КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения об устройстве автомобиля
Понятие «автомобиль» включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления, тормозная система. На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части (двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т. п.), включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов и систем. Деталь — это неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки (куска материала). Деталями являются, например, болты, шестерни, валы и т. д. Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми (например, блок цилиндров). Простой узел — это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (например, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки). В автомобилях много сложных узлов, состоящих из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами, соединенный пальцем с шатуном в сборе). Механизм — это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательное движение). Агрегат — это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью [например, коробка передач, состоящая из корпуса (базовая деталь), с установленными в нем валами, зубчатыми колесами, подшипниками и т. д.].
Система — это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы (например, системы зажигания, охлаждения, питания и т. п.). Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, условно можно разбить на три основные части: двигатель, шасси и кузов. Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили двигатели внутреннего сгорания. Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления. а) б)
Рис. 1. Общее устройство автомобиля: а — грузового; б — легкового
Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя 1 к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление 2, коробка передач 3, карданная передача 4 и ведущий мост 5, объединяющий главную передачу, дифференциал и полуоси. Крутящий момент от главной передачи через дифференциал передается к ведущим колесам при помощи полуосей. Современные автомобили могут иметь один - два или несколько ведущих мостов. Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы 6, к которой крепится передний мост 11с амортизаторами 10 и установленными на нем управляемыми колесами 9, задний ведущий мост 5 с подвеской 7 и колесами 5. Органы управления включают рулевое управление 12, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.
Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров. Легковые автомобили и автобусы имеют кузова, внутри которого размещен салон для водителя и пассажиров, багажное отделение и моторный отсек. Роль рамы в несущей системе легковых автомобилей и автобусов выполняет кузов 13 (рис. 1, б). Устройство большинства автомобилей выполнено по рассмотренной выше схеме. Однако применяют и другие схемы расположения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобилей делают ведущими одновременно задние и передние колеса. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы - раздаточную коробку и межосевой дифференциал, которые распределяют крутящий момент между ведущими мостами. Для повышения пассажировместимости и комфортабельности городских автобусов применяют кузов вагонного типа с задним расположением двигателя. С этой же целью на современных легковых автомобилях устанавливают кузова с увеличенной поверхностью остекления и с расположением двигателя спереди поперек продольной оси автомобиля, что позволяет увеличить площадь пассажирского салона. Передача усилий от двигателя осуществляется на передние ведущие колеса через приводные карданные валы. При этом двигатель, сцепление, коробка передач и главная передача монтируются как единый силовой агрегат. При такой компоновочной схеме не требуется туннель (короб) для карданной передачи в салоне автомобиля, поэтому кузов становится просторнее и легче. Кроме того, отсутствие карданного вала, передающего момент от двигателя к задним колесам, снижает металлоемкость конструкции и позволяет ниже опустить пол кузова, т. е. получить более низкое расположение центра тяжести автомобиля, что обеспечивает его лучшую продольную и поперечную устойчивость при движении.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный (рис. 2).
Рис. 2. Примерная схема классификации подвижного состава автомобильного транспорта
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов. К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы. К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно специализированных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (поливомоечные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.). Грузовой подвижной состав. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 3).
Грузовые автомобили
Рис. 3. Классификация грузовых автомобилей
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары). Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д. По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
У автомобилей число ведущих колес характеризуется колесной формулой. Например, 4 × 2 означает, что общее число колес 4, из них ведущих - 2. При колесной формуле 6 × 4 - общее число колес - 6, из них ведущих - 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо. По приспособленности к климатическим условиям автомобили делят для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата. Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На их базе создают автомобили в северном и тропическом исполнениях. По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов. Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Автомобильные поезда по типу соединения тягача с прицепными звеньями разделяют на прицепные, седельные и роспуски. Прицепные автопоезда состоят из автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом, и одного или нескольких прицепов. В качестве тягачей в прицепных автопоездах используются грузовые автомобили дорожной, повышенной и высокой проходимости. Седельные автопоезда состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа. Автопоезда-роспуски состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (труб, сортового проката, леса и др.). Принципиальное различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцепным устройством, а полуприцепы - опорным седельно-сцепным устройством. Прицепы и полуприцепы различают по назначению (типу кузова) и числу осей (грузоподъемности), а также по приводу осей. По назначению они могут быть общего назначения и специализированные. Прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких (без тары). Специализированные (панелевозы, контейнеровозы и др.) - для перевозки грузов определенного вида. По числу осей прицепы и полуприцепы различаются на одно-, двух- и многоосные.
Рис. 4. Прицепной подвижной состав
Широкое распространение получили одноосные и двухосные прицепы и полуприцепы общего назначения (рис. 4, а, б, в) с кузовами в виде платформ, используемые для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, а также полуприцепы с закрытым кузовом типа фургон для перевозки промышленных и продовольственных грузов в том числе, требующих защиты от воздействия атмосферных осадков. Значительная часть таких прицепов и полуприцепов выпускается для сельского хозяйства. Их специализированные кузова приспособлены для перевозки скота, птицы, кормов и т. д. Многоосные низкорамные прицепы большой габаритной длины (рис. 4, г) используются для транспортировки тяжелых неделимых грузов, а прицепы-роспуски (рис. 4, д) — для перевозки длинномерных строительных грузов. По приводу осей прицепы и полуприцепы различаются с активным приводом и без активного привода. Наибольшей проходимостью и управляемостью обладают прицепы и полуприцепы с активным приводом, т. е. с ведущими осями (колесами), которые приводятся в действие от двигателя автомобиля-тягача или автономного двигателя, установленного на прицепе. Активный привод осей прицепа может быть механическим, гидравлическим, электрическим или смешанным. Тип привода выбирается в зависимости от состава автопоезда (прицепной, седельный), его длины и районов применения. Прицепы и полуприцепы, у которых отсутствует активный привод к осям, называются прицепами и полуприцепами без активного привода. Эти прицепы не имеют ведущих колес. Все прицепы и полуприцепы независимо от привода должны иметь колесные тормозные системы с гидравлическим, пневматическим или комбинированным приводом. Тормозные механизмы прицепных звеньев должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля-тягача или самостоятельно в случае отрыва прицепа. Одним из важных условий эффективного использования автопоездов является взаимосцепляемость - это возможность сцепки автомобиля-тягача с теми или иными типами прицепных звеньев (прицепами и полуприцепами). Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается классификационный индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра классификационного индекса означает класс грузового автомобиля по полной массе (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификация грузовых автомобилей по полной массе.
Вторая цифра классификации означает вид автомобиля (Табл. 2).
Таблица 2. Классификация автомобилей по виду.
Третья и четвертая цифры классификационного индекса означают номер модели автомобиля (от 01 до 99). Пятая цифра классификационного индекса означает порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Пример: маркировка ЗИЛ-4331 означает, что этот автомобиль изготовлен на заводе имени Лихачева, полной массой от 8 до 14 т, бортовой с грузовой платформой, 31 — номер базовой модели. Система обозначений прицепного состава также состоит из четырехзначного числа. При этом каждому виду (модели) прицепа и полуприцепа даются строго-определенные первые индексы (две первые цифры из четырех). Например: Легковой прицеп……… 81 (полуприцеп 91) Грузовой прицеп……… 83 (полуприцеп 93) Самосвальный прицеп… 85 (полуприцеп 95) Фургон. ………………… 87 (полуприцеп 97)
Третья и четвертая цифры (второй двузначный индекс) присваиваются в зависимости от полной массы прицепов и полуприцепов, которая соответствует определенной группе (см. табл. 3.) Таблица 3 Классификация автомобильных прицепов
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |