Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения с государствами «ближнего зарубежья»




После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Россия утрачивает статус «великой державы». В течение 1992 — 1994 гг. постоянно сокращалась внешнеполитическая активность России на фоне развития кризисных явлений в экономике и нестабильности ее политического режима. К 1994 г. внешние связи фактически были свернуты. Изменились направления внешней политики — сокращаются внешнеполитические связи с Африкой, Латинской Америкой, некоторыми азиатскими регионами. Активизация российской внешней политики начинается в 1995 г.

Общая характеристика.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РФ В 1993-2001 ГГ.

Лекция 70

 

В 1991 — 1994 гг. резко изменились внешние связи России.

Сдвиг во внешнеполитической деятельности страны произошел между 1995 г. и 1996 г., когда в начале января А.В. Козырев был заменен на посту министра иностранных дел. Под руководством Е.М. Примаковым российская внешняя политика стала более активной. Россия перестает придерживаться только прозападной ориентации, возобновляются контакты со странами Азии.

Назначение в 1998 г. министром иностранных дел И.С. Иванова не привело к кардинальному изменению внешнеполитического курса России, поскольку И.С. Иванов еще с 1995 г. был первым заместителем министра иностранных дел Российской Федерации, и его, с полным основанием можно считать преемником Е.М. Примакова.

Главными чертами внешней политики России можно назвать «преемственность и последовательность». При этом, преемственность сохраняется не только по отношению к курсу Б.Н. Ельцина, но и во многом - к советской дипломатии.

Основные направления внешней политики Российской Федерации остаются достаточно традиционными:

  1. Отношения с государствами «ближнего зарубежья»;
  2. Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря»;
  3. Отношения с государствами Западной Европы;
  4. Отношения с Соединенными Штатами Америки;
  5. Отношения со странами Азии.

Изменились приоритеты и проблемы на каждом из направлений.

 

Отношения с государствами «ближнего зарубежья» развивали неравномерно. В 1993-1994 г. состоялось всего 9 визитов руководителей России в страны СНГ и 17 визитов руководителей СНГ в Россию. Заметно оживление начинается в 1995-1996 г. При этом, инициатива, зачастую, исходила от стран СНГ (их руководители за два года нанесли 46 визитов в РФ). Существенная активизация контактов начинается с 1997 г.

Динамика взаимоотношений РФ и СНГ объясняется целым рядом причин.

  • В 1993-1995 г. Россия, в основном, ориентировалась на Западную Европу, и недооценивала страны СНГ как внешнеполитического союзника.
  • Другой проблемой стал «раздел наследства» бывшего СССР.
  • Сами страны СНГ и «ближнего зарубежья» далеко не всегда расценивали РФ как главного внешнеполитического партнера.

 

Отношения со странами «бывшего социалистического лагеря», также разви­вались не однозначно.

  • В 1993-1994 г. Россия фактически «ушла» из Восточной Европы (в этот период времени российские лидеры нанесли всего 5 визитов в страны Восточной Европы, а из Восточной Европы был нанесен всего 1 визит). О более или менее серьезном оживлении на этом направлении можно говорить только в 1998-2001 г.
  • Как и Россия, страны Восточной Европы, после распада со­циалистического лагеря, ориентировали свою внешнюю политику на страны За­падной Европы и США. Большинство из них выразили желание вступить в ЕС и НАТО. Попытки России воспрепятствовать «расширению НАТО на восток» только осложняли отношения с бывшими партнерами.
  • Помимо этого, страны Восточной Европы достаточно часто занимали негативную позицию по отноше­нию к России, предъявляя ей претензии, связанные с вмешательством СССР во внутренние дела этих стран, и даже признание своей «вины» М.С. Горбачевым, а затем Б.Н. Ельциным не способствовало «потеплению» отношений.
  • Некоторое оживление этого направления внешней политики связано с конфликтом в Юго­славии. Однако попытки России оказать содействие в урегулировании Балканско­го кризиса показали слабость самой России на внешнеполитической арене, и не­обоснованность ее претензий на роль «великой державы» в этом регионе.
  • Другой серьезной проблемой стал внешний долг России странам Восточной Европы.

 

Отношения со странами Западной Европы развивались относительно равномерно на протяжении всего периода. Соотношение визитов все время показывало значительный интерес со стороны России к странам Западной Европы, однако линия двусторонних отношений развивалась значительно слабее, нежели контакты с международными блоками и союзами. В этой области основными аспектами сотрудничества стали участие России в сам­митах Евросоюза, отношения с блоком НАТО, ООН и МВФ.

 

Что касается Соединенных Штатов Америки, то отношения с ними раз­виваясь в том же русле, что и со странами Западной Европы, имеют, все же свои особенности. Здесь наиболее заметны моменты «потепления» (совме­стная борьба с международным терроризмом и др.) и «похолодания» (выход США из договора по ПРО и др.).

 

В русле стремления иг­рать более самостоятельную роль на международной арене активизировались контакты Российской Федерации со странами Юго-Восточной и Передней Азии в 1996-2001 г.

После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее ук­репление и расширение форм сотрудничества стран-участников СНГ. В сен­тябре 1993 г. ими был заключен договор о создании Экономического союза.

Высшим органом СНГ – Совет глав государств. В декабре 1993 г. учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. На протяжении следующих пяти лет этот пост оставался за РФ. В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было решено создать Межгосударственный экономический комитет и сформировать Таможенный союз. Кроме того, с 1995 г. начал практическую деятельность Экономический суд стран СНГ, который контролирует выполнение взаимных экономических обязательств в рамках СНГ.

В 1998-1999 гг. Межгосударственный экономический комитет преобразован в Экономический совет Содружества (Устав принят в 1999). Таможенный союз формировался с 1995 до 1997 г.

С 1996 г., когда министром внешней политики был назначен Е.М. Примаков, процесс экономической интеграции стран СНГ пошел значительно быстрее.

· 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали четырехсторонний Договор «Об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях», согласно которому создавались исполнительные органы «Четверки».

· 2 апреля 1996 г. в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества стал президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Дата подписания этого договора провозглашалась Днем единения народов России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России. Устав Союза был принят 23 мая 1997 г. В январе 1998 г. утвержден Союзный бюджет.

· На проходившем в январе 2000 г. в Москве саммите СНГ исполняющий обязанности президента России В.В. Путин был единогласно избран председателем Совета глав государств Содружества.

· 25 декабря 1998 г. президенты России и Беларуси подписали Декларацию о создании Союзного государства. Правовой статус нового объединения был оформлен на встрече в Москве 28 апреля 1999 г.

· В конце мая 1997 г. был, наконец, решен и вопрос о Черноморском флоте — в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота и принципах его базирования в Севастополе. 31 мая Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

· Выход из Приднестровского конфликта по существу произошел еще в июля 1994 г., когда Россия и Молдавия заключили соглашение (при участии лидеров самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики) о прекращении военных действий в Приднестровье.

· В январе 1996 г. страны СНГ приняли Концепцию предотвращения урегулирования конфликтов на территории государств Содружества, которая закрепила возможности совместных шагов по разрешению возникающих в рамках СНГ споров и разногласий. 8 мая 1997 г. Россия выступили гарантами подписанного лидерами Молдавии и Приднестровья Меморандума об основах нормализации отношений.

 

Продолжалась миротворческая деятельность России на Кавказе и в Средней Азии.

· При посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые грузино-абхазские переговоры.

· В том же 1997 г. при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.

Таким образом, конфликты между странами — участниками СНГ были в основном урегулированы.

 

В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического со­трудничества стран СНГ. Совет глав государств принял Концепцию охраны границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в со­дружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.

Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом.

Оно было оформлено, в частности, Распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающи­ми общие интересы и безопасность государств — участников СНГ.

Были намечены основные формы сотрудничества и установлены прин­ципы взаимоотношения Сторон.

Выработка мер по совместной борьбе с международным терроризмом стала предметом встречи глав государств республики Казахстан, Китайской народной республики, Киргизской республики и республики Таджикистан, которая состоялась по инициативе РФ, 25 августа 1999 г. в Бишкеке. Ей предшествовали Шанхайская встреча в 1996 г. и встреча в Алма-Ате 3 июля 1998 г., на которых был подписан договор о намерениях и намечены вопро­сы для обсуждения на последующей встрече на высшем уровне.

В последние годы наметилась дифференциация отношений России с быв­шими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.

· Самое интенсивное взаимодействие развивается в рамках «двойки», включающей Россию и Белоруссию.

· На следующем уровне находится «пятерка», в которую, помимо России и Белоруссии, входит Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз. Встречи лидеров «четверки» проходили в январе и 1997, и 1998 гг., причем к ним присоеди­нился Таджикистан, вступивший в Таможенный союз в феврале 1999 г.

Политические связи между Россией и другими странами «пятерки» разви­ваются довольно интенсивно (особенно с Казахстаном, который с 1995 г. дваж­ды посещали и президент Б.Н. Ельцин, и российские премьер-министры). Су­ществование «пятерки» позволяет укрепить позиции России в Азии.

Особую роль играет вхождение в новый блок Таджикистана. Президент Таджикистана посещал Россию в 1996, 1997 и 1999 гг., а В.В. Путин, буду­чи еще премьер-министром, побывал в Душанбе в ноябре 1999 г. на инаугу­рации Э. Рахмонова.

 

Предпринимаются шаги по реанимации Договора о коллективной безопасности 1992 г., свидетельством чего стало подписание в Минске меморандума интеграционной шестерки СНГ, где фактически предусмотрены механизмы сотрудничества, присущие классическим военным союзом.

С остальными странами СНГ отношения сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить независимую политику с расчетом на повышение своего статуса (Узбекистан, Туркмения).

Наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты между Россией и Украиной.

Достаточно сложно складывались отношения России с Узбекистаном. Реальное восстановление внешнеполитических связей началось в 1998 г., когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне: президент Узбекистана посетил Москву в мае 1998 г.; президент России был в Ташкенте в октябре того же года. В декабре Ташкент посетила российская делегация во главе с В.В. Путиным.

Несколько интенсивнее Россия взаимодействует политически с Арменией, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственный интерес к России: Армения — в связи с традиционными союзническими и своей изоляцией на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за экспорта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношение с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Важным для Молдовы событием стал саммит СНГ 1997 в Кишеневе.

Отношения же с Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается проводить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Туркмения ввела визовую систему для граждан России.

Наиболее сложно складываются связи России с Грузией и Азербайджаном.

Причины:

  • несовпадение позиций по чеченской проблеме (в России считают, что поддержка северокавказских исламистов идет через Азербайджан и Грузию);
  • транзит каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск);
  • разрешение конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии.

В результате Россия в 1999 г. сама была вынуждена настаивать на введении визового режима для граждан этих стран.

Хуже всего развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не торопятся укреплять политические связи с «восточным соседом» (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией.

Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия в пер­вую очередь ориентируется на страны СНГ. Активные контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитиче­ских визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. При этом основное внимание сосредоточивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совмест­ных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе, заметен отход от принципов ельцинской политики, кото­рая оборачивалась накоплением «висячих» долгов стран СНГ России без ма­лейшей политической отдачи. Основные проблемы в отношениях с государст­вами на бывшем постсоветском пространстве будут связаны с практическим решением вопросов противостояния экстремизму, прежде всего — в контексте чеченской проблемы (это наиболее сильно сказывается на контактах с Грузией и Азербайджаном) и урегулирования задолженностей.

Вместе с тем В.В. Путин не отказывается от концепции «Содружества разных скоростей», предполагающей более высокий уровень кооперации и привилегированность партнерства с ядром СНГ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.