Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь с другими науками. ТЕМА 1 Общие положение специальной психологии




ТЕМА 1 Общие положение специальной психологии.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2005-2006 уч.г.

Для замечаний

Тесты №1

 

1. Субъектом товароведной деятельности не являются

а) потребители,

б) товары,

в) товароведы.

2. Что не является принципом товароведения:

а) классификация,

б) безопасность,

в) совместимость.

3. Параллельное разделение множества товаров на независимые группировки

а) иерархический метод,

б) фасетный метод,

в) применимо в обеих случаях.

4. Кодирование это:

а) набор определенных цифр и букв.

б) образование и присвоение кода.

в) нет правильного ответа.

5. Информация о пищевой ценности товара:

а) основополагающая

б) потребительская

в) коммерческая

Шлёнская Т.В., Ширабайкина Л.А., Фекина О.В.,

Чичёва-Филатова Л.В.

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров

Учебное пособие

Часть 1

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №

Общие положения специальной психологии. Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю специальной психологии значительно расширила область своего применения. Современная специальной психологии обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями кроме того, помогая преодолевать тяжёлые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, специальной психологии накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

До середины 19 в. исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер. Сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях гл.о. в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих. Начало систематических исследований в области специальной психологии в России, как и в странах Западной Европы и в США, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов. Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 Л.С. Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико-педагогической станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на её базе в 1929 Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
История развития теоретических основ специальной психологии и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем Выготского, который в 20-е гг. 20 в. на основе созданной им культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития. Утверждая, что нормальный и аномальный ребёнок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Выготский гл. причину детской дефективности видел в "социальных вывихах". Под "социальными вывихами" он понимал выпадение аномального ребёнка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребёнка, вызванного такими "социальными вывихами", Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счёт построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Идеи Выготского, развитые и подтверждённые его учениками и последователями Л.В. Занковым, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьёвым, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу создаваемой в стране системы специального образования.
Развитие специальной психологии внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвящённых проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии в период её становления в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создаёт первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.

Развитие специальной психологии в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х гг. рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями в психофизическом развитии, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (гл.о. когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., привёл к накоплению знания во всех областях специальной психологии, обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но в то же время обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений специальной психологии. Переосмысление в 90-е гг. государством и обществом ценностей специального образования в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии специальной психологии. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребёнка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встаёт вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребёнка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.
Т.о., современная специальная психология - это область психологии развития, которая изучает психофизиологические особенности аномальных детей (к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития), закономерности их воспитания и обучения). Далее мы будем оперировать именно этим понятием, называя специальной психологией раздел психологической науки изучающей психологические особенности людей, для ко­торых характерно отклонение от нормального психического раз­вития, связанное с врожденными или приобретенными наруше­ниями формирования нервной системы.

Специальная психология подразделяется на психологию: тифлопсихологию (от греч. tiphlos-слепой), сурдопсихологию (от греч. surdus-глухой)), олигофренопсихологию (от греч. olygos-малый, phren-ум), детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии. На основе такого изуче­ния определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития.

В соответствии с общим принципом психологии и педагогики - подготовки к активной общественно-полезной жизни определяются цели и задачи воспитания аномального ребенка. Целью специальной психологии является обеспечение условий для полноценного развития, обучения и интеграции в образовательную и социо-культурную среду детей с особыми образовательными потребностями, их личностного и профессионального самоопредеоления. Специальная психологи содержит те знания, которые могут послужить методологической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное.

Объект специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психофизическои, сенсорном и личностном развитии, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальном психологическом сопровождении.

Предметом исследования специальной психологии как отрасли научного познания являются психологические особенности формирования и развития психики аномальных детей.

Задачи специальной психологии разделяют на общие (актуальные) и частные (перспективные)

общие (актуальные) частные (перспективные)
1. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормальным ребенком. 1. Изучение взрослых лиц с особыми образовательными потребностями (аномальных).
2. изучение особенностей познавательной сферы детей с различными нарушениями (внимания, памяти, воображения и т.д.) 2. Актуализация исследований по личностным особенностям людей с различными нарушениями.
3. Изучение особенностей развития личности аномальных детей. 3. Разработка специальных психодиагностических методов.
4. Психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей с различными нарушениями. 4. Разработка специальных средств психологической коррекции.  
5. Изучение процесса адаптации таких детей и подростков к образовательному пространству и условий социальной интеграции таких детей.

 

Т.о. специальная психология, не только теоретическая или прикладная, но и практическая дисциплина. Значение специальной психологии (для специ­альной педагогики) определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессио­нальной ориентации.

 

 

Взаимосвязь специальной психологии с другими отраслями знания. Специальная (коррекционная) педагогика как одна из отраслей педагогиче­ской науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, коррекционная педагогика разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-. сурдо-, оли­гофренопедагогике, логопедии и др.) делая существенные поправки в соответствии с природой и характером их дефекта, что делает ее самостоятельной наукой.

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей невозможно осуществить, не зная природы дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в пове­дении и развитии, т.е. без знаний основ психологии: общей, возрастной (знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме) и специальной (изучающей психологические особенности детей с проблемами).

Также прослеживается связь с философскими и социально-педагогическими науками:

философией (единство общего и особенного, обыден­ного и необычного в психическом состоянии детей и подростков, проявлению философской зако­номерности перехода количества в качество, к уменьшению от­клонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов пли имеющих незна­чительную аномалию, законы общего развития, его движущих сил. субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др);

социальной педагогикой (наследование воспитательных сил общества и способов их актуали­зации, путей интеграции возможностей общественных, государст­венных и частных организаций в целях создания условий для раз­вития и позитивной самореализации человека).

социальной психологией (изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обуслов­ленные фактом их включения в социальные группы, а также разно­сторонней психологической характеристикой самих этих групп);

социологией ( изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей).

Каждое отклонение, каждый дефект в развитии и поведении имеют свои особенности, обусловленные как социаль­но-педагогическими, так и психологическими причинами. Поэтому выявление специфических особенностей отклоняющегося развития, обусловленных конкретным видом дефекта, требует глубокого знания этпопатогенеза. структуры дефекта, диагностических ме­тодик, дифференциально-диагностических критериев, т.е. крите­риев отграничения одних состояний от других. Поэтому коррекционно-педагогическая деятельность опирается также на знания в области ме­дицинских наук: невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Т.о., рассмотрение взаимосвязи специальной психологии и педагогики с другими науками показало многранность проблемного поля данных наук, в контексте данного курса было лишь тезисно обозначены основные направления и некоторые аспекты этого взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.