Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пассажирский подвижной состав




Пример: маркировка ЧМЗАП-8390 означает, что это прицеп изготовлен Челябинским машиностроительным заводом авто­мобильных прицепов, бортовой, пол­ной массой свыше 24 т.

Пример: маркировка ОдАЗ-9771 означает, что это полуприцеп изготовлен Одесским автосборочным заводом, фургон, полной массой в пределах от 16 до 24 т (полная масса полу­прицепа ОдАЗ-9771 равна 17,5 т).

К пассажирскому подвижному сос­таву относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек - автобусами.

Легковые автомобили выпуска­ются двух видов: дорожной и повы­шенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости использу­ются в основном для сельского хо­зяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей до­рожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригиналь­ных конструкций, например для гео­логоразведочных работ, и т. д.

Наибольшее распространение по­лучила классификация легковых ав­томобилей по массе неснаряженного автомобиля и рабочему объему дви­гателя (табл. 4).

В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, -2106, -2107; «Москвич-2140», Иж-2126; ГАЗ-3102, -3110 «Волга» и др.), а также переднеприводные автомобили ЗАЗ-1102 «Тав­рия», ВАЗ-2108, -21099 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич».

В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа озна­чают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя.

 

Таблица 4. Классификация легковых автомобилей в зависимости от рабочего объема двигателя

 

  Класс автомобиля       Груп­па       Ин­декс     Предельные значения   Назначение (сфера исполь­зования) автомобиля    
рабочего объема двигателя, (литры) массы снаряжен­ного автомобиля, (килограммы)
1. Особо малый     До 0,849 0,850 ÷ 1,099 До 649 650 ÷ 799 Индивидуальный То же
  2. Малый     1,100 ÷ 1,799 800 ÷ 1149 Индивидуальный Индивидуальный и служебный То же
3. Средний     1,800 ÷ 3,499 1150 ÷ 1499 Служебный - такси Индивидуальный и служебный
4. Большой     3,500 ÷ 4,999 Более 5,0 1500 ÷ 1900 Не регламентированы Служебный То же
5. Высший -   Не регламентированы -

1 Масса неснаряженного автомобиля — это масса автомобиля, не заправленного топливом, ох­лаждающей жидкостью, без запасного колеса и инструмента, а также без водителя и пассажиров.

 


Третья и четвертая цифры означают номер модели легкового автомобиля.

Пятая цифра означает номер модификации легкового автомобиля.

Буквы перед цифрами означают название завода-изготови­теля.

 

 

Пример: ВАЗ-21081, означает, что автомобиль из­готовлен Волжским автомобильным заводом. Это автомобиль малого класса (см. Табл. 4), с рабочим объемом двигателя 1,1¸1,799 литра, масса снаряжен­ного автомобиля от 800 до 1149 кг, 08 - номер модели, 1 – номер модификации.

По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомо­били, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.

При классической компоновке автомобиля его двигатель располо­жен спереди, а ведущими являются задние колеса.

Отечественные автомобили ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107, «Жигули» и «Москвич-2140» имеют классичес­кую схему компоновки с передним расположением двигателя, от кото­рого крутящий момент передается на задние ведущие колеса.

Преимущества классической компоновки:

- Отработанные в течение многих десятилетий технологии изготовления;

- Простота изготовления (не нужны шарниры равных угловых скоростей и пр.);

- При подъеме в гору нагружаются ведущие задние колеса;

Недостатки классической компоновки:

- Повышенный (по сравнению с передним приводом) расход топлива, поскольку тяговая сила направлена вдоль продольной оси автомобиля;

- Повышенный (по сравнению с передним приводом) вес автомобиля на 150÷120 кГ.

- Ведущие колеса не достаточно нагружены, поэтому склонны к пробуксовке и заносу;

- Необходим тоннель для карданной передачи через весь салон автомобиля, это уменьшает полезный объем салона;

Заднеприводная схема компоновки характерна тем, что двигатель рас­положен сзади и задние колеса яв­ляются ведущими. Такую схему компоновки имели автомобили ЗАЗ-967 Запорожского автомобильного завода «Коммунар» и др.

 

Преимущества заднеприводной компоновки:

- Повышенная нагрузка на ведущие задние колеса;

- Нет необходимости делать тоннель в полу автомобиля для карданной передачи, поэтому салон имеет несколько больший объем;

- При подъеме в гору дополнительно догружаются ведущие задние колеса;

Недостатки заднеприводной компоновки:

- Повышенный (по сравнению с передним приводом) расход топлива, поскольку тяговая сила направлена вдоль продольной оси автомобиля;

- Двигатель и агрегаты трансмиссии работают в пыли, идет их повышенный износ;

При переднеприводной компоновке автомобиля, его двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.

Переднеприводными легковыми автомо­билями являются ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2110, -2112, -2115 и др. Они имеют попе­речное расположение двигателя.

 

Преимущества переднеприводной компоновки:

- Есть возможность поперечного расположения двигателя, что позволяет добиться компактного размещения силового агрегата, экономит объем и снижает (по сравнению с классической компоновкой) вес автомобиля на 120¸150 кГ;

- Сила тяги на ведущих передних колесах всегда направлена в сторону их движения (в итоге пониженный [по сравнению с классической компоновкой] расход топлива и улучшенные показатели управляемости и устойчивости);

- Нет необходимости делать тоннель в полу автомобиля для карданной передачи, поэтому салон имеет несколько больший объем;

- Повышенная нагрузка на передние ведущие колеса.

Недостатки переднеприводной компоновки:

- При движении автомобиля в гору его ведущие колеса разгружаются, поэтому склонны к пробуксовке и заносу;

- Колеса задней оси переднеприводного автомобиля мало нагружены, поэтому при торможении они склонны к блокированию и заносу.

