КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения о КИС
Классификация ЭИСУ ЭИСУ Системы управления предприятием Система управления предприятием (СУП) – комплекс мер по организации управления ресурсами с целью получения результата (например, прибыли). Цель достигается минимизацией издержек управления (временных, ресурсных и финансовых)за счет упрощения процессов контроля и управления. СУП должна быть комплексной, гибкой, масштабной, надёжной и целостной. Комплексность СУП – организация работы в единой информационной среде (влияя на процессы в каждом подразделении). Гибкость СУП – изменение направления работы и учётной политики в соответствии с требованиями. Масштабность – поиск новых рынков сбыта и резервов для расширения производственных мощностей и организации новых рабочих мест. Надёжность и целостность – сбор и обработка достоверной информации о реальном положении дел с целью анализа и принятия решения. Один из способов реализации этих требований и повышения эффективности управления – создание А(И)СУП. А(И)СУП – объединение структуры бизнес-стратегии с передовыми ИТ. Основная роль отводится структуре управления; автоматизация исполняет второстепенную, инструментальную роль. 4 основных блока структуры управления: объект управления, блок управления, ресурсы, математическая модель. Структура описывается бизнес-моделью (совокупностью законов взаимодействия между элементами и управляющих воздействий). В рамках бизнес-модели отображаются объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, стратегия развития, критерии оценки эффективности функционирования системы. Информационная модель (подмножество бизнес-модели, совокупность информационных связей между элементами системы) – описывает информационные потоки, правила обработки, алгоритмы маршрутизации элементов информационного обеспечения.
На основе информационной модели и структуры управления формируется информационная структура предприятия. Три основные подсистемы СУП: 1. Планирование продаж и операций – общий план функционирования предприятия – устанавливает объемы изготовления продукции. Основные элементы: планирование спроса продукции; оценка ресурсов; создание основного плана производства (ОПП) (планируются объемы продукции и сроки). 2. Планирование ресурсов(материалов, мощностей, трудовых ресурсов и т.д.) (сроки и объем заказов для материалов и комплектующих – закупок) для реализации ОПП. 3. Управление исполнением плановпроизводства и закупок. ЭИСУ – управление бизнес-процессами тактического уровня (среднесрочное планирование, анализ, организация работ). ЭИСУ – совокупность организационных, технических, программных, информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации для функций управления. Назначение ЭИСУ – автоматизация процессов контроля и управления информационно-документальными потоками: бюджетными процессами, рабочим временем, ходом реализации проектов, документооборотом, контроль выполненных работ и др. управленческих функций. Э лементы ЭИСУ (ИС): · Информационная модель управления информационными потоками – включает формы документов, структуру справочников и данных, и т.д. · Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений. · ПО (конфигурация ПО соответствует требованиям модели) – механизм управления ИС – автоматизирует управление информационными потоками. · Регламент использования и развития ПО (внесения изменений в настройки, структуры БД, в конфигурацию ПО, в состав модулей и т.п.).
