Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструмент интервью

Сценарий как коммуникативный

СЦЕНАРИЯ ИНТЕРВЬЮ

РАЗРАБОТКА

Сценарий как коммуникативный инструмент интервью

Структура сценария интервью

Социально-ролевое структурирование и персональная адаптация сценария интервью

Сценарий интервью — это комплексный документ, представляющий собой последовательное описание всех значимых элементов и деталей интервью.

Сценарий интервью предназначен для обеспечения «бесперебойного» и безошибочного общения интервьюера с интервьюируемым. Поэтому сценарий можно рассматривать как коммуникативный инструментарий, выполняющий вспомогательные функции при осуществлении сложных многоэтапных взаимодействий участников интервью.

Сценарий интервью особенно необходим и тщательно разрабатывается для следующих ситуаций:

— когда проведение интервьюирования предполагается специалистами, не участвовавшими в разработке концепции и вопросника интервью и поэтому нуждающихся в соответствующей дополнительной информации;

— при организации группового интервью для обеспечения четкости проведения интервью, в частности, при проведении интервью с несколькими интервьюерами;

— для проведения продолжительных структурированных интервью, включающих более 20–30 вопросов и требующих от интервьюера точного воспроизведения содержания и формулировок вопросов и последовательности вопросов;

— для проведения интервью, содержащих особые задания или сложные формы воздействия на интервьюируемых (например, при проведении экстремальных или стрессовых интервью);

— для интервьюеров, в обязанности которых входит интервьюирование с использованием разнообразных по предмету, содержанию и форме вопросников;

— при проведении масштабных обследований (то есть при многочисленных интервью), когда у интервьюера на п-ном интервью возможны сбои при работе с интервьюируемым;

— для обеспечения работы интервьюеров, не имеющих практики интервьюирования, а также в некоторых других случаях.

Разработка сценария позволяет детально представить ход интервьюирования, а сам сценарий выполняет роль шпаргалки для интервьюера. С данными целями подчас составляются не только подробные вопросники, но и в вводят в него специальные поля, выполняющие разнообразные функции.

Поле цели, где фиксируется тема интервью, его цели и, прямо или косвенно, статус (например: «интервью для ежегодной аттестации сотрудников службы персонала»).

Поле инструкций для опрашиваемого обязательно. Обычно оно включает полное описание действий интервьюируемого в ходе интервью, наряду с этим содержит ссылки на необходимую продолжительность проведения интервью и, возможно, формы ответственности за ложные ответы или отказ отвечать на вопросы интервью.

Поле инструкций для интервьюера включают в сценарий с тем, чтобы интервьюер мог правильно выполнить все необходимые действия и правильно оформить бланк интервью.

Поле даты вводится для обеспечения учета конкретных обстоятельств интервью и интервьюируемого.

Поле времени вводится при необходимости контроля за временными параметрами разворачивания интервью или за поведением интервьюируемого (например, за мерой владения им техниками тайм-менеджмента).

Поле вопросов предназначено для обеспечения полного и правильного воспроизведения вопросов интервью, а также для соблюдения последовательности вопросов и очередности ответов (в случае применения стандартизированных и полустандартизированных вопросов).

Поле ответов необходимо для заполнения содержания ответов интервьюируемого. Умение располагать в сценарном бланке поля вопросов и ответов является важным профессиональным умением составителей сценариев интервью. Здесь необходимо следовать ряду рекомендаций. В частности, вопросы с предполагаемыми объемными ответами следует располагать, чередуя их с вопросами, не предполагающими содержательных развернутых ответов, то есть с краткими вопросами и ответами; открытые вопросы — чередовать с закрытыми и полузакрытыми; сложные — с простыми. Для некоторых вопросов имеет смысл разрабатывать специальные бланки, подкрепляя их после заполнения к основному бланку интервью. Например, это целесообразно делать для ранжирующих вопросов.

Поле оценок вводится в бланк сценария интервью в целях ускорения обработки информации, получаемой в ходе интервьюирования, а также для более эффективного оценивания важных, (например, невербальных коммуникативных или внешних поведенческих) характеристик интервьюируемого. Стандартизация поля оценок позволяет также обеспечивать соразмерность и сходство оценок разных интервьюеров.

Поле анкетных данных необходимо для того, чтобы не допускать ошибок при последующей обработке результатов. В ряде случаев поле анкетных данных может быть на каждом листа сценария.

Поле рекомендаций (общих, предварительных рекомендаций) или заключений предназначено для формулировки быстрых выводов непосредственно «по горячим следам» интервью.

Поле самопрезентации необходимо в целях соблюдения этических норм общения и создания условий для диалога в ходе интервью и после его завершения (например, в случае предъявления претензий организации или интервьюеру). Поэтому в солидной организации интервьюируемые должны быть информированы о должности, функциях, имени и фамилии интервьюера. Помимо этого, следует учитывать, что интервьюер выступает не от собственного лица, а в качестве уполномоченного представителя организации и поэтому обязан соблюдать принятые формы, нормы и стиль делового общения в организации и, достойно представляя себя, достойно представлять организацию в целом.

«Поле ответственности» необходимо для фиксации должности и фамилии интервьюера, а также для проставления его личной подписи, свидетельствующей об ответственности за соответствие содержания зафиксированных результатов ответам респондента и за объективность оценок, сделанных интервьюером.

Поле примечаний, предназначенное для фиксации дополнительно возникающих соображений, заметок, наблюдений и комментариев интервьюера.

«Поле контактов» важно для тех случаев, когда планируются дальнейшие действия в отношении интервьюируемого. В нем следует отражать время, место последующих контактов (например — тестирования или собеседования с руководителем подразделения при приеме на работу новых сотрудников), формы связи (контактные телефоны, электронные адреса и проч., а также предполагаемое время общения).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В сценарии кадрового интервью | Сценарного бланка интервью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.