Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст лекции




Введение.

Эвакуация раненых из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали Министерства здравоохранения РФ является важным звеном в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий, проводимых в ходе фронтовых операций, обязательных для крупномасштабной войны.

Эвакуация раненых представляет собой комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий по отбору и подготовке раненых к эвакуации, доставке их к местам погрузки на транспортные средства и погрузке на транспортные средства, перевозке раненых с одновременным оказанием им медицинской помощи и уходом за ними в пути следования, разгрузке транспортных средств в пунктах назначения и доставке раненых и больных в соответствующие ТГМЗ.

На объем и сроки медицинской эвакуации из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали будут оказывать влияние следующие факторы:

1. условия оперативной, тыловой и медицинской обстановки;

2. величина и структура санитарных потерь;

3. угроза выхода противника в районы развернутых госпитальных баз;

4. возможность радиоактивного и химического заражения в районы развернутых госпитальных баз;

5. состояние эвакуационных коммуникаций;

6. возможности санитарных транспортных средств;

7. транспортабельность раненых и больных;

8. сроки лечения раненых и больных в ГБФ;

9. обстановка в глубине территории страны.

В зависимости от установленных сроков лечения раненых и больных в госпитальных базах фронтов эвакуации в тыловые госпитали подлежит от 25% до 45% пораженных ядерным оружием и от 40% до 60% раненных обычным оружием.

Определение контингентов раненых и больных, подлежащих эвакуации из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали, возможных сроков их подготовки к эвакуации проводится на основе:

1. оценки характера, тяжести и прогноза исхода поражения (ранения);

2. вида имеющихся эвакуационно-транспортных средств.

Для основной части раненых и больных эвакуация за пределы фронта железнодорожными (морскими) транспортными средствами может быть начата не ранее пятых-седьмых суток после их поступления в госпитальную базу, при эвакуации авиационными транспортными средствами - вторых-третьих суток.

На основных стратегических направлениях в условиях современной войны из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали может быть эвакуировано:

1. железнодорожными транспортными средствами - 60%-70%,

2. авиацией - 20%-25%,

3. морскими транспортными средствами - 10%-15% раненых и больных.

В современных условиях сохраняется роль автомобильных транспортных средств для проведения массовой эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали.

Организация эвакуации раненых и больных возлагается:

во фронте – на:

1. военно-медицинское управление (ВМУ);

2. эвакуационный пункт фронта (ЭПФ);

3. управления госпитальных баз фронта (УГБ);

во внутренних районах страны – на;

1. распределительные эвакуационные пункты;

2. местные эвакуационные пункты;

3. эвакуационные пункты перегрузочных районов.

Общее руководство эвакуацией раненых и больных за пределы фронтов осуществляет Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ (ГВМУ).

 

Вопрос № 1. Основные требования к отбору и подготовке раненых и больных к эвакуации.

Эвакуация из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали подлежат раненые и больные, не перспективные для возвращения в строй после излечения (независимо от продолжительности лечения), а также раненые и больные, продолжительность лечения которых до исхода (независимо от прогноза) превышает срок, установленный для госпитальных баз фронтов.

Исключение составляют инфекционные больные, которые лечатся в специализированных военных полевых инфекционных госпиталях и военных полевых инфекционных госпиталях особо опасных инфекций до окончательного исхода и эвакуации за пределы фронта не подлежат, за исключением больных активной формой туберкулеза легких.

Отбор раненых и больных на эвакуацию в госпиталях осуществляется лечащими врачами под контролем начальников медицинских отделений госпиталей. Начальники госпиталей и их заместители по медицинской части несут ответственность за организацию отбора и подготовки раненых и больных к эвакуации.

Вопрос о противопоказаниях к эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронтов в тыловые госпитали различными видами транспортных средств решается в каждом конкретном случае отдельно, с учетом тяжести состояния эвакуируемого, продолжительности эвакуации и условий оперативной, тыловой и медицинской обстановки.

Подготовка раненых и больных к эвакуации включает выполнение следующих обязательных требований:

1. завершение оказания раненому исчерпывающей медицинской помощи;

2. проведение раненым лечебных мероприятий, обеспечивающих их транспортабельное состояние с учетом условий транспортировки и длительности эвакуации;

3. проведение полной санитарной обработки раненых, подлежащих эвакуации;

4. оформление медицинских документов эвакуируемого;

5. выдача раненым и больным продовольственного, вещевого и денежного аттестатов;

6. выдача личных вещей, орденов и медалей, принадлежащих эвакуируемому;

7. экипировка эвакуируемого в соответствии с временем года и погодой.

В целях обеспечения преемственности в лечении раненых и больных в переводном эпикризе истории болезни указываются:

1. время поступления в госпиталь;

2. диагноз основного и сопутствующего ранения;

3. выполненные в госпитале лечебные мероприятия;

4. послеоперационное течение ранения;

5. данные объективных исследований;

6. обоснование перевода в тыловые госпитали;

7. необходимые медицинские мероприятия в пути следования.

Вопрос № 2. Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронта в тыловые госпитали железнодорожным транспортом.

Для эвакуации раненых и больных в тыловой полосе фронта и во внутренние районы страны по железным дорогам используются военные санитарные поезда.

Военные санитарные поезда являются подвижными железнодорожными учреждениями Министерства обороны РФ, предназначенными для эвакуации раненых и больных и оказания им в пути следования квалифицированной медицинской помощи.

Военные санитарные поезда фронта приписываются к эвакуационному пункту фронта, военные санитарные поезда центра - к распределительному эвакуационному пункту.

Планы-заявки эвакуации раненых и больных военного санитарного поезда составляются Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ и представляются в Центральное управление военных сообщений Министерства обороны РФ за десять суток до начала планового месяца.

Доведение плана задания на погрузку, порядка взаимодействия органов военных сообщений, администраций железнодорожного транспорта в военное время осуществляется в порядке, установленном «Инструкцией по планированию воинских железнодорожных перевозок».

Оборудование, инвентарь, материалы и другое имущество для военного санитарного поезда поставляются Министерством обороны и Министерством путей сообщения согласно действующим «Правилам формирования военных санитарных поездов и оборудования для них вагонов», а также по табелям к штатам поездов.

Маршруты движения военных санитарных поездов устанавливаются Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны по заявкам Главного военно-медицинского управления Министерства обороны. Станции погрузки и выгрузки раненых и больных согласовываются с эвакуационными пунктами и с органами военных сообщений.

После завершения погрузки или выгрузки раненых и больных начальник военного санитарного поезда обязан доложить об этом начальнику преписаного эвакуационного пункта и уточнить у органов военных сообщений маршрут движения. При изменении маршрута в пути следования начальник военного санитарного поезда должен немедленно доложить об этом начальнику распределительного эвакуационного пункта приписки.

Необходимые сведения о станциях погрузки и выгрузки раненых и больных, пунктах снабжения, экипировки и по другим вопросам начальник военного санитарного поезда получает от начальника эвакуационного пункта, к которому приписан поезд, а также от военных комендантов железнодорожных участков и станций.

Оперативный учет выполнения планов эвакуации раненых и больных поездами ведется соответствующими органами железнодорожного транспорта и военных сообщений по номерам поездов.

Очередность движения военных санитарных поездов по железным дорогам Центра устанавливается Генеральным штабом Вооруженных сил РФ, по железным дорогам фронта - штабом фронта.

Военные санитарные поезда следуют со скоростью пассажирских поездов. В особых случаях Министерство путей сообщения РФ по согласованию с Министерством обороны РФ может устанавливаться иная скорость движения этих поездов.

Разъединение вагонов поезда в пути следования не допускается. Отцепка вагонов от поезда по техническим причинам может производится только по согласованию с органами военных сообщений.

Проезд в военных санитарных поездах посторонним лицам не разрешается. Правом проезда в данных поездах по предъявленным установленных документов в исключительных случаях могут пользоваться:

1. медицинские работники, выполняющие специальные задания, с разрешения вышестоящих органов военного управления медицинской службы (РЭП, ВМУ фронта);

2. линейные служащие железных дорог, имеющие право проезда во всех поездах, и представители органов военных сообщений, следующие в пределах обслуживаемых ими участков;

3. оперативные работники транспортных отделений Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Проезд перечисленных выше лиц допускается только в вагоне для команды и в штабном вагоне на местах, отведенных начальником поезда.

В вагонах военного санитарного поезда, кроме раненых и больных, могут перевозиться грузы, предназначенные для нужд медицинской службы (фармацевтические средства, предметы медицинского назначения). Другие грузы могут быть приняты к перевозке только с разрешения Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ.

В пути следования в военном санитарном поезде ведется рейсовый поездной журнал, в котором начальником или дежурным по поезду отмечаются:

1. время отправления в рейс;

2. время прибытия на крупные железнодорожные станции и отправления с них;

3. время прибытия на погрузку или выгрузку;

4. время начала и окончания погрузки (выгрузки);

5. задержки в пути (причина, время);

6. происшествия с личным составом;

7. воздушные и другие нападения на поезд;

8. сведения о снятых с поезда раненых и больных (время и место снятия, причины, в какое учреждение направлен).

Организация погрузки раненых и больных в военный санитарный поезд и их выгрузки

Военный санитарный поезд должен подаваться под погрузку полностью подготовленным к приему раненых и больных, с установленными запасами продовольствия, воды, топлива, средств освещения, обменного фонда белья и постельных принадлежностей. За прием и размещение раненых и больных отвечает закрепленный за вагонами медицинский персонал.

За 5-6 часов до прибытия поезда к месту погрузки начальник поезда через военного коменданта железнодорожного участка или станции или начальника железнодорожной станции сообщает начальнику эва-куационного приемника сведения, необходимые для разработки плана погрузки. А именно: общая емкость поезда, число вагонов для тяжелораненых и для легкораненых, повагонное распределение мест, в том числе нижних, средних и верхних.

После прибытия поезда на станцию погрузки начальник эвакуационного приемника совместно с начальником поезда и военным комендантом уточняют план погрузки раненых и больных. До начала погрузки на вагоны вывешиваются хорошо заметные номера, которые должны совпадать с номерами групп раненых и больных, предназначенных для погрузки в данный вагон.

Погрузка раненых и больных в вагоны для тяжелораненых на необорудованном месте проводится с использованием имеющихся в поезде табельных сборно-разборных мостков. Для ускорения погрузки раненых и больных начальники отделений железных дорог и военные коменданты железнодорожных станций принимают меры по обеспечению эвакоприемников необходимыми материалами для изготовления устройств из подручных средств.

Прием раненых и больных в вагоны проводится с обязательной проверкой наличия медицинских и других документов на каждого раненого. Документы передаются ответственному за прием раненых и больных в каждом вагоне. В дальнейшем медицинские документы хранятся у медицинских сестер, обслуживающих вагоны, а остальные документы сдаются в административно-хозяйственную часть поезда.

Медицинский персонал, ответственный за прием раненых и больных, руководит наиболее рациональным размещением их в вагоне на основании имеющихся мест, а также с учетом локализации ранений. Тяжелораненые и тяжелобольные размещаются в первую очередь на местах, наиболее удаленных от входа в вагон, вначале на верхних, а затем на нижних диванах купе.

При размещении раненых с повреждением костей нижних и верхних конечностей при необходимости используются удлинители и уширители диванов.

По окончании погрузки раненых и больных в вагоны и оформления документов начальник поезда сообщает начальнику эвакуационного пункта, к которому приписан поезд, время отправления поезда, общее число и структуру принятых раненых и больных.

Перед выгрузкой раненых и больных из поезда необходимо:

1. выполнить раненым и больным врачебные назначения;

2. записать в истории болезни переводной эпикриз и подготовить к передаче медицинскую документацию;

3. оформить продовольственные аттестаты на убывающих раненых и больных;

4. выдать раненым и больным личные вещи, документы и ценности, одеть тяжелораненых и тяжелобольных.

После прибытия поезда на станцию выгрузки начальник прирельсового приемника совместно с начальником поезда и военным комендантом уточняют план выгрузки раненых и больных. В соответствии с планом выгрузки инструктируются закрепленный за вагонами медицинский персонал и команда санитаров-носильщиков. После выгрузки раненых и больных в пункте назначения начальник поезда и начальник лечебного учреждения, принявшего раненых и больных, оформляют соответствующие медицинские документы.

По окончании выгрузки начальник ВСП представляет в эвакуационный пункт приписки рейсовый отчет, в котором отражаются:

1. количество раненых и больных, перевезенных данным рейсом, в том числе носилочных;

2. структура эвакуируемых раненых и больных;

3. количество снятых раненых и больных в пути следования по тяжести состояния и умерших;

4. особенности данного рейса, состояние поезда;

5. среднесуточная скорость движения поезда;

6. время, затраченное на погрузку, выгрузку и стоянки свыше одного часа;

7. чрезвычайные происшествия, имевшие место в рейсе.

Кроме того, в отчете излагаются сведения, которые начальник поезда считает необходимым доложить вышестоящим начальникам.

Организация медицинской помощи в военном санитарном поезде.

В военном санитарном поезде в пути следования проводится преемственное комплексное лечение раненых и больных, а также оказание квалифицированной медицинской помощи по неотложным показаниям. Лечебная работа в поезде проводится согласно общим принципам лечения раненых и больных в военных полевых госпиталях.

Основным документом, который ведется в поезде на каждого раненого и больного, является история болезни. Если ввиду особых обстоятельств раненый поступил без истории болезни, то она заводится на него.

Выполнение процедур, а также питание, уход за ранеными и больными осуществляются повагонно на своих местах закрепленным средним и младшим медицинским персоналом.

В операционно-перевязочной военного санитарного поезда проводятся наиболее сложные и требующие специальных условий перевязки, а также неотложные мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

При невозможности оказания в необходимом объеме медицинской помощи или при резком ухудшении общего состояния раненого и неспособности его вынести дальнейшую перевозку в поезде, он подлежит передаче в ближайший на пути следования военный госпиталь или лечебное учреждение Министерства путей сообщения или Министерства здравоохранения РФ.

При выявлении в поезде инфекционных или подозрительных на инфекционное заболевание раненых их помещают в вагон-изолятор до передачи в ближайшее лечебное учреждение. В вагоне, где выявлен инфекционный больной, проводится заключительная дезинфекция. О каждом случае инфекционного заболевания начальник поезда сообщает военному коменданту ближайшей железнодорожной станции.

В вагоне для психических больных должно быть организовано круглосуточное дежурство специально обученного медицинского персонала. Здесь должны быть медикаменты для оказания неотложной психиатрической помощи и средства ограничения (носилки, щиты с ремнями привязными). Психиатрическая помощь в ходе эвакуации должна проводиться в комплексе с мероприятиями общесоматического характера.

В поезде организуется лечебное питание раненых и больных, являющееся составной частью комплексной терапии. Начальник медицинской части поезда отвечает за правильную организацию и проведение лечебного питания, осуществляет руководство работой диетической медицинской сестры, назначаемой из числа наиболее подготовленных медицинских сестер. Питание раненых и больных проводится по норме госпитального пайка.

Перегрузка раненых и больных во временном перегрузочном районе. Временные перегрузочные районы предназначаются для обеспечения непрерывности работы железных дорог в военное время при разрушении железнодорожных узлов, мостов и других крупных искусственных сооружений на железных дорогах.

Временные перегрузочные районы развертываются обычно при перерывах движения поездов на трое-пятеро суток. В отдельных случаях временные перегрузочные районы могут развертываться и при меньших сроках перерыва движения.

В составе сил и средств, обеспечивающих работу временных перегрузочных районов, включаются:

1. управление ВПР;

2. автомобильные, дорожные, мостовые, трубопроводные подразделения и части;

3. органы военных сообщений;

4. медицинские учреждения.

Во временных перегрузочных районах для военного санитарного поезда выделяются отдельные станции. Для обеспечения выгрузки раненых и больных из поезда используются стационарные устройства, а также могут сооружаться временные высокие платформы. Прирельсовая площадка у выгрузочного места должна обеспечивать подход и маневр санитарных автомобилей.

При организации перегрузки раненых и больных во временных перегрузочных районах предусматривается:

1. выгрузка раненых и больных на станции прибытия военного санитарного поезда;

2. осуществление медицинского контроля за состоянием раненых;

3. оказание неотложной медицинской помощи нуждающимся в ней;

4. госпитализация временно нетранспортабельных раненых;

5. доставка раненых и больных со станции разгрузки на станцию погрузки различными видами транспортных средств;

6. погрузка раненых и больных в незагруженный поезд и оформление медицинских документов на их передачу.

Для обеспечения перегрузки раненых и больных во временных перегрузочных районах создаются:

1. штатный эвакуационный приёмник в составе двух отделений (в районах выгрузки и погрузки поезда);

2. 2-3 отделения санитарных автомобилей, а при их отсутствии - автомобилей общего назначения, подготовленных к перевозке раненых и больных;

3. погрузочная команда численностью не менее 80 человек.

Вопрос № 3. Организация эвакуации раненых и больных из госпитальных баз фронта в тыловые госпитали авиационными транспортными средствами.

Эвакуацию раненых и больных в тыловые госпитали авиационными транспортными средствами организует Главное военно-медицинское управление Министерства обороны РФ совместно с Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны РФ на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

За непосредственное осуществление авиамедицинской эвакуации в этом звене отвечают лечебно-эвакуационное управление Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ.

