Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты медицинской информации

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов (Советский энциклопедический словарь, 1982).

Следует учитывать, что понятие стандарта включает в себя достаточно много компонентов. Это становится ясным при рас­смотрении целей создания и внедрения стандартов:

- защита прав человека (пациента, потребителя медицин­ских услуг);

- безопасность и эффективность продуктов и услуг;

- гарантия качества продукта или услуги;

- совместимость продуктов и услуг;

- улучшение понимания и восприятия.

И если целью стандарта в целом можно считать защиту прав и интересов человека (производителя и потребителя), то в здравоохранении это защита здоровья человека (пациента).

В широком смысле процесс стандартизации понимают как разработку и использование единых норм, правил и требований. Существует мнение, что стандартизация в медицине – это след­ствие отнесения здравоохранения в целом к отрасли народного хозяйства, а врачебного искусства – к разряду услуг, свое­образному технологическому процессу (Муратова, 1996). При этом действительно следует учитывать, что здравоохранение, бу­дучи ориентированным на человека и подразумевая постоянный контакт с ним, отличается сверхвысокой интеграцией отраслей народного хозяйства. Это означает, что стандарты должны быть ориентированы не только на людей в белых халатах и на их пациентов, но также и на производителей фармацевтической, технической и иной медицинской продукции.

Улучшение понимания и восприятия медицинской информа­ции является одним из важнейших объектов стандартизации, так как подразумевает возможность достижения всех предыдущих целей.

Стандарт в информации – это улучшение её понимания и восприятия, весь процесс образования, включая разработку методических документов и учебных программ, преемственность в передаче опыта и его грамотное обобщение, аккредитация, аттестация и т. п. С учётом этого, именно создание единого ин­формационного языка может стать законным приоритетом всего процесса стандартизации в здравоохранении.

Информационный стандарт должен устанавливаться как итог соглашения заинтересованных сторон (специалистов и государственных служб) и закрепляться административными решениями (приказами и постановлениями правительства). Разработка информационного стандарта – это сложный про­цесс, включающий в себя множество аспектов:

- выявление и формулировка проблемы;

- поиск и анализ опубликованных данных;

- обзор текущей практики;

- отсутствие сомнений в отношении безопасности;

- участие всех заинтересованных сторон (как государствен­ных структур и медицинских

- работников всех уровней, так и пациентов) и др.

Стандарт окончательно определяется его официальным одоб­рением и признанием производителями и потребителями.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ

 

К настоящему моменту практически все существующие стан­дарты медицинской информатики носят не обязательный, а ре­комендательный характер (Емелин и др., 1998).

Особен­ность стандартизации медицинской информатики ярко выражена следующей дилеммой: чем уже круг экспертов, тем сложнее сделать стандарт общепризнанным; чем он шире, тем дольше разрабатываются стандартные решения.

Практически все стандарты медицинской информатики, так или иначе, связаны с ведением электронной истории болезни (Емелин, 2000). Одни стандарты описывают терминологию, ко­торая должна быть в ней использована, другие – передачу медицинских документов и изображений в электронную историю болезни, третьи – способы организации данных в электронной истории болезни, четвёртые – обеспечение доступа медицинских работников и самих пациентов к электронной истории болезни и т.д.

В сущности, разработка стандартов медицинской информати­ки преследует цель воссоздания универсального языка общения медицинских работников, другими словами, воскрешения латы­ни на самом современном уровне информационных технологий. В целом эти стандарты нужны для того, чтобы каждая за­пись электронной истории болезни могла быть одинаково понята представителями различных медицинских школ, в том числе и в разных странах. При этом компьютеры должны стать как бы переводчиками с привычного естественного медицинского языка на унифицированный электронный язык и обратно. Поэтому неудивительно, что в последние десятилетия наибольшие усилия специалистов по медицинской информатике были сосредоточены в двух основных областях: стандартизация медицинской тер­минологии и стандартизация передачи записей в электронную историю болезни.

Естественный отбор наиболее удачных разработок привёл к тому, что в каждой из этих областей, оказа­лось по два доминирующих стандарта. Ни один из них в насто­ящее время не способен вытеснить другой, поэтому дальнейшее развитие этих стандартов намечается по пути их интеграции.

В настоящее время можно выделить два стандарта, ведущих своё происхождение из США, но получивших достаточно широ­кое признание и в других странах:

- стандарт электронного обмена текстовыми медицинскими документами Health Level Seven (HL7);

- стандарт электронного обмена диагностическими изображениями Digital Imaging and Communication in Medicine (DICOM).

Кроме названных стандартов, на разработку открытых медицинских информационных систем большое влияние оказы­вает комплекс коммуникационных стандартов, полу­чивший общее название технологии Интернет/Интранет. Основ­ным принципом этой технологии является обеспечение одной и той же формы доступа к информации, принадлежащей самым разным информационным источникам, использующим широкий спектр аппаратно-программных средств. В настоящее время тех­нология Интернет/Интранет начинает активно использоваться и в лечебных учреждениях. Например, многие больницы в раз­ных странах имеют свои узлы сети Интернет для предоставления будущим пациентам информации об оказываемых медицинских услугах.

Следование стандартам электронного обмена медицинскими документами и изображениями позволяет обеспечить взаимо­понимание между медицинскими специалистами, находящимися в разных странах, говорящими на разных языках и имеющими различные подходы к медицинской практике.

Современные тенденции стандартизации медицинской инфор­матики имеют вполне реальное значение для любого современ­ного лечебно-профилактического учреждения. Прежде всего, это касается закупки сложных диагностических приборов лучевой и ультразвуковой диагностики: в настоящее время практически каждый производитель подобного оборудования поставляет в ка­честве дополнительного компонента программные и аппаратные модули, реализующие стандарт DICOM.

Для систем общего назначения в настоящее время рекомен­дованным стандартом электронного обмена информацией явля­ется UN/EDIFACT (международный стандарт Организации Объединённых Наций по электронному обмену данными в управ­лении). Медицинские системы также могут строиться на базе UN/EDIFACT или же применять один из специализированных стандартов медицинской информатики, например HL7.

 

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

 

Представьте себе, что большая книга в течение многих лет пишется многими авторами, даже не знакомыми друг с другом, и при этом никем не редактируется. Конечно же, такую книгу будет трудно читать и понимать, поскольку отдельные её части будут написаны в разном стиле, с использованием разных оборо­тов речи для описания одних и тех же понятий. История болезни служит типичным примером подобной ситуации. Поскольку оши­бочно понятая запись истории болезни может стоить пациенту жизни, около 40 лет назад в разных странах начали предпри­ниматься усилия по стандартизации медицинской терминологии. За это время наибольших успехов достигли две англоязычные страны: США и Великобритания. В первой были разработаны Унифицированная система медицинского языка UMLS (UMLS Fact Sheet) и обширная номенклатура медицинских терминов SNOMED (SNOMED СТ), во второй – Клинические коды Рида RCC (Clinical Terms Version 3).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При определении времени, в течение которого в каком-либо элементе системы разработки с воздействием на пласт с помощью заводнения наступит установившийся режим | Номенклатура SNOMED
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.