· Системное и обеспечивающее ПО, СУБД. · Аппаратно-техническая база и средства коммуникаций (ПК, АРМы, периферия, каналы и средства телекоммуникаций). · IT-департамент и обеспечивающие службы: персонал (департамент развития, привлекаемые консультанты) по формированию и развитию информационной модели; персонал по настройке и адаптации ПО; персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы. · Правила использования ПО и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей. · Пользователи ПО. Классификационные признаки: - масштабы предприятия – определяет класс (тип) ИС; - уровень функциональности и степень интегрированности ИС; - стоимость проекта внедрения системы (лицензии и услуги); - сроки внедрения; - уровень управления; - используемая программно-аппаратная платформа; - наличие отраслевых решений и др. 1) Масштаб предприятия: - малые ИС – до 15 пользователей (малый бизнес); - средние ИС – до 100 пользователей (средний бизнес); - крупные ИС – более 100 (крупные корпорации). 2) Функциональные возможности: учетные, учетно-аналитические, процессно-ориентированные. Особенности учетных (локальных) ИС: - решение конкретных задач, автоматизация отдельных функций управления (в основном учетных – бухучет, учет кадров, товарно-материальных ценностей, управление финансовыми потоками и т.д.). - одиночные ИС без сети или ИС с ЛВС; - локальные СУБД (Clipper, PoxPro, Paradox, dBase, Access); - универсальны (короткий цикл внедрения); «коробочный» вариант; - применяются на малых предприятиях (для управления финансовыми потоками и автоматизации учетных функций); - небольшое число рабочих мест (не более 5-10); Примеры учетных ИС: «1С Бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер». В многофункциональных и полнофункциональных интегрированных системах (ИИС) реализовано большинство или все функции управления. Рис. Классификация ЭИС ИИС: - единая программно-аппаратная платформа и общая БД; - функциональные подсистемы (персоналом, логистики, производства, бухучета, финансы и т.д.) взаимосвязаны на основе единой ИТ; - ЛВС; - технология клиент-сервер; Особенности учетно-аналитических (финансово-управленческих) ИИС:
- учет и управление ресурсами непроизводственных компаний, модули управления производством отсутствуют; - на малых и средних предприятиях (малые ИИС); - отсутствие средств поддержки корпоративного управления; - гибкая настройка на нужды предприятия; - универсальность, но требуют более четкой специфики деятельности; - функциональность шире, чем у локальных; - SQL-серверы (Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, Sybase); - сроки внедрения – в районе года; Представитель малых ИИС – «1С: Предприятие». Процессно-ориентированные ИИС (корпоративные – КИС) – являются полнофункциональными системами – для поддержки управления сложными территориальными структурами (крупными корпорациями). Основные модули в КИС – модули управления производством. Учетным функциям отводится второстепенная роль. ИС отдельных подразделений не могут претендовать на корпоративность. КИС: средние и крупные. Разница: наличие / отсутствие тех или иных отраслевых решений; масштабы предприятия и его территориальная распределенность. Особенности средних КИС: - имеют модули планирования и управления производством; - цепочка планирования «сбыт – производство – закупки» является ядром ИС, подразделения строят свою деятельность на основе ее данных; - учетные функции (бухучета или кадрового учета) проработаны глубоко, но выполняют вспомогательную роль; - информация в модуль бухучета поступает автоматически из других модулей; - основные механизмы управления – планирование и оптимальное управление запасами и производственным процессом; - имеют средства поддержки корпоративного управления: ведение консолидированной БД корпорации, получение консолидированной отчетности по любому виду деятельности; - КИС покрывает потребности подразделений и полностью интегрирует предприятие; - значительно сложнее в установке: цикл внедрения занимает от 6 месяцев до 1,5 лет и более. Примеры: БЭСТ, Капитал. Крупные КИС: - имеют сходные функции со многими финансово-управленческими ИС и средними КИС, но имеют более высокую степень их проработки;
