Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Муниципальная собственность

Экономика местного самоуправления – это закреплённая нормами права совокупность методов и средств управления хозяйственным комплексом и финансами муниципального образования в интересах населения муниципального образования.

Экономика муниципального образования составляет третий уровень единой экономической системы страны (схема 1). Являясь элементом (уровнем) единой экономической системы страны, муниципальная экономика руководствуется сформулированными для неё конституционными принципами, но регулируется едиными для всей экономики законами.

 

 

 


Схема 1.

 

 

В силу единства и целостности национальной экономики экономика муниципального образования связана и взаимодействует с её другими элементами, прежде всего – с экономикой государства и экономикой субъектов Федерации. Муниципальную экономику, в свою очередь, «подпирает» экономика предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, а также семейная экономика его населения.

В качестве важнейших источников права, регламентирующих экономические отношения с участием муниципальных образований, выступают Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, Бюджетный, Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы Российской Федерации, иные федеральные законы, законы субъектов Федерации. Нормы федеральных и региональных законов преломляются в правилах управления муниципальной экономикой, закрепляемые в уставах муниципальных образований.

Экономика муниципального образования соотносится с экономической основой местного самоуправления как предмет правового регулирования – совокупность общественных отношений соотносится с самим правовым регулированием этих общественных отношений.

 

 

Как мы уже знаем, 131-й закон (статья 49, ч. 1) говорит об экономической основеместного самоуправления, определяя её как находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Из закона следует, что находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют материальную основу муниципальной собственности.

В качестве собственника муниципальной собственности согласно статье 215 Гражданского кодекса выступают муниципальные образования.

В советские времена понятие муниципальной собственности отсутствовало по причине отсутствия местного самоуправления как узаконенной формы народовластия. Понятие «муниципальная собственность» как правовая категория было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР». Правовой статус муниципальной собственности устанавливает Конституция РФ (статья 8, ч. 2): муниципальная собственность признаётся и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности.

Принятие в июле 1991 года Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»[5] поставило в повестку дня вопрос о наделении муниципальных образований собственностью, необходимой им для реализации своих полномочий. Принципиально данный вопрос был решён путём разграничения имевшейся на тот момент в Российской Федерации государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. «О разграничении государственной собственно­сти в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собствен­ность»[6] право муниципальной собственности возникло на следующие виды объектов:

- жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации);

- жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, входящие в состав муниципальной собственности;

- объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

- учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Это право распространялось как на объекты, находившиеся в ведении исполкомов местных Советов, так и на большинство ведомственных объектов.

При этом вопрос о земле как муниципальной собственности оставался открытым вплоть до 2001 года, когда был принят Федеральный за­кон «О разграничении государственной собственности на землю»[7].

Закон, вступивший в силу 20 января 2002 г., установил правовые основы разграничения государственной собственности на землю. Земли, находившиеся в государственной собственности, подлежали переводу в собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно статье 5 этого закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

- земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населённых пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

- земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности (за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 указанного Федерального закона);

- земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

В качестве цели разграничения государственной собственности Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года определяло ускорение процессов приватизации во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

В результате приватизации значительная часть объектов госсобственности, изначально предназначавшейся для передачи органам местной власти, оказалась в частных руках. По данным Счётной палаты РФ доля государственной собственности в структуре собственности России к 2003 году сократилась с 95,8 до 4 процентов, доля муниципальной собственности составила 6 процентов[8].

Негативным результатом приватизации для муниципальных образований и населения стала массовая распродажа объектов социальной сферы как «непрофильных». Эти объекты приобретались предпринимательскими структурами по заниженным ценам в целях последующего перепрофилирования[9].

Ошибки и упущения, а порой и прямой ущерб государственным и муниципальным интересам, допущенные в процессе приватизации в период 1993 - 2003 годов, Счётная палата РФ объясняет несовершенством законодательного и организационного обеспечения приватизации.

Попытки преодоления несовершенства федерального законодательства предпринимали субъекты Федерации. Так в 1999 году был принят закон Белгородской области «О порядке передачи объектов областной собственности в муниципальную собственность»[10], в 2002 году – закон «О цене земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»[11].

Закон «О порядке передачи объектов областной собственности в муниципальную собственность» определил основания и порядок передачи объектов государственной собственности Белгородской области в муниципальную собственность. Согласно статье 2 этого закона основаниями передачи объектов государственной собственности Белгородской области (или областной собственности) в муниципальную собственность являются:

а) соответствие объекта функциональному назначению объектов, имеющих местное значение;

б) соответствие объекта функциональному назначению объектов, необходимых для осуществления комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

в) частичное содержание и финансирование объектов государственной собственности Белгородской области за счёт средств местного бюджета;

г) предполагаемое завершение строительства объектов государственной собственности Белгородской области, за счёт средств местного бюджета при условии, что сумма средств, необходимая для завершения строительства, превышает сумму вложенных средств с согласия органов местного самоуправления на завершение строительства;

д) необходимость освобождения государственных органов исполнительной власти Белгородской области от несвойственных им функций в хозяйственно-экономической сфере.

Закон Белгородской области «О цене земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» упорядочил ценообразование при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устранив тем самым существовавшее до этого произвольное ценообразование.

Передача объектов государственной собственности Белгородской области осуществляется как на безвозмездной, так и на возмездной основе.
Определение размера возмещения при передаче объекта областной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[12]. В отдельных случаях (пункты "в", "г", "д" статьи 2 цитируемого закона – см. выше) закон допускает передачу объектов областной собственности только с одновременной передачей финансовых средств на их содержание (реконструкцию, восстановление и завершение строительства).

К настоящему времени ситуация с муниципальной собственностью в значительной степени стабилизировалась. Приостановлена её необоснованная распродажа. Муниципальные образования, во главе которых появляется всё больше инициативных и реально болеющих за общее благо руководителей, ведут работу по упрочению материальной основы местного самоуправления, оптимизации структуры муниципальной собственности в целях удовлетворения насущных потребностей населения муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» классифицирует муниципальное имущество по двум признакам: а) по его назначению и б) по его принадлежности определённому виду муниципального образования.

По назначению муниципальное имущество делится на 4 категории:

1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также для организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ запрещает использовать муниципальное имущество на иные цели, помимо перечисленных выше. Согласно пункту 5 статьи 50 в случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для реализации указанных выше целей, данное имущество подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

По принадлежности закон дифференцирует муниципальное имущество поселения, муниципального района и городского округа. Разграничение объектов муниципальной собственности осуществлено в соответствии с разграничением полномочий между различными муниципальными образованиями (поселениями, муниципальными районами, городскими округами) по принципу: каждое полномочие должно обеспечиваться соответствующим объектом муниципальной собственности.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населённых пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться практически все перечисленные для поселений виды имущества, однако имеются и отличия.

В состав имущества муниципального района могут входить:

- имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района (исключено имущество для тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов – они остались в прерогативах поселения);

- автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

- имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

- имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

- имущество межпоселенческих библиотек;

- земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

- пруды, обводнённые карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

- имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться практически все виды имущества, перечисленные в перечнях для поселений и муниципальных районов, за исключением тех, которые призваны решать задачи межпоселенческого характера.

Федеральный закон 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления вести реестры муниципального имущества. Порядок ведения таких реестров устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России).

Анализ приведённых данных о составе и назначении муниципальной собственности позволяет выделить её основные признаки и свойства [13].

Муниципальная собственность:

- относится к обязательным атрибутам муниципального образования наряду с местным бюджетом и органами местного самоуправления;

- является материальным выражением муниципальной власти, призванной обеспечить основы жизнедеятельности населения муниципального образования;

- является объектом управления.

Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления реализуют имущественные права муниципального образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международных отношений | Вопрос 2. Муниципальная собственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.