Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие конкурентной рыночной среды. Определение и типизация конкурентной среды региональных рынков




Одноколійні лінії.

Приведена у формулі залежність не завжди справедлива для однопутных ліній. Тому при складанні графіків одноколійних ліній, для того, щоб отримати якнайкращий оборот локомотивів, рекомендується користуватися типовими схемами ув'язки графіка руху потягів з обігом локомотивів по станціях обігу. Таких типових схем є чотири.

Поїзди на перегонах, прилеглих до станції обігу, розташовують по схемі 1 за наступних умов:

а) якщо період графіка на кожному з вказаних перегонів рівний періоду графіка на обмежуючому перегоні або близький до нього;

б) якщо є велике число вантажних поїздів.

По схемі 2 поїзди розташовують в тих випадках, коли:

а) період графіка на перегонах, прилеглих до станції обороту, значно менше періоду графіка на обмежуючому перегоні;

б) задана стоянка локомотивів значно більше заданої стоянки поїздів;

в) пропускна спроможність не заповнена.

Схема 3 є комбінацією I і II схем.

Схему IV застосовують при малих розмірах руху.

Основы хозяйственной рыночной системы является наличие развитой конкурентной среды, что означает свободный доступ к ведению предпринимательской деятельности, раскрытие и развитие частной инициативы, самостоятельное принятие решений и ответственности за принимаемые решения. Формирование конкурентной рыночной среды предполагает создание конкурентных условий и предотвращение монопольного положения предприятий на географическом рынке. Для ППП проблема монополизма связана с деформированием региональной структуры и достаточно высоким уровнем концентрации в отдельных отраслях.

К настоящему времени сложилось несколько подходов классификации монополии по видам.

I. Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная зашита и институт авторских прав (в основном, относится к техническим разработкам).

II. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

III. Открытая монополия – в этом случае предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. Это, в основном, предприятия, вышедшие на рынок с новой эксклюзивной продукцией.

Для российской экономики наиболее приемлема классификация типов монополизма, предложенная Александром Липсецом. Он выделяет следующие типы:

1) Монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;

2) Технологические (естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, отраслей металлургии, электроэнергии, ж/д транспорта. Так, РАО России контролирует 98% потребителей электроэнергии, РАО Газпром – 94% внутреннего газового рынка, Министерство путей и сообщений – 98% электроэнергии, 94% газа и 74; грузооборота;

3) Монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;

4) Монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях инновационного развития;

5) Естественные государственные монополии (монополия государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса).

Конкурентная среда представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями. Конкурентная среда регионального (географического) рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка. Для России характерны следующие типы структур:

1. регионально-монополистическая,

2. регионально-олигополистическая,

3. деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

1) монополия иностранной фирмы;

2) доминирование иностранной фирмы;

3) олигополии иностранной фирмы;

4) конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

5) конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Для оценки конкурентной среды региональных (географических) рынков используются следующие критерии:

Ø число продавцов,

Ø препятствия к входу на рынок новых фирм,

Ø чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров,

Ø поведение субъектов на рынке,

Ø условия продвижения товаров на рынке,

Ø возможности введения на рынок новых товаров и т.д.

Развитие конкурентной рыночной среды на региональных рынках во многом зависит от институциональной среды региональной экономики. Институциональная структура регионального рынка представляет собой совокупность субъектов (предприятий и организаций различных организационно-правовых форм собственности, функционирующих на отдельно взятом региональном рынке: государственные, муниципальные, частные, иностранные, совместные и т.д.). Развитие конкурентной среды во многом определяет барьеры входа на региональный рынок и выхода из него. Под барьерами входа понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими предприятиями на этом рынке. Под барьерами выхода понимаются факторы, делающие невозможным прекращение данным предприятием своей деятельности на рынке без значительных экономических потерь. Все барьеры делятся на барьеры экзогенного и эндогенного характера. Барьеры экзогенного характера включают: ограниченная емкость регионального рынка, высокие капитальные затраты, неравенство стартовых условий на рынке, ограниченный доступ новых производителей к более дешевым и удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами, эффект масштаба производства, вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов, административные ограничения (лицензирование, квотирование, условия регистрации предприятия), экономические и организационные ограничения (инвестиционные, кредитные, налоговые и таможенные политики). К барьерам эндогенного характера относятся: экономические меры [изменение цен], наличие резервов на производственные мощности уже действующих предприятий на рынке, затраты на продвижение продукции на рынке, лицензии, патенты, авторские права, контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства).

Монополизация экономики напрямую связана с концентрацией производства. Есть два подхода к концентрации:

1) предполагает именно размер предприятия и сосредоточение на нем большей части производственных ресурсов (ОФ, рабочая сила, выпускаемая продукция);

2) основан на объеме выпуска продукции, доле, занимаемой на рынке аналогичной продукции данного предприятия.

Основным показателем оценки степени монополизации как за рубежом, так и в России является коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в %) принятого количества крупнейших производителей на рынке данного товара (от 3 до 20). Он определяется по формуле:

 

n – количество предприятий,

Дi – доли i-го предприятия.

На практике чаще всего используется трехпороговая оценочная шкала Беля. В соответствии с ней за рубежом выделяется четыре типа рынка:

1) высококонцентрированные олигополии, где Кк четырех предприятий более 65% и Кк восьми предприятий более 85%;

2) умеренно концентрированные олигополии, когда Кк четырех предприятий находится в интервале от 50 до 65%;

3) низкоконцентрированные олигополии, когда Кк находится в интервале от 35 до 50% и Кк восьми предприятий находится в интервале от 45 до 70%;

4) неконцентрированный рынок, когда Кк четырех предприятий меньше 35%, а Кк восьми предприятий ниже 45%.

В соответствии с законом РФ «О концентрации и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с долей на нем одного хозяйствующего субъекта или связанные экономическими, организационными отношениями группы хозяйствующих субъектов занимает долю 65% и более. Данное предприятие относится к разряду монополистов. В интервале между 35 и 65% доминирующее положение данного предприятия необходимо доказать ФАС. Если доля менее 35%, то нет признаков монополизации данного предприятия на рынке.

В России основной объем продовольственных товаров в ближайшей перспективе будет производить средними и крупными предприятиями, а поэтому есть основания полагать о наличии их олигопольного положения на рынке. Высокий уровень концентрации производства остается на ППП во многих регионах в России. Для Саратовской области – это маргариновая продукция, майонез, сахар, ликероводочная и табачная продукция. Здесь можно говорить об отсутствии конкуренции и возможности монопольного поведения предприятия в качестве олигополии.

В условиях макроэкономической нестабильности и кризиса экономики России, сопровождающейся спадом производства сырья и низкой платежеспособности населения, особенности, присущие различным моделям рынка, проявляются иначе, чем в стабильно функционирующей экономике. Кризис ослабляет побудительные мотивы экономики, потенциал крупных пищевых предприятий не может быть реализован в полной мере. В этих условиях о получении высокой монопольной прибыли не может быть и речи. Складывается парадоксальная ситуация. Уровень рентабельности крупных предприятий оказывается ниже среднеотраслевой. На сегодня практически ни одно крупное пищевое предприятие не обладает существенной монопольной властью. Почти исключена возможность для тайного сговора между предприятиями в отношении ограничения объема производства и завышении цен. Предприятия не являются взаимозависимыми, каждый из них определяет ассортимент выпускаемой продукции и чаще не учитывает возможную реакцию со стороны конкурентов. Зарубежный же опыт взаимосвязи концентрации, размеров предприятий и их монопольного поведения на продовольственном рынке всегда сопровождается взвешенным подходом с учетом реальной экономической ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.