Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активного слушателя

Двигательная активность — нормальная, адекватная, своевременная.

Особенности визуального контакта — активный контакт глазами.

Управление дистанцией — активное, своевременное реагирование на изменения дистанции.

Уровень вербальной речевой активности — нормально-сниженный.

Общие речевые характеристики — средняя громкость речи, адекватная ситуации.

Невербальная речевая активность — заметна и адекватна.

Уровень внимания к собеседнику — очень высокий.

Эпицентр внимания — содержание общения, предмет общения, передаваемая информация.

Понимание смысла сказанного — высокий уровень понимания.

Возможность неотсроченного осмысленного воспроизведения (например, перефразирования) — высокая.

Общий уровень запоминания информации — высокий.

Готовность к анализу информации — высокая.

Готовность к ответу (диалогу) — высокая.

Доминирующая психологическая ориентация — экстравертивная.

Удовлетворенность общением — обычно очень высокая.

Стремление к управлению продолжительностью общения — стремление активно управлять временем общения.

Способность адекватно реагировать на изменение внешней ситуации общения — высокая.

Готовность к лидерству в общении — высокая, ситуативно детерминированная.

Готовность к сопереживанию — высокая готовность к достаточно глубокому сопереживанию.

Наличие фильтров восприятия — при умеренной речевой активности не заметно[40].

Готовность к восприятию нового — высокая.

Готовность к сотворчеству — высокая.

Эти характеристики и следует развивать в себе профессиональным коммуникаторам.

Если слушатель в своей коммуникативной деятельности отталкивается от установки на предвзятое отношение к собеседнику, т.е. его сознание заранее определенным образом ориентировано на восприятие сообщения, то это не что иное, как предвзятое слушание. Механизмы работы предвзятого слушания и сходного с ним отсеивающего слушания, в процессе которого человек опирается на установку «не слышать того-то и то-то» довольно похожи.

Как это не парадоксально, но итоговая информация часто представляется реципиенту как более разнообразная, яркая, содержательно и эмоционально богатая. Это происходит потому, что пропущенная через сознание информация приобретает новые краски и оттенки, связывается тысячью нитей с уже имеющимися впечатлениями, прежними восприятиями и ранее полученной информацией. Со слуховыми восприятиями в итоге происходит то же, что происходит и со зрительными. Например, выставленные светофильтры или очки с цветными стеклами меняют воспринимаемую действительность, которая «честно» видится совершенно иной. Поэтому те, кто не умеют слушать или часто используют пассивное слушание иногда совершенно искренне удивляются, когда собеседники уличают их в непонимании или даже в сознательном искажении услышанного. Такая проблема возникает в том случае, когда без сознательного, тем более — волевого, контроля субъекта блокируется часть каналов восприятия и он, добросовестно проделав всю дальнейшую работу по переработке информации, оказывается неэффективным слушателем.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Опишите по приведенным параметрам Ваш индивидуальный стиль слушания. Определите его положительные и (если они есть) отрицательные особенности.

2. Составьте отдельные перечни или единую таблицу с описанием коммуникативных характеристик обычного, отвлеченного и имитирующего слушателя.

3. Попробуйте составить сценарий небольшого, включающего 5–8 вопросов с предполагаемыми ответами адресного (т.е. имея в виду кого-либо из реальных собеседников) диалога. Видоизмените некоторые из своих вопросов так, чтобы они выполняли презентативные функции. Просмотрите внимательно варианты ответов, не изменятся ли они, на Ваш взгляд, вследствие перемены вопроса. В случае несоответствия обязательно внесите правки. Проиграйте диалог перед зеркалом. Попробуйте при случае реализовать его, а в ситуации неуверенности в своих силах — реализовать хотя бы некоторые его фрагменты.

4. Как Вы думаете, нельзя ли сделать вывод о том, что, коль скоро уж в сознании человека существуют фильтры или цензоры восприятия, то при эффективном активном слушании человек должен использовать принципиально иные установки? Если да, перечислите эти установки. Если нет, то аргументируйте свою позицию.

5. Перечислите основные поведенческие признаки предвзятого слушания и определите, каким образом и с помощью каких коммуникативных средств можно повлиять на предвзятого слушателя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики различных видов слушания | Управление очередностью участия в диалоге
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.