Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социального стереотипа

Лекция №19.Этнические стереотипы

Барьеры коммуникации.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации - это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

Барьеры отношения - это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

коммуникативный барьер - это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

1.Понятие социального стереотипа.

2.Функции стереотипов.

3.Понятие этнические стереотипы.

 

Под социальными стереотипами понимаются некие устойчивые образования, местом локализации которых является бессознательная часть психики людей, но при этом они способны актуализироваться, воспроизводиться в сознании и поведении людей в определенных ситуациях. Понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хо­рошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого».

Социальные стереотипы: а) оказывают непосредственное влияние на поведение и дея­тельность людей и получение ими нового опыта; б) возникают чаще всего стихийно; в) служат защите сложившихся традиций и представлений; г) несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального от­ношения к объекту, но в то же время однозначны: «да» или «нет», «свой» или «чужой», т.е. или негативны, или позитивны; д) предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы.

 

Общая характеристика стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение:
а) стереотипы являются результатом стереотипизирования, т. е.когнитивного "отклонения", вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане — консервативны, немцы — педантичны); б) стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора, когда о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а о "чужой" — наиболее неблагоприятная; стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, и индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания; в) стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку люди невольно "отбирают" модели поведения других людей, которые соответствуют этим стереотипам".
Понятие социального стереотипа включает в себя следующие характеристики:
1) могут использоваться людьми для характеристик обширных человеческих групп (или "социальных категорий") недифференцированными, грубыми и пристрастными категориями; 2) оставаться стабильными в течение очень длительного периода времени; изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 3) становиться более "отчетливыми" и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; усваиваться очень рано и использоваться детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности коммуникации | Понятие этнические стереотипы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.