- более глубокая поддержка процессов управления многофункциональными группами предприятий (холдингов, ФПГ), например, имеют средства корпоративного анализа с использованием технологии интерактивной аналитической обработки данных (OLAP); - имеют наибольшую функциональность (включая управление производством, сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование и пр.); - сроки внедрения занимают более года и даже несколько лет; - имеют иерархическую сетевую структуру, поддерживают территориально разнесенные узлы (Интернет), используют SQL-серверы Oracle, DB2, Microsoft SQL Server. Примеры: SAP/R3, Галактика. 2) По сфере применения ИС: системы обработки транзакций (СУБД); СППР; информационно-справочные системы (ИСС); офисные ИС. ИСС основаны на технологиях гипертекстовых документов и мультимедиа (СЭД, HTML-системы, ГИС). Подсистемы КИС имеют различные сферы применения. 3) По способу организации ИС: • на основе архитектуры файл - сервер (модель удаленного управления данными – модель файлового сервера (File Server – FS)); • на основе модели удаленного доступа к данным (Remote Data Access – RDA); • на основе архитектуры клиент - сервер БД (модель активного сервера БД (Data Base Server – DBS)); • на основе многоуровневой архитектуры (модель сервера приложений (Application Server – AS)); • системы на основе Интернет/интранет технологий. В ИС на основе архитектуры FS на клиенте располагаются презентационная логика, бизнес-логика, СУБД, база мета-данных. На сервере хранятся БД и поддерживается доступ к данным. Файл-серверные архитектуры годятся для небольшой компании (для ведения, учета). В модели RDA на сервере хранится БД и ядро СУБД. На клиенте располагается презентационная логика и бизнес-логика приложения. Основу модели DBS составляют механизм хранимых процедур как средство программирования SQL-сервера, механизм триггеров для отслеживания текущего состояния БД и механизм ограничений на пользовательские типы данных (механизм поддержки доменной структуры). Бизнес-логика разделена между клиентом и сервером. На сервере – специальные программные модули, которые хранятся в БД и управляются СУБД. Клиентское приложение обращается к серверу с командой запуска хранимой процедуры. Сервер выполняет эту процедуру и регистрирует те изменения в БД, которые в ней предусмотрены, затем возвращает клиенту данные, релевантные запросу. Трафик обмена резко уменьшается. Сервер активный, так как, используя механизм триггеров, инициирует обработку данных в БД. Хранимые процедуры и триггеры хранятся в словаре БД, они могут быть использованы несколькими клиентами, что снижает дублирование алгоритмов обработки данных в разных клиентских приложениях. Модель поддерживают СУБД: Informix, Ingres, Sybase, Oracle, MS SQL Server. Модель сервера приложений (AS) – использование дополнительного промежуточного уровня с одним или несколькими серверами приложений с функцией обработки данных. Сервер приложений может быть совмещён с сервером БД на одном компьютере или сервер БД может находиться на выделенном компьютере (кластере), к которому подключены один или несколько серверов приложений. Компоненты приложения делятся между тремя исполнителями: - Клиент обеспечивает логику представления; запускает локальный код приложения клиента для обращения к локальной БД, расположенной на компьютере-клиенте; исполняет коммуникационные функции front-end части приложения, обеспечивая доступ в сеть. Дополнительно – управление распределенными транзакциями. - Серверы приложений спроектированы как исполнения общих незагружаемых функций для клиентов. Поддерживают функции клиентов как частей взаимодействующих рабочих групп, поддерживают сетевую доменную операционную среду, хранят и исполняют общие правила бизнес-логики, поддерживают каталоги с данными, обеспечивают обмен сообщениями и поддержку запросов. - Серверы БД выполняют функции СУБД: создание и ведение БД, поддержка целостности БД, хранение данных, создание резервных копий и восстановление БД после сбоев, управление выполнением транзакций и поддержка устаревших (унаследованных) приложений. Системы на основе Интернет/интранет технологий используютархитектуру «клиент-сервер», основанную на Web-технологии и internet -технологии.Intranet-технология – применение в корпоративной сети, изолированной от глобальной сети Internet, internet -технологии (технологии обмена данными, основанной на использовании семейства протоколов TCP/IP) и WWW -технологии (гипертекстовой технологии). Intranet-сети с внутренними Web-серверами организуют доступ ко всей информации через единый интерфейс (Web-браузер) с использованием гипертекстовых связей. 4) Степень автоматизации: ИС начального, среднего и высшего уровней. ИС начального уровня – автоматизируют незначительное число бизнес-процессов; локальное использование, легкие в освоении и настройке (бухгалтерские, складские, небольшие торговые ИС). ИС среднего уровня автоматизируют более широкий спектр функций и более детально – учетные системы по нескольким направлениям: логистика, финансы, персонал, запасы; решения класса ERP. КИС Галактика Business Suite (http://www.galaktika.ru), КИС MS Dynamics NAV (Microsoft Navision) (http://www.microsoft.com/rus/dynamics/solutions/navision), 1С: Предприятие 8.0 (http:// www.lc.ru/). ИС высшего уровня – высокая детализация деятельности; планирование всех ресурсов; решения класса ERPII: - системы корпорации ORACLE (http://www.oracle.com/) – Oracle Applications – семейство бизнес-приложений Oracle, объединяющее полнофункциональные и отраслевые комплексы, такие как Oracle E-Business Suite, Oracle JD Edwards Enterprise One и др.; - интегрированная ИСУП Microsoft Dynamics AX (http://www.microsoft.com/rus/dynamics/solutions/Microsoft Dynamics AX/). 