КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При качественном и количественном подходах
Различия в стратегиях исследования
Различение количественных и качественных методов связано с принятым в современной науке различением: признаки, присущие социальным объектам, принято относить к одному из двух классов: количественным или качественным признакам. Особенностью количественных признаков является то, что их можно выразить в числовом масштабе. Например: возраст, стаж работы (в годах), удаленность от культурного центра (в километрах), число строк в тексте и другие.
Получив представление о методах научного исследования, применяемых в социальных и гуманитарных науках, студентам следует перейти к подробному изучению основных методов сбора первичной социальной информации. Изучение методов целесообразно осуществлять по следующей схеме: а) краткая характеристика и назначение метода; б) область применения метода; в) разновидности метода; г) основное содержание (процедуры) и специфические особенности метода; д) используемый инструментарий; е) оригинальные методики, процедуры и техники исследования ж) преимущества метода; з) ограничения и предупреждение ошибок; и) «комплементарность» (возможность использования в дополнение или параллельно с другими методами).
Измерение социальных показателей
Приступая к исследованию социального объекта, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой измерения социальных характеристик объекта исследования. Предположим, изучается проблема взаимоотношения руководителя с подчиненными в неблагополучных коллективах. Для сбора первичных данных исследователь решил прибегнуть к анкетированию сотрудников нескольких таких коллективов. Создание инструментария (анкеты) сразу же ставит массу вопросов. Как измерить отношение руководителя к подчиненным и наоборот? Как выявить содержание и степень неблагополучия межличностных отношений в таких коллективах? Первый шаг в решении отмеченных проблем — определение основных понятий исследования и определение соотношений между ними. Определенным образом обработанные (конкретизированные, или как говорят социологи, операционализированные) понятия выражают признаки, т.е. свойства, изучаемых объектов, процессов. Затем следует второй шаг, который заключается в определении способов измерения этих признаков. Измерение — это процедура, с помощью которой исследуемый объект в отношении какого-либо признака сравнивается с некоторым эталоном и ему приписывается некоторое числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение, таким образом, есть однозначное отображение эмпирической (реально существующей) системы с отношениями между ее элементами в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель некоторых выделенных социологом признаков (сторон) объекта исследования.
Для измерения количественных признаков существуют общепринятые эталоны измерения: один год — для возраста, образовательной подготовки, стажа работы и так далее; один человек — для исчисления размера семьи, одна условная денежная единица — для исчисления заработка. Качественные признаки не выражаются непосредственно в числовом масштабе — для них не существует общепринятых шкал, нет установленных эталонов измерения. В качестве примера признаков данного типа можно привести следующие: удовлетворенность содержанием труда на рабочем месте, инициативность руководителя, работника; отношение к кандидатуре политического деятеля на выборах; предрасположенность к определенным занятиям в условиях выбора и другие. Эталоны измерения в этих случаях приходится конструировать самому социологу в соответствии с природой изучаемого объекта, руководствуясь конкретными условиями (место, время, ситуация) проведения исследования, а также исходя из целей и задач исследования. Эталоном измерения является измерительная шкала, которая служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующей исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов и позволяет в ходе измерения качественно разнородные данные приводить к сопоставимым количественным показателям. В целях более точного анализа в социальных и гуманитарных науках используются понятия экстенсивных и интенсивных величин как двух видов характеристик любого объекта (как социально-гуманитарных, так и естественных наук). Экстенсивные величины обладают свойством аддитивности, что означает, что к ним может быть применена операция сложения. Проблемы измерения актуальны для всех наук. Даже в такой точной науке как физика большинство величин не аддитивны. К примеру, температура - признак не аддитивный; температурная шкала — не строго количественная шкала, она построена как шкала связи объема с температурой (изменение объема на определенную величину увеличивает температуру на один градус). Однако, изменение объема физического тела - процесс нелинейный, поэтому возникает необходимость обоснования равенства интервалов шкалы. В социологии эта проблема крайне актуальна, в менеджменте персонала она иногда даже не ставится.
Процедура измерения включает три основных этапа: 1) выделение измеряемых признаков из всего набора возможных признаков; 2) нахождение эталона измерения; 3) соотнесение эталона с измеряемым признаком и получение соответствующей числовой характеристики признака (конкретного значения признака). Этап 1 осуществляется в процессе системного анализа объекта исследования и операционализации понятий, этап 2 составляет основу процедур измерения и этап 3 реализуется посредством применения определенного метода сбора информации при помощи соответствующего инструментария. На этапе 2 осуществляется конструирование шкалы. Этот процесс состоит из определенных процедур, которые должен знать социолог[9]. Студенту важно лишь понять, что соблюдение этих процедур - необходимая предпосылка надежности будущей шкалы. Существуют различные виды шкал, приспособленных для измерения признаков того или иного вида. Наиболее распространена классификация, в которой шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям операций с числами. Выделяют четыре вида шкал, два из которых оперируют с количественными признаками (шкала отношений и интервальная шкала) и два других — с качественными (номинальная и порядковая). Каждой шкале соответствуют математические операции, которые допустимо проводить с ее числами и, соответственно, виды математико-статистических показателей (статистик). Все это может быть представлено в виде таблицы. Таблица
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |