Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица парных сравнений




 

  Столбцы          
Строки Элементы анализа А Б В Г Д
  А   +1 –1 +1 +1
  Б     Х   У
  В   Х      
  Г          
  Д   У      

 

В приведенной выше матрице парных сравнений в клетках, образуемых на пересечении столбцов и строк, проставлены символы «0», «+1», «–1»; при этом:

«0» обозначает равноценность элементов анализа;

«+1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в строке;

«–1» обозначает предпочтение (выбор) элемента анализа, распо­ложенного в столбце.

Таким образом, в приведенной матрице[66] элемент анализа А предпочтительнее Б, Г и Д; но элемент анализа В предпочтительнее А.

Использование матрицы парных сравнений позволяет снять, по крайней мере, одну из проблем, возникающих при применении методи­ки парных сравнений, а именно: позволяет, если не предложить абсо­лютно равноценные (статусно, логически и вербально уравновешен­ные) пары для сравнений, то в большей мере их уравновесить, или, по крайней мере, перепроверить ответы респондента. В приведенной мат­рице клетки перепроверки для элементов Б и В помечены симво­лом «Х», а для элементов Б и Д — символом «У».

Ранжирование посредством блоковых сравнений предполагает, что опрашиваемому предлагается не хаотичный, а предварительно структурированный (разбитый на блоки) перечень элементов анализа. Сравнение при использовании данной методики может осуществлять­ся самым различным образом: блок и ряд других блоков, элемент ана­лиза и блок и т.д. Очень близкой к данной методике ранжирования по смыслу и технике выполнения является методика типологических сравнений, при которой каждый элемент анализа относится к опреде­ленной категории (типу, классу). При этом исследователь может фик­сировать и анализировать не только полученные порядковые шкалы, но и саму последовательность работы респондентов с элементами ана­лиза, выстраивая дополнительные порядковые шкалы.

Помимо указанных видов ранжирования часто используются раз­личные типологии на основании различения типов используемых при ранжировании шкал. По количеству измеряемых параметров различают многомерное и одномерное ранжирование. По количеству ранжируемых качеств принято различать n-шаговое (или n-элементное) ранжирование, при этом конкретно указывается количество элементов, подлежащих ран­жированию (например, 20-шаговое ранжирование). В некоторых случаях на основании различения плотности ранжируемых качеств говорят о плотном и неплотном (разрыхленном) ранжировании [67].

Помимо упоминаемых выше основных видов ранжирования в социологической и психологической литературе можно встретить массу других названий. Все они представляют собой комплексные методики ранжирования, в которых различным образом сочетаются разные типы шкал, методики и техники опроса, измерения и анализа. Среди этого множества ком­плексных методик ранжирования особое место занимают так назы­ваемые Q-методики: Q-классификация и Q-сортировка. Q-методики основаны на применении следующего приема. Опрашиваемому предлагается список ранжируемых качеств, достаточно большой по объ­ему. Например, Вы можете найти описания методик, предполагающих ранжирование 74 или 100 качеств[68]. Эти качества опрашиваемому предлагается распределить, разбить на несколько групп по заранее определенным правилам. Например, список из 100 ранжируемых ка­честв личности предлагается разбить на 9 групп или соотнести с 9 ка­тегориями (понятиями, оценками), каждой из которых приписы­вается определенный балл. Таким образом формируются числовые ря­ды, которые затем анализируются при помощи статистических и ма­тематических методик расчета, в том числе применяются многомерные статистические методы. Или, например, исследуемому предлагается список, включающий 300 профессиональных черт (характеристик), из которых он должен выбрать черты, которые у него представлены наи­более ярко (то есть отнести к 1 категории); черты, которые у него имеют место быть (2 категория); черты, которые он не в состоянии са­моидентифицировать (3 категория); черты, которых у него нет (4 кате­гория) и, наконец, черты, которых у него нет и быть не может (5 кате­гория).

В последнем случае приведен пример Q-сортировки, точнее ее разновидности, которая имеет общее название личностное ранжиро­вание. Личностное ранжирование отличается от другой разновид­ности Q-сортировки — от нормативного ранжирования — нежесткостью процедуры, при которой, например, опрашиваемому разре­шается произвольно выбирать ранжируемые качества (элементы ана­лиза) из предложенного списка. Также имеют место некоторые другие особенности: данная методика требует меньших затрат времени и до­пускает оценивание большого количества элементов анализа.

Впрочем, если еще точнее определить вид методики, применяе­мой в последнем примере, то его можно обозначить как личностное саморанжирование, так как данная методика предполагает самооцен­ку респондентом своих собственных качеств. В полном смысле слова личностное ранжирование предполагает осуществление оценки обсле­дуемой личности самим исследователем или экспертом (группой экс­пертов). Впрочем, эти две методики довольно часто применяются па­раллельно, дополняя друг друга.

 

Основные виды шкал,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.