Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Получения социальной информации

Интервьюирование как метод

И ЕГО ВИДЫ

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Интервьюирование как метод получения социальной информации.

Типология интервью.

Основные этапы интервьюирования.

Интервьюер и его основные функции.

Неотъемлемой частью современной жизни стало применение так называемых качественных методов исследования. И это вполне закономерно. Качественные методы исследования полифункциональны и их результаты могут использоваться при решении многих актуальных задач и, главное, позволяют получать достоверную объективную социальную информацию, расширять границы социального знания и возможности осуществления социальной практики. Качественные методы исследования хорошо дополняют ставшие в нашей стране очень популярными так называемые количественные методы исследования. А в ряде случаев качественные методы исследования становятся единственно возможными, позволяющими получить информацию, минимально защищенную от искажений.

За период, прошедший с момента выдвижения Огюстом Контом требования развивать принципиально новые, некабинетные методы исследования общества и его закономерностей до разработки современных методик социологических исследований социология не просто подтвердила право на свое существование. Социологии удалось добиться очень высокого статуса в системе современного социально-политического, экономического и гуманитарного знания. Во многом это стало возможным благодаря разработке методов, тщательной отработки и детальному усовершенствованию методик и процедур социологических исследований.

Большую роль в успехах социологического инструментария сыграла общеметодологическая установка на исследование социальных фактов. Социальные факты — это полученные на практике достоверные эмпирические (опытные) знания о событиях, явлениях, процессах, фрагментах социальной действительности, которые имели место. В социологической литературе помимо указанного можно встретить следующее определение социального факта: социальный факт представляет собой единичное общественно значимое событие или некоторую совокупность однородных событий, типических или характерных для данной социальной сферы и данных социальных процессов. К главным признакам социальных фактов обычно относят: 1) объективное, независимое от индивида (и исследователя) существование; 2) способность оказывать на индивида влияние (давление); 3) его принудительную силу (обязательность). Основатель одной из французских социологических школ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) среди множества социальных фактов различал морфологические (например, физическая и моральная плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.), духовные (нематериальные: религиозные, правовые, моральные и т.п.) и вербальные (словесные: мнения, взгляды, оценки и пр.) социальные факты.

Сложность сбора и изучения социальных фактов связана со спецификой социального бытия. Во-первых, мнения и оценки различных участников одного и того же события могут не только существенно расходиться, но и быть противоположными, так как существует феномен избирательного восприятия. Во-вторых, на восприятие, запоминание и обобщение социальных фактов могут оказывать влияние мировоззренческие и идеологические установки участников событий. В-третьих, одни и те же социальные факты могут быть различным образом интерпретироваться разными исследователями.

Несмотря на сложность исследования социальных фактов (в том числе — сложность установления достоверных фактов, сложность отбора фактов для последующего анализа, а также сложность их интерпретации) социология добилась больших успехов благодаря выработке комплекса требований к проведению социологических исследований, выполнение которых и позволяет обеспечить высокое качество результатов исследований. В сущности этот набор требований представляет собой ничто иное, как реализацию современных представлений о критериях научности знаний.

Принято различать общие и частные критерии научности. Общие критерии научности знания признаются и функционируют во всех науках, как в естественных, так и в социально-гуманитарных, как в фундаментальных, так и в прикладных. Вместе с тем, в каждой из наук существуют особые, дополняющие, общенаучные критерии научности. Их задача — регуляция «дисциплинарных поисковых модусов профессионального знания»[1].

Опираясь на научное исследование социальных фактов, качественным методы исследования позволяют получать и другие виды социальной информации.

Социальная информация — совокупность суждений об обществе и социальных взаимодействиях, предназначенная для снижения степени незнания и неопределенности относительно предмета суждения. Можно различать несколько видов социальной информации (см. схему[2]).

 

 

 


Если социальный факт — это информация о прямо наблюдаемом событии, то слухи — это не напрямую наблюдаемая, непроверенная информация, но она, тем не менее, тоже может представлять собой определенный интерес.

Информационный массив представляет собой большой объем различных видов неструктурированной и предназначенной для последующей аналитической обработки информации. Таким образом, информационный массив может включать как первичную, так и вторичную информацию.

Оценки — вид аналитической информации, которая базируется на выборочном сравнительном сопоставлении фактов, слухов и иных видов информации. В силу этого оценочные суждения иногда могут включать неистинную информацию. Часть ошибок, допускаемых в оценочных суждениях, связана с ошибками выборки и ошибками измерения, а часть — с субъективными факторами, например, может возникать вследствие включенных в логику мышления исследователя ошибочных социальных восприятий, штампов и т.д.

Прогнозы — вид социальной информации, представляющий собой предположения о будущем, опирающиеся на выявление гипотетических или закономерных зависимостей.

Обобщения (выводы) — вид аналитической информации, содержащий систему умозаключений, выстроенных по определенным принципам и в определенных целях.

Социальная информация существует только в обществе, в социальных системах. Она связана с высшим уровнем отражения — с человеческим сознанием, обращенным к познанию общества и в этом заключается специфика понятия «социальная информация». По своему смыслу понятие социальной информации близко к понятию «знание», хотя и не тождественно ему. Социальная информация составляет ту часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития социума и его элементов. В этом смысле социальная информация — это социально значимое знание.

Поскольку социальная информация может передаваться по различным каналам (персонально, через средства массовой информации или через целевые каналы) и от способов ее передачи зависит ее содержание, то методы исследований не могут не являться одновременно методами исследования специфических особенностей различных способов передачи информации и информационных технологий.

Метод — это способ действий, сложившийся в практической деятельности, который служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения и задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в деятельности. Посредством метода элементы способа действий орудия, инструменты, механизмы преобразуются в организованную, устойчивую структуру. Сами действия человека при этом предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений и складываются в процедуры.

Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания[3].

Методика — это частный, конкретный способ применения метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека). Под техникой исследования понимается совокупность специальных приемов, используемых для эффективного применения какого-либо метода.

Все методы исследования имеют внутреннюю структуру, в которой условно можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную.

Нормы — это исходные элементы метода, поскольку они концентрируют в себе оценки действий и тем самым служат средством ориентации и формируют установки исследователя. Основные функции норм: 1) нормы определяют возможные области и условия применения метода, выход за которые недопустим; 2) нормы задают правила действий, способствуют выявлению операционного содержания; 3) при помощи норм очерчиваются необходимые свойства и границы применения используемых средств и инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств: они конструируются, «технологизируются» и вводятся в процесс работы. В рамках каждого научного метода есть особые, специально созданные для него инструменты. Например, для проведения опросов разрабатываются анкеты, тестовые опросники, «путеводители» интервью, социометрические карточки; для проведения наблюдений — карта и дневник наблюдения дневник. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (таблицы и графики, ЭВМ и программы для них и пр.).

Процедура есть строго заданная последовательность конкретных отдельных действий (операций), каждое из которых выполняет строго определенную функцию. Существуют как довольно простые, так и достаточно сложные научные процедуры. К простым процедурам можно отнести регистрацию событий в ходе наблюдения, сбор заполненных анкет, фиксацию результатов стандартизированного интервью; к более сложным — проектирование анкеты, составление вопросника интервью и т.д.

 

Научные методы,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы | Применяемые в управлении персоналом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.