5) Уровень управления – ИС: оперативного, тактического, стратегического уровней. На оперативном уровне – системы обработки данных/транзакций (СУБД) для регистрации данных и обработки элементарных событий (транзакций), сопутствующих протеканию бизнес-процессов. Транзакции: заказы, платежи, запросы. Системы обработки транзакций: пакетные и оперативные. ИС оперативного уровня (OLTP-системы, On-line Transactional Processing – обработка транзакций в реальном времени, система оперативной обработки данных) – для управления, т.е. для ввода, структурированного хранения и обработки информации (операций, документов) в режиме реального времени. Цели, задачи и источники информации имеют высокую степень структуризации. Выполнение операций строго формализовано. OLTP-системы: бухгалтерские ИС, ИС расчетов с персоналом, ИС управления закупками. На тактическом уровне управления ИС – для мониторинга (контроля), принятия решений и администрирования (реализации процедур среднесрочного планирования, анализа и организации управления): - управленческие ИС (MIS – Management Information Systems, или информационные системы управления, ИСУ) – управление продажами, контроль запасов, анализ инвестиций и т.п.; - СППР (DSS – Decision Support Systems) – календарное планирование, анализ прибыльности и продаж и т.п.; - профессиональные ИС – техническое и научное проектирование, создание новых знаний; - ИС офисной автоматизации – обработка текстов и представление документов. ИС стратегического управления – поддержка руководства по принятию стратегических долгосрочных решений в условиях плохо структурированных данных, в частности, определение основных направлений деятельности на длительные периоды. Используются СППР (DSS) для анализа данных в различных разрезах: временном, географическом и др. СППР: OLAP-системы (оперативной аналитической обработки); экспертные системы. ИС различных уровней управления тесно взаимодействуют. На каждом решаются специфичные задачи в соответствии с бизнес-процессами, что обеспечивает вертикальную интеграцию информационных потоков. 6) По способу создания ИС: заказные и адаптируемые. Заказные (уникальные) ИС – для конкретного предприятия с уникальными характеристиками или для решения ограниченного круга специальных задач. Не имеют прототипов, не подлежат тиражированию, использование прототипа требует значительных качественных его изменений. Адаптируемые ИС подразумевают технологический переход от базовой ИС с типовыми свойствами к окончательному решению, приспособленному для предприятия. Корпорация – объединение предприятий различного масштаба и профиля деятельности, работающих под централизованным управлением и решающих общие задачи. Корпорация имеет многопрофильную структуру и распределенную иерархическую систему управления. Корпоративное управление – система взаимоотношений между акционерами, советом директоров и правлением, определенные уставом, регламентом и официальной политикой компании, принципом главенства права на основе принятой бизнес-модели. Совокупность информационных связей корпорации образует ее коммуникационную структуру и описывается информационной моделью. Объект управления в корпорации – ресурсы:материальные (материалы, готовая продукция, основные средства); финансовые; людские (персонал); процессы (документооборот, производство, качество, проекты); коммуникации; корпоративные знания. Назначение КИС – эффективное автоматизированное управление всеми ресурсами предприятия для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников. Определения КИС: 1) КИС – интегрированная система управления территориально распределенной корпорацией на основе углубленного анализа данных, использования СППР и САДЭД. 2) КИС – совокупность ИС подразделений, объединенных общим документооборотом. Каждая из систем выполняет часть задач по управлению принятием решений, а все системы вместе обеспечивают функционирование предприятия в соответствии со стандартами качества ИСО 9000. 3) КИС – комплекс технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации основных бизнес-процессов. 4) КИС – единая ИСУ бизнес-процессами крупного предприятия. 5) КИС – совокупность методов и решений для создания информационного пространства управления и обеспечения деятельности компании. Комплексная автоматизация предприятия с использованием КИС подразумевает использование компьютерных технологий при реализации всех основных деловых процессов организации(не менее 1000 функций управления). Кроме «КИС» употребляются названия: - автоматизированные системы управления (АСУ); - интегрированные системы управления (ИСУ); - интегрированные информационные системы (ИИС); - информационные системы управления предприятием (ИСУП); - ERP-системы (Enterprise Resource Planning System – система планирования ресурсов предприятия).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |