Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование обеспечения развития отраслей сельскохозяйственного производства

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан

Правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности

Государственное регулирование сельского хозяйства

Общие положения аграрного права

Аграрное право

1) Общие положения аграрного права

Аграрное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.

Предмет аграрного права составляют аграрные отношения - сложный комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности. Предмет аграрного права включает в себя земельные, трудовые, имущественные, организационно-управленческие и другие виды общественных отношений.

Объектом аграрного права выступает деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Принципы аграрного права - основные нормативно закрепленные начала, руководящие идеи, положения, определяющие содержание данной отрасли права, направления и характер правового регулирования аграрных отношений. К принципам аграрного права относятся:

- приоритетное развитие агропромышленного комплекса;

- сочетание государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности с хозяйственной самостоятельностью и ответственностью сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- равенство участников аграрных отношений;

- множественность форм и видов собственности;

- право добровольного выбора организационно-правовых форм сельскохозяйственной деятельности;

- стабильность и устойчивость земельных отношений.

- учет специфики сельскохозяйственного производства (биологических, климатических, экономических и социальных факторов).

Для аграрного права него характерно сочетание публично - правовых и частноправовых методов регулирования.

Публично-правовыми методами регулируются отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. В аграрном праве управленческие, публично-правовые отношения касаются регулирования государством цен на сельскохозяйственную продукцию, показателей качества продукции, государственных дотаций и субсидий, взимания налогов, условий предоставления кредитов. Они составляют сферу деятельности республиканских и местных органов управляющих сельским хозяйством и реализацией аграрной политики государства. В этих отношениях используются методы дозволения, запрета, властного предписания.

Частноправовыми методами в сельском хозяйстве регулируются отношения, где имеет место юридическое равенство субъектов. Это связанные с созданием и деятельностью коммерческих предприятий, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, заключением и исполнением договоров, а также трудовые и членские отношения граждан, занятых в аграрном производстве. В регулировании этих отношений применяется метод добровольности.

В Едином правовом классификаторе Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь 4 января 1999 г. № 1, в качестве самостоятельного раздела выделено законодательство о сельском хозяйстве и заготовке сельскохозяйственной продукции.

Источники аграрного права делятся на законодательные акты и иные акты законодательства (подзаконные). Основу аграрного законодательства составляют аграрные законы. Законы рассчитаны, как правило, на длительный срок действия и определяют концептуальные положения, принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Закон является основным инструментом регулирования аграрных отношений.

К законам относятся указы и декреты Президента РБ, законы Национального собрания РБ. Основой нормотворчества выступают нормы Конституции. Выделяют четыре основных блока норм:

1) права и свободы граждан в сфере предпринимательства;

2) право собственности и другие вещные права;

3) правовое регулирование трудовых отношений;

4) установление системы государственных органов, наделяемых правотворческими полномочиями.

Конституционно закреплено нахождение земель сельскохозяйственного назначения в собственности государства (ст.13), а также государственное содействие развитию кооперации (ст.13). Основная сфера действия этой нормы – сельское хозяйство.

К источникам аграрного права относятся Кодекс Республики Беларусь о земле, Гражданский Кодекс Республики Беларусь (нормы, посвященные правовому статусу субъектов хозяйственной деятельности, их организационно-правовым формам, правоспособности, правовому режиму имущества, отношениям собственности и регулированию договорных отношений), Трудовой Кодекс Республики Беларусь (все нормы кодекса распространяются на членские отношения, т.е. в локальных актах не может быть ухудшения правового положения членов), законы «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях». Дифференцированными нормами аграрного законодательства являются законы «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве, «О племенном деле в животноводстве», «О ветеринарном деле», «О патентах на сорта растений», «О семенах» (устанавливает основы правового регулирования отношений в сфере производства, заготовки, реализации и использования и потребления семян; направлен на обеспечение контроля со стороны государства в этой сфере), «Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)» и др.

Помимо нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, являющихся результатом деятельности самого государства, выделяются также нормативные правовые акты сельскохозяйственных предприятий и представительных органов крестьян (локальные нормативные правовые акты), играющие значительную роль в правовом обеспечении аграрной и земельной реформы на локальном уровне. Локальные нормативные правовые акты принимаются в пределах компетенции соответствующего субъекта (председателя, директора, общего собрания и др.) в соответствии с аграрным законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы аграрного права.

2) Государственное регулирование сельского хозяйства

Государственное регулирование представляет собой систему мер воздействия государства на аграрный сектор с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы в сельской местности. Это и формирование законодательной базы, и воздействие на хозяйственную деятельность субъектов аграрных правоотношений и оказания им соответствующей государственной поддержки, а также создание системы органов, осуществляющих государственное регулирование и развитие данной отрасли.

Система органов управления сельским хозяйством имеет трехуровневую структуру и включает республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь (при Палате Представителей функционирует постоянная комиссия по аграрным вопросам, которая занимается подготовкой и представлением в Национальное Собрание аграрных законопроектов), Совет Министров Республики Беларусь.

Органы специальной компетенции можно разделить на отраслевые (Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и функциональные, осуществляющие регулирование лишь отдельных аспектов сельскохозяйственной деятельности и, как правило, по согласованию с органом отраслевой компетенции (например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.).

На региональном уровне управление и регулирование сельского хозяйства осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию (облсельхозпроды), которые подчиняются в своей деятельности соответствующему исполкому и Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Председатель облсельхозпрода назначается и освобождается от должности председателем соответствующего областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

На местном уровне управление и регулирование сельским хозяйством осуществляют районные управления сельского хозяйства и продовольствия (райсельхозпроды).

Аграрная политика государства предусматривает также меры по развитию социальной сферы села. Предусмотрен комплекс мер по расширению сети учреждений образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства в сельской местности.

3) Правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности

Субъекты сельскохозяйственной деятельности – юридические и физические лица, занятые производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции, обслуживанием сельского хозяйства.

Основой для их классификации является организационно-правовая форма хозяйствования, закрепленная в законодательстве. Так, коммерческие юридические лица могут осуществлять свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий; некоммерческие - в форме потребительского кооператива, фонда, учреждения, ассоциаций и союзов.

По форме собственности выделяются субъекты сельскохозяйственной деятельности основанные на государственной собственности и основанные на частной собственности.

В аграрном праве субъекты сельскохозяйственной деятельности подразделяются также на:

1) субъекты, основная деятельность которых – производство сельскохозяйственной продукции;

2) субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с переработкой сельхозпродукции и обслуживанием сельского хозяйства;

3) организации и предприятия, основная деятельность которых направлена на оказание финансово-кредитных и других услуг (напр. ОАО «Белагропромбанк»).

Данная классификация основана на многоотраслевом характере производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной предприятий. Выделяют основные отрасли (растениеводство, животноводство), дополнительные отрасли (садоводство, птицеводство, рыболовство), вспомогательные отрасли (переработка продукции, ремонтные и строительные работы, производство товаров народного потребления и т.д.).

Сельскохозяйственным предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность на основе заключённых договоров, определять перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и самостоятельно выбирать направления деятельности, структуру и объём производства.

3.1) Правовое положение государственных сельскохозяйственных предприятий

Государственные сельскохозяйственные организации (экспериментальные базы, племенные, учебно-опытные и опытно-производственные хозяйства и др.) призваны, прежде всего, обеспечивать развитие научно-технического прогресса в отрасли, а также потребности сельскохозяйственных организаций в элитном семенном материале, племенных животных, агротехнологиях для эффективного развития растениеводства и животноводства.

Государственные коммерческие организации в сфере производства сельскохозяйственной продукции представлены в основном совхозами, которые по своей организационно-правовой форме являются унитарными предприятиями. Специфика правового статуса совхозов заключается в том, что, являясь юридическим лицом, они не становятся собственниками имущества, так как последнее находится в республиканской или коммунальной собственности и может быть закреплено за совхозом лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому имущество совхоза является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Совхоз не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставной фонд других организаций или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (уполномоченных им органов). Объем прав и порядок распоряжения имуществом государственного унитарного предприятия детально регламентируются законодательством.

Управление в совхозе основывается на принципе единоначалия и осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности соответствующим уполномоченным органом, в частности - Министерством сельского хозяйства и продовольствия, которое в установленном законодательством порядке осуществляет управление деятельностью подведомственных юридических лиц, в том числе создает, реорганизует и ликвидирует указанные юридические лица, утверждает уставы подведомственных Министерству юридических лиц, осуществляет контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью, принимает на работу и увольняет с работы их руководителей.

Унитарное предприятие вправе самостоятельно организовывать свою деятельность, исходя из уставных целей, и определять перспективы развития, если иное не будет установлено уполномоченным органом.