Полноприводные легковые автомобили.

Подавляющее большинство полноприводных легковых автомобилей имеют колесную формулу 4 х 4 (см. рисунок). Схемы трансмиссий таких автомобилей весьма разнообразны, в зависимости от выполняемых ими функций.

 

а)

Полноприводные автомобили с раздаточной коробкой и блокируемыми межосевым и межколесным дифференциалами, обеспечивают высокую проходимость и большую силу тяги на колесах. Такая схема трансмиссии обеспечивает наряду с высокой проходимостью, хорошую устойчивость и управляемость (и в первую очередь на дороге с плохим сцеплением).

 

б)

Полноприводные автомобили имеющие трансмиссию с межосевым дифференциалом обеспечивают хорошую устойчивость и управляемость (и в первую очередь на дороге с плохим сцеплением). Это обеспечивается за счет того, что схема трансмиссии позволяет равномерно распределять тяговую силу между ведущими колесами передней и задней оси. Она в меньшей мере пригодна для повышения проходимости, хотя и несколько повышает её. Такие схемы трансмиссии характерны для автомобилей Тойота – Камри 4WD Full-Time, и многих других.

в)

Полноприводные автомобили без межосевого дифференциала обеспечивают несколько режимов работы трансмиссии (2-WD; 4-WD; Lock).

1) В режиме 2-WD электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси не блокируется, и автомобиль движется с приводом только на передние колеса. При этом он становится переднеприводным;

2) В режиме 4-WD электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси блокируется только когда частота вращения передних колес станет на 10% больше, чем задних. При этом обеспечивается хорошая устойчивость и управляемость (на дороге с плохим сцеплением). В этом режиме схема трансмиссии позволяет равномерно распределять тяговую силу между ведущими колесами передней и задней оси, и мало пригодна для повышения проходимости. Такие схемы трансмиссии характерны для автомобилей Ниссан – Х-Трейл, Хонда C-RV и многих других;

3) В режиме Lock электромагнитная муфта в корпусе главой передачи задней оси жестко блокируется. При этом обеспечивается жесткая кинематическая связь между передней и задней осями. В этом режиме схема трансмиссии повышает проходимость автомобиля. В этом режиме запрещается движение по дорогам с твердым покрытием, поскольку это приводит к повышенному расходу топлива, износу шин и износу деталей трансмиссии. Такой режим работы трансмиссии характерен для автомобилей Ниссан – Х-Трейл и других.

 

Автобусы создаются на основе агрегатов базовых грузовых ав­томобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные ав­тобусные агрегаты - П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. д. Широкое распростра­нение получили также микроавтобу­сы, выпускаемые на базе легковых автомобилей.

Общими признаками классифика­ции автобусов являются их общая компоновка и особенности устройст­ва кузова.

Общая компоновка автобусов оп­ределяется их назначением, формой кузова, пассажировместимостью, числом осей, колесной формулой и расположением двигателя.

По назначению автобусы разделяются на городские (внутри­городские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.

По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на вагонного типа, капотные и короткокапотные (рис. 5, а, б).

 

 

Рис. 5. Классификация автобусов по общим признакам:

а — вагонного типа: 1, 2 - одиночные; 3 - сочленённый с прицепным звеном;

б — капотные (4)и короткокапотные (5 - 7);

в — этажные: 8 - 1 1/4 - этажные; 9 - полутораэтажные; 10 -двухэтажные;

г — открытые: 11 - без крыши; 12 - с крышей.

 


Автобусы вагонного типа создают­ся путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность та­кого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирносоединяемых) между со­бой звеньев.

Капотные и короткокапотные ав­тобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.

По пассажировместимости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. Классификация автобусов

  Класс автобуса
особо малый малый средний большой особо большой
Ин­декс класса          
Длина автобуса, м до 5,0 6,0 ÷ 7,5 8 ÷ 9,5 10,5 ÷ 12 16,5 ÷ 24

 

В по­следний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы.

По числу осей автобусы мо­гут быть двух, трех и четырехос­ными.

По колесной формуле - полноприводные (со всеми веду­щими колесами) 4х4,6х6 и неполноприводные 4х2,6х4 и 8х4.

По расположению дви­гателя компоновочные схемы ав­тобусов разделяются с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противо­лежащими цилиндрами, расположен­ным между лонжеронами рамы под полом кузова.

По особенностям устройства кузо­ва автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.

По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1 ÷ 7 (рис. 5, а, б), 1 1/4 -этажные 8 (рис. 5, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полу­тораэтажные 9, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1700÷1800 мм и двухэтаж­ные - 10.

В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтаж­ные автобусы, обеспечивающие наи­лучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабель­ностью для пассажиров.

По герметизации кузова автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распростра­нение получили закрытые кузова. При наличии установки для конди­ционирования воздуха окна пол­ностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют от­крывающиеся окна.

Открытые кузова 11 и 12 приме­няются на автобусах (рис. 5, г), используемых в южных районах. Они могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съем­ным тентом.

Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный ин­декс. Первая цифра индекса означает класс в зависимости от его длины (см. табл.5)

Вторая цифра - его вид, третья и четвертая - номер модели. Буквы перед цифрами означают название завода-из­готовителя:

 

Пример: маркировка ЛиАЗ-5256 информирует: Цифра 2 – говорит о том, что это автобус. Изготовлен на Ликинском автобусном заводе. Индекс 5 показывает, что автобус имеет длину, в пределах 10,5 ÷ 12 м. а цифры 56 указывают на номер базовой модели. (Реальная длина ав­тобуса ЛиАЗ-5256 составляет 11,4 м.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.