Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы культурологических исследований




Цели и задачи курса культурологии.

Систематическое освоение культурного наследия прошлого и анализ социокультурных тенденций современности в значительной мере расширяют кругозор студентов, выстраивают систему ценностных и эстетических приоритетов, развивают способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Изучение культурных традиций позволяет сформировать уважительное и бережное отношение к культурному историческому наследию, толерантное восприятие социальных и культурных различий, готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. В результате изучения курса культурологии студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:

- осмысление феномена и сущности культуры,

- определение места и роли общественных институтов в формировании культурно-исторических парадигм,

- выделение универсальных принципов типологии культур,

- рассмотрение основных этапов развития культурологического знания,

- освоение понятийного аппарата,

- изучение достижений мировой культуры,

- характеристика культур отдельных сообществ, цивилизаций, этносов, наций,

- исследование основных способов социокультурной коммуникации.

 

Метод является одним из главных критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знаний. В широком смысле слова метод представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В узком смысле слова означает специальные приемы научной дисциплины.

Многообразие методов социально-культурологических исследований обусловлено тем, что гуманитарные исследования направлены как на осмысление объективного, целостного и материального, так и на изучение идей, ценностей, отдельных частей целого.

Для методологии современного культурологического познания характерны следующие черты:

1. Сближение естественнонаучных и социально-гуманитарных методов.

2. Поиск новых специфических социально-гуманитарных методов исследования.

3. Активное внедрение научных методов социологии, социальной психологии, герменевтики, синергетики и прочих гуманитарных дисциплин.

4. Осознание единства биологической и социальной сущности человека, как целостной основы концепции его жизнедеятельности.

5. Ориентация современной гуманитарной методологии, как на познание, так и на социально-историческую практику.

В методологии научного исследования принято разделять методы общенаучные и частные, характерные для той или иной науки.

В культурологии на сегодняшний день можно выделить несколько разных групп методов: общелогические методы, методы теоретических и эмпирических исследований, специфические социально-гуманитарные методы. Следует рассмотреть каждую из групп.

Общелогические методы: Анализ (греч. – разложение) – разделение объекта на отдельные части с целью их самостоятельного изучения. Разновидностью анализа являются выявление уровней, структуры, их классификация и периодизация.

Синтез (греч.- соединение) – соединение различных частей предмета в единый органически целый организм. Синтез является обобщением на основе выделения единой сущности. В результате синтеза появляется новое образование, свойства которого определяются не только внешним соединением свойств компонентов, но и результатом их внутренней взаимосвязи.

Абстрагирование (лат. – отвлечение) – мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением некоторых из них, интересующих исследователя в процессе работы. Метод абстрагирования является многоуровневым: от абстракций первого порядка до самого высокого уровня – идеализации – мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире.

Индукция (лат.– наведение) – логический прием исследования, движение последовательности рассуждений от частного к общему.

Дедукция (лат. – выведение) – логическое движение в процессе рассуждения от общего к частному.

Аналогия (лат. – соответствие, сходство) – метод переноса свойств одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким-либо иным свойствам.

Моделирование (модель – по лат. мера, образец) – метод исследования объектов на их моделях. Моделирование используется для хранения и расширения сведений об оригинале, его конструирования, преобразования и управления. Основное условие – сходство между моделью и оригиналом. В основе метода моделирования лежат приемы аналогии и абстрагирования.

Системный подход – методология, основанная на рассмотрении изучаемого явления как системы, то есть совокупности элементов, взаимосвязанных друг с другом и средой. Системы могут быть разными: социальные и биологические, открытые и замкнутые, материальные и духовные и т.д. Данный подход применяется в случае необходимости раскрытия механизмов, обеспечивающих целостность изучаемого явления, выявление типов межэлементных связей внутри объекта.

Вероятностный (статистический) метод – основан на фиксировании большого количества случайных фактов, в результате анализа которых можно выделить некоторые закономерности развития. Данный метод достаточно часто применяется для изучения массовых явлений случайного характера.

Методы теоретического исследования. К данной группе относятся формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация может происходить с помощью естественного или искусственного языков. Естественный язык – первая степень формализация мышления. Формализация выполняет ряд функций в процессе научного познания, позволяя анализировать, уточнять, определять понятия. Приобретает особую роль при анализе доказательств, является основой для процессов алгоритмизации и программирования.

Аксиоматический метод – метод дедуктивного построения научных теорий. Он служит основой для формулировки системы основополагающих терминов науки, формирует из терминов множество аксиом, не требующих доказательств, формулирует выводы, позволяет прообразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, получать множество новых доказуемых положений на основе ограниченного числа аксиом.

Гипотетико-дедуктивный метод – предполагает создание дедуктивной цепочки связанных между собой гипотез, которая приводит в итоге к утверждению каких-либо эмпирических фактов. Данный метод основан на ознакомлении с фактическим материалом с последующим теоретическим предположением причин появления и закономерностей развития данного явления с помощью логических приемов.

Эмпирические методы научного познания: Наблюдение – целенаправленное и систематическое изучение явлений или предметов, опирающихся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия). Основная цель наблюдения – описание внешних форм и признаков объекта исследования, выявление его основных свойств и их соотношений между собой.

Эксперимент – изменение объекта, активное и целенаправленно вмешательство в протекание изучаемых процессов, возможность их воспроизведения в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент используется, как правило, для опытной проверки гипотез и теорий, получения новых научных концепций. В социально-гуманитарных исследованиях нередко используется многофакторный эксперимент. Его особенность заключена в изучении системы, без исследования внутренней картины функционирования механизмов. Поиск оптимальной работы изучаемой системы возможен за счет разнообразного варьирования факторов, при которых происходит изменение состояния системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.