Государственные унитарные предприятия уплачивают в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Особенности казенного предприятия, как государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, заключаются в том, что его права еще более ограничены в распоряжении имуществом, произведенной продукцией, распределении доходов, организации хозяйственной деятельности. Вопросы создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий решаются непосредственно Правительством, которое утверждает и устав предприятия. В случае недостаточности имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

3.2) Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов)

Основным видом сельскохозяйственного производственного кооператива до настоящего времени остаются колхозы, правовое положение которых определяется Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 2 февраля 2001 г.

Как производственный кооператив, колхоз имеет статус юридического лица в виде коммерческой организации, созданной гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной, не запрещенной законодательством деятельности.

Организационной основой для создания и деятельности колхозов выступают отношения добровольного членства. Членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16-летнего возраста, признающие Устав колхоза и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Для членства не требуется внесения паевого взноса, в то же время при организации колхоза граждане могут добровольно объединять имущественные средства, в том числе денежные, и образовывать в дальнейшем долевой фонд. Член колхоза имеет право на получение работы в колхозе с гарантированной оплатой труда в соответствии с уровнем квалификации, образованием, способностями, личными качествами и с учетом потребностей колхоза. На трудовые отношения, вытекающие из членских, распространяются нормы трудового законодательства, поэтому применительно к членам колхоза предусмотрено заключение трудового договора (контракта) и ведение трудовой книжки установленного образца.

Собственником имущества колхоза является сам колхоз, как юридическое лицо. В связи с этим право распоряжаться имуществом, произведенной продукцией и денежными средствами принадлежит только колхозу в лице его органов управления. Особенность правового режима имущества колхоза заключается в том, что не предусматривается, в отличие от норм Гражданского кодекса о производственных кооперативах, деление имущества на паи членов. В соответствии с Примерным уставом колхоза основные и оборотные фонды колхоза являются неделимыми, не подлежат распределению между членами колхоза (в отличие от других производственных кооперативов) и могут использоваться только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза. При выходе на пенсию за членом колхоза пожизненно сохраняется его часть в долевом фонде, на которую продолжают начисляться проценты, или по желанию члена колхоза выплачивается денежная сумма в размере стоимости его части долевого фонда. Кроме того, отсутствует субсидиарная ответственность членов по долгам колхоза.

Система органов управления в колхозе представлена в виде общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) в качестве высшего органа управления, правления и председателя в качестве исполнительных органов управления и ревизионной комиссии в качестве контролирующего органа. Все органы управления формируются из членов колхоза посредством их избрания на общем собрании. Особый правовой статус имеет председатель колхоза, кандидатура которого должна быть согласована с районным исполнительным и распорядительным органом, а после избрания с ним предусмотрено заключение трудового договора (контракта), который подписывается, с одной стороны, председателем колхоза, а с другой – председателем райисполкома.

3.3) Потребительский кооператив в сельском хозяйстве

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Систему потребительской кооперации в Республике Беларусь составляют: Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), областные союзы потребительских обществ, районные потребительские общества, потребительские союзы и сельские потребительские общества.

Деятельность потребительской кооперации в аграрном секторе носит многоотраслевой характер и направлена на:

- создание и развитие организаций оптовой и розничной торговли в сельской местности;

- закупку у населения и юридических лиц сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного сырья, продукции личного подсобного хозяйства и промыслов;

- производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Первичное звено – потребительское общество в форме потребительского кооператива. В соответствии с ГК потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемая путем объединения их членских имущественных паевых взносов. Потребительские общества могут иметь филиалы, создавать унитарные предприятия, учреждения, участвовать в хозяйственных обществах. Потребительские кооперативы – некоммерческие организации, но они имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с целями.

Система органов управления: общее собрание членов (высший орган), председатель (выбор производится по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами), правление. Контроль за деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией.

Имущество, созданное за счет паевых взносов, полученное в результате уставной деятельности, принадлежит на праве собственности кооперативу.

4) Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан

Важная роль в развитии рыночных отношений в аграрном секторе белорусской экономики принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам. Регулирование осуществляется Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", (новая редакция закона была принята 19 июля 2005). В 2000 г. крестьянское (фермерское) хозяйство было признано одной из организационно-правовых форм юридического лица.

Согласно Закону крестьянское (фермерское) хозяйство это коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства.

Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи (супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье. Указанное требование не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона. Для них сохранят силу положения ранее действовавшей редакции, в соответствии с которой членами фермерского хозяйства считались также родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство. Фермерское хозяйство может быть также создано одним гражданином.

Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, также являются собственностью фермерского хозяйства.

Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель.

Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли.

Если иное не установлено уставом фермерского хозяйства, прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

В Законе также конкретизированы нормы, устанавливающие гарантии деятельности фермерских хозяйств и меры государственной поддержки: льготный режим налогообложения, кредитования и страхования, предоставление субсидий и дотаций за счет средств республиканского и местных бюджетов и другие.

Личное подсобное хозяйство – одна из организационных форм деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство играет существенную роль в формировании продовольственного фонда страны (80% овощей, картофеля, плодов, более 30% молока и около 20% мяса). Признаки личного подсобного хозяйства:

1) это форма сельскохозяйственного производства, основу которой составляет труд граждан и членов их семей, частная собственность на средства производства, право собственности, владения или пользования земельным участком;

2) это деятельность не предпринимательская, в основном имеет потребительский характер и является дополнительным источником дохода семьи.

Обязанность оказывать гражданам помощи в ведении личного подсобного хозяйства возлагается на областные и районные исполнительные комитеты. Законом «О кооперации» на сельскохозяйственные кооперативы также возлагается обязанность создавать условия для развития личного подсобного хозяйства как членов кооператива, так и других граждан (оказывать помощь в обработке участков, обеспечении семенами, реализации и переработке сельхозпродукции).

На Белкоопсоюз возлагается обязанность изучить спрос и обеспечить граждан средствами малой механизации и другой сельхозтехникой, расширять сеть стационарных и передвижных заготовительных пунктов по закупке у граждан сельхозпродукции по договорным ценам не ниже закупочных цен. Сельхозпредприятиям рекомендовано перемещать по просьбам граждан часть земельных участков, предоставленных им в пожизненное наследуемое владение и собственность, в поля севооборотов на основании заключенных договоров с целью смены предшествующих культур, борьбы с вредителями и болезнями растений.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

5) Правовое регулирование обеспечения развития отраслей сельскохозяйственного производства

5.1) Правовое регулирование семеноводства

Основы правового регулирования отношений в сфере производства, заготовки, реализации, использования для посева семян, а также отношения между производителями, заготовителями, потребителями семян и направлен на обеспечение контроля со стороны государства за производством, заготовкой, реализацией и использованием семян установлены Законом «О семенах», принятым в 1997 г.

С целью обеспечения потребителей семенами с высокими сортовыми и посевными качествами в Республике Беларусь ведется Государственный реестр производителей, заготовителей семян. Ведение Государственного реестра производителей, заготовителей семян возлагается на государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений». Включение в реестр осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц на основании обследования объектов семеноводства. Проверяется наличие условий для выращивания и заготовки семян с высокими сортовыми и посевными качествами, учитывается материально-техническая база и квалификация кадров. Включение в реестр сопровождается выдачей паспорта на право заготовки, производства и реализации семян, срок действия которого 5 лет.

Исключения из реестра возможно при ухудшении материально-технической базы, снижении квалификации кадров, если деятельность привела к нарушению законодательства о семеноводстве, за которое предусмотрена административная ответственность, если по истечении пятилетнего срока действия паспорта по своей вине не прошли обследование.

В целях внедрения в производство семян наиболее продуктивных и лучших по хозяйственно ценным свойствам сортов и древесно-кустарниковых пород, размножения ценных, высокоустойчивых в местных условиях сортов, древесно-кустарниковых пород, многолетнего использования, сохранения генофонда сортов и древесно-кустарниковых пород в Республике Беларусь ведется Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород.

Ведение Государственного реестра сортов и древесно-кустарниковых пород возлагается на государственное учреждение «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений». Информация о включении сорта, древесно-кустарниковой породы в Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород или исключении их из этого реестра либо о признании сорта, древесно-кустарниковой породы перспективными ежегодно публикуется в соответствующем бюллетене. В реестр включаются сорта и древесно-кустарниковые породы, прошедшие государственное испытание или экспертную оценку.

Нахождение сорта и древесно-кустарниковых пород в реестре дает право юридических и физическим лицам размножать, использовать и реализовывать семена на территории РБ. Законом «О семенах» предусмотрено создание государственного страхового фонда семян для оказания помощи юридическим и физическим лицам в случае уничтожения или повреждения посевов при стихийных бедствиях. Юридические лица, занятые производством семян, должны создавать собственные страховые фонды семян в объеме не менее 20% от личной потребности в семенах.

Юридические и физические лица имеют право заниматься производством и заготовкой семян для реализации после включения их в государственный реестр производителей и заготовителей семян. Если не включены – для собственного использования без права их реализации.

На посевные цели могут использоваться лишь семена, включенные в государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород или признанные перспективными (могут быть признаны новые сорта, показавшие за 1-2 года государственных испытаний лучшие результаты по производительности и другим ценным свойствам, но по которым нельзя принять окончательное решение о включении их в реестр).

Семена, не включенные в государственный реестр сортов, или признанные неперспективными, могут использоваться только для проведения научно-исследовательских работ, реализовываться за пределы РБ, если их размножение предусмотрено международным договором, для создания запаса семян автором сорта во время проведения государственного сортоиспытания и для собственных нужд физических лиц.

Импорт семян может осуществляться при условии разрешения на ввоз государственной карантинной инспекции, наличия фитосанитарного сертификата, выданного государственными органами по карантину растений государства-экспортера, в случае, если они относятся к сорту, внесенному в государственный реестр сортов или признанному перспективным.

Государственный контроль осуществляется комитетом по государственному контролю в семеноводстве, областными и районными государственными семенными инспекциями в соответствии с Положением, утвержденным постановлением СМ от 11.08.1997 г.

Нарушение законодательства о семенах влечет применение мер административной ответственности. Ответственность наступает в случае реализации семян, не соответтсвующих сортовым и посевным качествам, названным в документах на соответствующую партию семян; в случае реализации семян без документов либо с документами, содержащими заведомо ложные сведения о семенах; использования на посевные цели и для реализации семян, не включенных в государственный реестр; реализация семян юридическими и физическими лицами, не включенными в реестр; использование для посева и реализация не проверенных на посевные качества и некондиционных семян.

5.2) Правовое регулирование племенной деятельности

Правовые и экономические основы осуществления племенного дела в животноводстве, взаимоотношения государства и владельцев племенных животных и племенной продукции определяет Закон «О племенном деле в животноводстве». Он направлен на государственное стимулирование и регулирование деятельности по совершенствованию существующих и созданию новых пород, сохранению генофонда, размножению сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец, коз), пушных зверей, птицы, рыбы и пчел.

Племенное дело – комплекс мероприятий в животноводстве, направленный на сохранение, улучшение и рациональное использование полезных наследственных качеств животных. Племенным делом могут заниматься юридические и физические лица при условии ведения учета происхождения и продуктивности племенных животных, которых они разводят.

Государственное управление племенным делом и государственный контроль за племенным делом осуществляются племенной службой республиканского органа исполнительной власти в отрасли сельского хозяйства, уполномоченного Советом Министров Республики Беларусь и соответствующими племенными службами областей и районов. Состав государственной племенной службы:

- управление по племенному делу Минсельхозпрода;

- на областном уровне – отделы по племенному делу комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию;

- на районном уровне – главные и ведущие зоотехники и селекционеры управлений сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов.

Для специалистов по племенному делу племенных хозяйств обязательно зоотехническое или ветеринарное образование. Исключение – крестьянское (фермерское) хозяйство.

Государственные племенные заводы, селекционно-гибридные центры, испытательные станции, племенные опытные хозяйства, племптицерепродукторы находятся в республиканской собственности. Поголовье племенного животноводческого хозяйства может быть разделено с разрешения Минсельхозпрода.

Придание статуса племенного и отнесение к соответствующему виду хозяйства производится на основании аттестации с выдачей паспорта племенного хозяйства.

Реализация племенных животных и их продукции может осуществляться при наличии племенного свидетельства, а за пределы РБ – при наличии соответствующего разрешения. Племенное свидетельство выдается племенным хозяйствам на каждое животное, партию животных или их продукцию при отчуждении.

Административная ответственность за нарушение законодательства наступает за несоблюдение правил учета племенного скота и за несоблюдение требований по воспроизводству и реализации племенных животных. Экономические санкции для юридических лиц – в случае реализации племенных животных и их продукции без племенного свидетельства, либо с документами, содержащими ложные сведения.

5.3) Правовое регулирование ветеринарной деятельности

Правовые, организационные и социальные основы ветеринарного дела определяет Закон «О ветеринарном деле». Он направлен на охрану здоровья животных, защиту людей от болезней, общих для человека и животных (болезней, передаваемых человеку через животных, продукты животного происхождения), обеспечение выпуска доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения

Ветеринарное дело – это область деятельности юридических и физических лиц, направленная на охрану здоровья животных, защиту людей от болезней, общих для человека и животных, получение качественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов. Ветеринарной деятельностью может заниматься физическое лицо с высшим или средним ветеринарным образованием.

Ветеринарная служба в Республике Беларусь состоит из государственной, ведомственной службы и ветеринарной службы предприятий и иных юридических и физических лиц. Государственная – государственное управление ветеринарами, государственная ветеринарная служба Минсельхозпрода, органы на местах, государственные областные ветеринарные лаборатории и станции, участки, ветеринарные лечебницы и др. Ведомственные – ветеринарные службы министерств и ведомств (Министерство обороны, Белкоопсоюз и т.п.).

Основными задачами ветеринарной службы являются:

- предупреждение и ликвидация заразных и незаразных болезней животных;

- лечение больных животных;

- защита животных от воздействия экстремальных природных и техногенных факторов;

- защита людей от болезней, общих для человека и животных;

- контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготавливаемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей;

- охрана территории Республики Беларусь от заноса заразных болезней животных с территорий других государств;

- контроль за выполнением юридическими и физическими лицами ветеринарно-санитарных правил;

- развитие ветеринарной науки и подготовка ветеринарных кадров.

Юридические и физические лица, занимающиеся животноводством, переработкой, хранением и реализацией продуктов животного происхождения, несут ответственность за здоровье животных, выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения и обязаны:

- соблюдать зоогигиенические нормы, ветеринарные правила и мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и падежа животных;

- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные нормы и правила при строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации животноводческих помещений, других объектов и сооружений, связанных с содержанием животных, переработкой и хранением продуктов животного происхождения;

- соблюдать предписания ветеринарных специалистов при проведении соответствующих карантинных, ограничительных и иных ветеринарных мероприятий.

За нарушение законодательства, как правило, наступает административная, дисциплинарная либо материальная ответственность. Уголовная ответственность: ст.284 нового УК – нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение заразной болезни животных или причинившее ущерба в крупном размере.

5.4) Правовое регулирование селекционной деятельности

Селекционная деятельность – общественные отношения, складывающиеся по поводу селекции растений и животных. Объект регулирования – селекционные достижения (новые сорта растений и породы животных). Селекционные достижения являются результатом селекционной деятельности и относятся к объектам интеллектуальной собственности.

Селекционное достижение в растениеводстве – сорт растения, полученные искусственным путем или путем отбора и имеющий один или несколько существенных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений. Селекционное достижение в животноводстве – порода как целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить ее от иных пород животных этого же вида и количественно достаточная для размножения в качестве одной породы.

Основой правового регулирования является Закон «О патентах на сорта растений».

Сорту предоставляется охрана, если он обладает новизной, отличимостью, однородностью и стабильностью. Действие закона распространяется лишь на те сорта растений, которые определены перечнем, утверждаемым Советом Министров. Закон определяет процедуру выдачи патента, оспаривание и прекращение выдачи патента, использование и охрану сорта, выдачу принудительной лицензии на использование сорта. Срок действия патента на сорт растения – 25 лет. Разрешение на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности может передаваться патентообладателем другому лицу на основе лицензионного договора.

 

Контрольные вопросы

1) Понятие, предмет и метод аграрного права.

2) Источники аграрного права и их особенности.

3) Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства.

4) Система государственных органов, осуществляющих управление и регулирование в сельском хозяйстве.

5) Понятие и виды субъектов сельскохозяйственной деятельности.

6) Правовое положение государственных сельскохозяйственных предприятий (совхозов).

7) Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов).

8) Правовое положение потребительских кооперативов в сельском хозяйстве.

9) Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств.

10) Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

11) Понятие и правовое положение личных подсобных хозяйств граждан.

12) Правовое регулирование семеноводства.

13) Правовое регулирование племенной деятельности.

14) Правовое регулирование ветеринарной деятельности

15) Правовое регулирование селекционной деятельности

16) Общая характеристика системы договорных отношений с участием сельскохозяйственных организаций.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответственность за нарушение налогового законодательства | Понятие уголовного права. Уголовный закон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.