Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в государстве и праве России на рубеже XIX-XX вв

Ее организационно-правовое развитие и особенности

Становление конституционной монархии в России,

Буржуазно-демократических революций (1905-окт.-1917 гг.)

 

В этой теме можно выделить 3 обособленных в государственно-правовом отношении периода:

1) буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.;

2) первая мировая война (1914-1918 гг.);

3) февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г., приведшая к падению монархии.

 

На каждом из указанных периодов Российское государство и общество находились в состоянии социально-политического и экономического кризиса, поэтому были особенно подвержены государственно-правовым преобразованиям, в том числе и не оправданным, спонтанным.

В годы первой мировой войны государство и право действовали и применялись в режиме чрезвычайного положения, что также необходимо учитывать.

 

 

Состояние государства и его правовой системы во многом определяется уровнем экономического развития страны. Рассматриваемый период стал исключением. Экономика России в 1893-1899 гг. была на подъеме и заступивший на престол император Николай II не был настроен на реформы, заявляя, что его больше интересует рост благосостояния народа (1895 г.).

Однако, перед Россией на рубеже XIX-XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками

 

Возникли и получили развитие монополии в банковской и промышленной сфере.

 

Усилия правительства были направлены на финансовую стабилизацию и обеспечение благоприятных внутренних и внешних условий для роста экономического производства. С этой целью в 1894 г. была введена государственная монополия на вино-водочную продукцию, которая позволила значительно пополнить казну и приступить к денежной реформе.

 

Денежная реформа была проведена в 1897 г. под руководством талантливого государственного деятеля России С.Ю. Витте. Она завершилась стабилизацией курса рубля, увеличением золотого запаса страны, сбережением его от вывоза за рубеж. Рост экономики привлек иностранных инвесторов в Россию.

 

Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капиталах. К концу XIX в. в России были созданы крупнейшие монополистические объединения с преимущественным влиянием англо-французского капитала. Поэтому разразившийся в нач. XX в. мировой экономический кризис больно ударил и по России с ее преимущественно иностранными финансовыми вложениями в экономику.

 

Следует отметить сильное отставание социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т.д.

Особую тревогу у правительства вызывал «Крестьянский вопрос». Пытаясь упредить нежелательное развитие событий, правительство в нач. XX в. предпринимает, попытки реформирования села. В 1902 г. были учреждены: Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности и Редакционная Комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах при Министерстве внутренних дел.

В 1903 г. Особое совещание и Комиссия при МВД подготовили проект реформ крестьянского законодательства, который в 1904 г. был вынесен на рассмотрение в губернии. Однако реформу отложили из-за развития революционных событий. Но кое-что успели реализовать:

­ в 1902 г. были отменены телесные наказания для крестьян;

­ в 1903 г. – круговая порука в сельской общине, что значительно упрощало выход из общины зажиточных крестьян.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

 

В 1903 г. была принята новая (5-я по счету) редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», в которых более четко определялось понятие преступления, сокращалось число составов преступлений, упрощалась система наказаний. Все остальное, включая категории преступлений, было сохранено в прежней редакции.

 

Таким образом, к нач. XX в. в России экономический кризис усугублялся пережитками крепостничества в деревне обострением национальных и национально-религиозных противоречий, позорным поражением России в войне с Японией (русско-японской войне). Период видимого благополучия закончился, нарастала социально-политическая напряженность, а это способствовало нарастанию революционных настроений.

 

Идеи конституционализма появились в России еще в период законотворческой деятельности М.М. Сперанского, в нач. XIX в. Однако, им суждено было реализоваться хотя бы частично, лишь в нач. XX в., под напором революционных событий.

 

В нач. 1905 г. самодержавие разработало концепцию «Правительственного конституционализма», предполагавшую дополнение абсолютизма представительными учреждениями совещательного характера. Эта концепция была воплощена в ряде законодательных актов, подготовленных комиссией под руководством министра внутренних дел А.Г. Булыгина:

­ Манифест от 6 авг. 1905 г. «Об учреждении Государственной думы»

­ Положение о выборах в Государственную думу.

 

Другими важнейшими документами на пути конституционного строительства в России стали:

­ Манифест 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»

­ Основные законы от 23 апр. 1906 г.

Манифест от 6 авг. 1905 г. провозглашал незыблемость самодержавной власти, а Государственная дума носила совещательный характер.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, которое лишало большинство населения возможности участвовать в выборах.

Выборы проходили по 3-м куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Избирательного права лишались рабочие, батраки, мелкая и средняя буржуазия и др. категории населения.

К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.

Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

 

17 окт. 1905 г. был обнародован подготовленный Витте С.Ю. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», а 11 дек. 1905 г. Закон об изменении положения о выборах в Государственную думу.

Манифестом объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Он провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.). Манифест предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширил права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власт ь.

 

20 фев. 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция:

­ разработка и обсуждение законодательных предположений,

­ утверждение государственного бюджета,

­ обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.

Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на 5 лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

 

Одновременно (тоже 20 фев. 1906 г.) с учреждением о Государственной думы, было также рассмотрено и утверждено новое Положение о Государственном Совете.

Государственный Совет становился верхней палатой зарождавшейся парламентской системы, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Подготовленные и принятые думой законопроекты поступали на обсуждение в Государственный Совет, а затем после одобрения к императору на утверждение.

Устанавливался новый порядок формирования Государственного Совета: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, Синодом, крупными промышленными и торговыми объединениями, Академией наук и Университетами.

Члены Государственного Совета избирались на 9 лет с обязательным обновлением его состава на 1/3 через каждые 3 года.

Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

 

23 апр. 1906 г. были приняты и утверждены императором Николаем II Основные государственные законы, в которых закреплялась 2-х палатная парламентарная система, и сохранялись широкие полномочия самодержавной (императорской) власти, хотя в Основных законах устранялась характеристика власти императора, как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».

В соответствии со ст. 7 Основных законов император осуществлял власть «… в единении с Государственным Советом и Государственной думой». Основные законы 1906 года представляли Государственному Совету и Государственной думе право законодательной инициативы, а также право утверждать, отклонять или дорабатывать законопроекты, представляемые правительством. В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

 

Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ.

 

Так в России законодательно оформлялась конституционная монархия, не получившая на практике широкого развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие права во 2-ой половине ХIХ в | Изменения в общественном строе в результате революции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.