В организации эвакуации раненых и больных авиационными транспортными средствами за пределы фронта принимают участие:

1. управление распределительного эвакуационного пункта;

2. управление местных эвакуационных пунктов;

3. военно-медицинское управление фронта;

4. управление эвакуационного пункта фронта;

5. Центральный командный пункт ВВС;

6. командный пункт военно-транспортной авиации;

7. командный пункт ВВС фронта (военного округа).

Планирование эвакуации раненых и больных авиационными транспортными средствами осуществляется в общей системе мероприятий по планированию воздушных перевозок в Вооруженных Силах. При этом учитываются потребности в авиационных транспортных средствах, сроки развертывания приаэродромных приемников в районах погрузки раненых и больных, графики доставки раненых и больных в эвакуационные приемники, медицинское и другие виды обеспечения раненых и больных в полете и на промежуточных аэродромах.

Авиамедицинская эвакуация раненых и больных в тыловые госпитали осуществляются преимущественно в плановом порядке.

Эвакуации самолетами подлежат наиболее тяжелые контингенты раненых и больных со сроками лечения и реабилитации, превышающими установленные для лечебных учреждений фронта, а также лица потерявшие перспективу возвращения в строй. Эвакуация указанных категорий раненых и больных проводится после стабилизации функций жизненно важных органов и систем и завершения мероприятий предэвакуационной подготовки.

Переоборудование самолетов из транспортного в санитарный вариант производится силами членов экипажей, а из пассажирского в санитарный вариант самолетов в авиационно-технических базах Федеральной службы воздушного транспорта - по заранее разработанным планам переоборудования.

Погрузка раненых и больных в самолеты производится после тщательной очистки грузовых кабин, а при необходимости также их дезинфекции. Погрузка осуществляется с учетом максимального использования вместимости самолета и обеспечения центровки в полете.

Погрузка раненых и больных на носилках и их выгрузка осуществляются вручную санитарами-носильщиками по грузовым трапам, а также с применением автолифтов и автопогрузчиков.

Погрузка раненых и больных в самолеты, имеющие два и более грузовых люков и дверей, может осуществляться комбинированно – вручную и с использованием механизированных средств погрузки.

Способ погрузки раненых и больных вручную является основным для самолетов с погрузочной высотой до 1,5 м (Ан-24, Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76, Як-40). Для самолетов с погрузочной высотой более 1,5 м (Ил-18, Ту-134, Ту-154) следует использовать способ погрузки (выгрузки) раненых и больных с применением механизированных трапов, автолифтов и бортовых подъемных устройств.

Погрузку раненых и больных в самолеты осуществляют санитары-носильщики под руководством командира корабля. Перед погрузкой раненые и больные фиксируются к носилкам ремнями привязными.

Автомобильный транспорт, доставляющий раненых и больных на аэродром (посадочную площадку), должен останавливаться на расстоянии не более 5 м от самолета.

Количество звеньев санитаров-носильщиков, необходимое для погрузки раненых в самолет, определяется исходя из типа самолета. Для подготовки секций, страховки при установке носилок, фиксации раненых и больных на носилках дополнительно выделяются санитары-носильщики (по одному человеку в ряд).

Перед погрузкой раненых и больных в самолет санитары-носильщики под руководством одного из членов экипажа самолета устанавливают трапы, грузовые лебедки, проводят уборку грузовой кабины, приводят в рабочее положение оборудование для крепления носилок. Для удобства установки носилок подвесные ремни перед погрузкой не пристегиваются в узлам крепления на полу, а замки кронштейнов крепления носилок оставляются открытыми.

Загрузка самолета начинается с первой секции. Раненых и больных вносят в самолет головой вперед и располагают на местах соответственно выданному жетону. Для исключения встречных потоков санитаров-носильщиков раненых и больных распределяют по рядам: правый, левый, центральный (центральный правый и центральный левый – при наличии четырех рядов).

Установка носилок в секциях начинается с верхнего яруса. Сначала закрепляются рукоятки носилок в замках кронштейнов, затем рукоятки противоположной стороны носилок в петлях подвесных ремней. Сидячие раненые и больные размещаются вдоль борта после погрузки носилочных. Выгрузка раненых и больных из самолета производится в обратном порядке: сначала выносят раненых и больных с нижних ярусов, затем средних и верхних. Носилки снимают сначала с петель подвесных стоек, а затем с замков кронштейнов стоек.

При отсутствии в самолете санитарного оборудования или носилок раненые и больные могут перевозиться на полу грузовой кабины. В этих случаях кабину самолета необходимо тщательно убрать, закрепить все находящиеся в ней предметы, а пол застелить матрацами или чехлами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.