КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Матрица парных сравнений
В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом: «0» обозначает равноценность элементов анализа; «+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в строке; «–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, расположенного в столбце. Таким образом, в приведенной матрице[66] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А. Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методики парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсолютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешенные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной матрице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены символом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У». Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществляться самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент анализа и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к определенной категории (типу, классу). При этом исследователь может фиксировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами анализа, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.
Помимо указанных видов ранжирования часто используются различные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ранжированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании [67]. Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества комплексных методик ранжирования особое место занимают так называемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[68]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых качеств личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 категориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписывается определенный балл. Таким образом формируются числовые ряды, которые затем анализируются при помощи статистических и математических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наиболее ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии самоидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 категория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 категория).
В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжирование. Личностное ранжирование отличается от другой разновидности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разрешается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы анализа) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и допускает оценивание большого количества элементов анализа. Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяемой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооценку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обследуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экспертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются параллельно, дополняя друг друга.
Основные виды шкал,
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |