общим документооборотом. Каждая из систем выполняет часть задач по управлению принятием решений, а все системы вместе обеспечивают функционирование предприятия в соответствии со стандартами качества ИСО 9000.

3) КИС – комплекс технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации основных бизнес-процессов.

4) КИС – единая ИСУ бизнес-процессами крупного предприятия.

5) КИС – совокупность методов и решений для создания информационного пространства управления и обеспечения деятельности компании.

Комплексная автоматизация предприятия с использованием КИС подразумевает использование компьютерных технологий при реализации всех основных деловых процессов организации(не менее 1000 функций управления).

Кроме «КИС» употребляются названия:

- автоматизированные системы управления (АСУ);

- интегрированные системы управления (ИСУ);

- интегрированные информационные системы (ИИС);

- информационные системы управления предприятием (ИСУП);

- ERP-системы (Enterprise Resource Planning System – система планирования ресурсов предприятия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация службы маркетинга на предприятии | Задачи КИС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.