Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение

Запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних, ограничены размеры штрафов, запрет расплаты с рабочими товарами из фабричных лавок, расширились полномочия фабричной инспекции, упорядочен порядок найма и увольнения рабочих. Но были ужесточены наказания за участия в забастовках.

ЛЕКЦИЯ 56. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

Положение рабочего класса в России было очень тяжелым.

Особенности положения рабочего класса:

v Отсутствие рабочего законодательства, регламентировавшего положение рабочих

v Не регламентирована продолжительность рабочего дня

v Низкий уровень технической безопасности на предприятиях

v Произвол администрации предприятий

v Низкая заработная плата

v Штрафы как способ увеличение прибыли

Тяжелое материальное положение, условия труда, бесправие заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения. Первые рабочие выступления относятся к 60м гг. В 70-е гг. стачечное движение усилилось.

Важной страницей в развитии забастовочного движения стала самая мощная стачка в Орехове-Зуеве на Никольской мануфактуре, принадлежавшей Морозову в 1885 году. В ней участвовало 8 тысяч человек. Рабочие потребовали ограничения произвола фабрикантов: упорядочения системы штрафов, правил увольненияя… Более 600 человек были высланы в родные деревни, 33 преданы суду). Под впечатлением от этой стачки правительство пошло на принятие фабричного законодательства.

После раскола народнической организации «Земля и воля» один из ее руководителей Г.В.Плеханов возглавил группу «Черный передел». Вскоре он эмигрировал. Познакомившись с работами К.Маркса, стал активным пропагандистом его учения. В 1883 году Плеханов с группой единомышленников (Засулич, Дейч, Аксельрод) создал в Женеве марксистскую организацию «Освобождение труда». Цель: распространение учения К.Маркса в России, издание его произведений на русском языке; ведение борьбы с народничеством, сделав ставку на пролетариат.

В 80е гг. в России возникают первые марксистские рабочие кружки. В одном из таких кружков начал свою деятельность В.И.Ленин. В 1895 году в Петербурге он из разобщенных кружков создал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Цель: агитация среди рабочих. В этом же году Ленин и его соратники арестованы, и организация распалась.

В 1898 г. социал-демократические группы из Москвы, Киева, Петербурга в Минске приняли решение о создании рабочей партии РСДРП (I съезд РСДРП).

ЛЕКЦИЯ 57. Культура России во II половине XIX века.

Отмена крепостного права, другие реформы 60-70х гг. привели к серьезным изменениям в общественной жизни. Противоборство революционеров и самодержавия оказывали определенное влияние на литературу и искусство.

Социальная заостренность (направленность)- характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России.

Новым явлением второй половины XIX века было вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.

 

В 60-х гг. была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, получили право открывать собственные школы земства. Однако новый школьный устав не ликвидировал разрыв между различными типами учебных заведений.

Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трехлетняя земская школа. Только за первые 10 лет существования земств было открыто 10 тысяч земских школ.

Наряду с чтением, письмом, арифметикой и Законом Божьим здесь обучали географии, истории, основам естествознания. Значительно более упрощенное образование давалось в церковно-приходских школах. В 80-90х гг. правительство оказывало им особую поддержку, считая их более благонадежными, нежели земские.

В целом если до отмены крепостного права грамотными было лишь 7% населения, то в 1897 году-21%.

Основным учебным заведением средней школы оставалась гимназия. В 60х гг. наряду с классическими гимназиями появились реальные училища, но их выпускникам запрещалось поступать в университеты.

В 1887 году правительство, стремясь задержать распространение образования в низших слоях населения, издало циркуляр о «кухаркиных детях», фактически запретив принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты. К концу века среднее образование имели лишь около 4% населения России.

К концу века в России было около 60 вузов, в которых обучались 30 тысяч студентов.

Университетский устав по-прежнему не разрешал допускать женщин в ряды студентов, и тогда стали создаваться Высшие женские курсы (самые известные-1878 год – Бестужеские курсы).

Университетское образование продолжало развиваться, численность студентов росла, хотя в 1897 году высшее образование имел лишь 1% населения.

Заботясь о развитии высшего образования, правительство в то же время пыталось репрессивными мерами противостоять вовлечению студенчества в политическую борьбу. Университетский устав 1884 г. ограничил автономию университетов. При поступлении в университет требовалось свидетельство о политической благонадежности.

 

ЛИТЕРАТУРА

В произведениях писателей так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. Толстой и Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии отношений с миром. Острая сатира Салтыкова-Щедрина, «обломовщина» Гончарова, упадок «дворянских гнезд» Тургенева, купеческая среда в драмах Островского, величие и трагедия человека в произведениях Толстого и Достоевского-все это делает литературу этого периода великой.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промышленность и транспорт | Основные симпомы и синдромы заболеваний системы крови. В изобразительном искусстве утверждается реализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.