Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык как основополагающий феномен человеческого бытия. Функции языка

Тот факт, что без языка невозможна жизнь в обществе, всем известен. Известно также и то, что язык современной развитой культуры ‒ настолько сложная и богатая система, что её невозможно охватить интеллектом одного человека. Осознание этого вызывает вопросы: какая же часть системы род-ного языка должна быть усвоена отдельным человеком и в какой мере, что является критерием отбора языковых явлений для языка индивидуума? Ключ для ответа на поставленные вопросы помогает получить наука лингвистика и, прежде всего, такая её дисциплина как культура речи.

Лингвистика, философия исходят в объяснении феномена языка из его знаковой природы. Знак – это особый объект, имеющий материальную сущ-ность (т.е. форму, воспринимаемую человеческими органами чувств), кото-рый служит для замещения всех других объектов, известных человеку. Замещаемыми объектами могут быть материальные предметы, их свойства, действия с предметами (процессы), явления, характер отношений между предметами и даже те образы, возникающие в сознании человека, которые не имеют отношения к действительности («русалка», «домовой»), ‒ всё, что окружает человека в объективной реальности, а также существует в его субъ-ективном представлении о ней. Замещение объектов другими объектами ‒ знаками ‒ позволяет упоминать об объектах в их отсутствие и производить с ними различные операции, не прикасаясь к ним, – с помощью мышления.

Знак, выполняя замещающую функцию, имеет не только матери-альную сущность (воспринимаемую органами чувств человека), но и иде-альную, так как всегда является носителем значения (или нескольких значений).

Что в языке является знаком, по определению, обладающим двусто-ронностью? Звук? Буква? Слог? Слово? Морфема? Запятая? Если знаком является то, что материально и что замещает объект (то есть имеет значение), то такое языковое явление как звук, например, нельзя рассматривать в качестве знака. Наиболее типичным языковым знаком является слово.

Пристальней рассмотрим то, что замещается словом. Возьмём, к при-меру, слово «снег» в словаре жителя южной части страны и жителя севера. Мы обнаружим, что содержание того, ч т о этим словом замещается, у южан и северян несколько различается: у северян, снег может рассматриваться, например, как материал для строительства жилища. Северянин наблюдает снег гораздо дольше, чем южанин, и знаком с теми его свойствами, которые южанин в силу климатических условий не может наблюдать. Другим примером может быть слово «бабочка» в словаре обычного человека и специалиста в области энтомологии. Оба примера говорят о том, что знак замещает не столько сам объект, сколько познанные нами его свойства (или свойства, приписываемые ему в силу верований, заблуждений и предрассудков).

Снова обратимся к слову «бабочка». Оно может относиться к каждой бабочке, летающей над какой-нибудь поляной, хотя бабочки могут быть на-столько разными по цвету, размерам, особенностям формы, что в обиходе, в отличие от науки, иногда могут и не называться этим словом. Слово «ба-бочка» говорит нам не просто о каком-то конкретном объекте, а об объекте как представителе класса объектов, объединённых существенными, специфи-ческими свойствами (в обиходе и в науке эти свойства могут разниться). Знак обобщает. Обобщающая функция знака, безусловно, облегчает задачу наиме-нования объектов (не надо придумывать название для каждого конкретного объекта). Но главное в том, что эта функция потребовала формирования у человека мыслительных операций, позволяющихвыделять во всех объектах существенные, закономерные свойства, отсеивать случайные. Эти операции называются анализом, абстрагированием, сравнением и синтезом. Они обеспечиваютформирование понятий ‒ представлений о предметах как о классах предметов. Понятие ‒ форма мышления; элементарная мысль, о наиболее общих, существенных и специфических свойствах, связях и отно-шениях объектов. И понятие, и названные мыслительные операции входят в число основных категорий логики ‒ науки о формах и законах современного человеческого мышления, в том числе и научного.

Итак, слово является материальным носителем понятия. Человеческое мышление преимущественно является вербальным, т.е. словесным. В созна-нии каждого человека имеются только те сущности, которые диктует ему его словарь.

Однако функция слова не только номинативная (замещающая, обоб-щающая и называющая). Слова, присоединяя к себе по тем или иным осно-ваниям другие слова, а также другие языковые знаки морфемы, могут отражатьпознанные нами отношения между разнообразными объектами, между объектами и всем окружающим миром, что расширяет возможности мышления. Основными знаками языка, отражающими такие отношения, являются морфемы и предложения: повествовательные, вопросительные, по-будительные, односоставные и двусоставные, простые и сложные и т.п. С их помощью человек может описывать мир и ставить в нем эксперименты (в частности, благодаря способности задавать вопросы, обозначать проблемы). Однако необходимо подчеркнуть, что на таком языковом уровне ‒ уровне отдельных предложений или ряда предложений, связанных общей темой, ‒ человек в своём мышлении остаётся только в рамках эмпирического знания.

Самый высокий уровень мышления человека достигается благодаря способности к построению умозаключений - особых логических форм. Умозаключения реализуются в текстах особого рода (рассуждениях, доказательствах). Они отличаются от других текстов тем, что в них всегда имеются предложения- посылки и предложение- заключение (вывод), связанные между собой определёнными логическими правилами вывода. Такие тексты несут принципиально новое, не имеющееся в опыте, теоретическое, знание. В логике известны три основных типа умозаключений: дедукция, индукция и аналогия. Каждое из них предъявляет свои требования к посылкам, имеет свои правила вывода. В качестве примера можно привести следующее рассуждение (в форме дедукции):

 

Посылка 1. Получить новые открытия1 в области философии нельзя без логических умозаключений2..

Посылка 2. Все философские умозаключения2. производятся на основе специального языка науки3..

Вывод:

Получить новые открытия1 в области философии невозможно без владения специальным языком науки3..

Именно благодаря способности к умозаключениям человек в своём мышлении способен вырваться не только за пределы своего опыта, но и за рамки, в какие он заключён языком, которым владеет, и познать нечто боль-шее, чем дано ему языком. Так в науке появляются новые абстрактные поня-тия, создаются гипотезы, например, гипотеза существования Атлантиды. Но это вовсе не означает, что язык утратил власть над человеческим мышле-нием, сознанием. Это значит только то, что чем лучше человек владеет язы-ком, тем большую степень свободы в познании окружающего мира он получает.

Итак, можно заключить, что язык детерминирует, задаёт наше мышле-ние, организует его и расширяет его возможности, выходящие за пределы языка. В языкознании давно признаётся факт «тирании слов». Основатель науки о языке Вильгельм фон Гумбольдт утверждал в середине 19 века, что «человек живёт с предметами так, как преподносит ему язык… Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка». В 21 веке наука, возможно не столь категорично, так же признаёт, что мышление, сознание человека всегда в известной мере в плену родного языка. (Однако, признавая это, не стоит забывать о том, что человеку свойственно не только вербальное мышление, но и чувственное, довербальное, что существует и такой способ познания как озарение ‒ инсайт, по терминологии психологов.

О важнейшей роли языка в процессах мышления свидетельствуют и русские поговорки: «Язык голову кормит», «Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь».

Основополагающая функция, которую выполняет в жизни человека язык, и о которой шла речь выше, называется когнитивной (мыслительной, познавательной).

Из когнитивной функции вытекает кумулятивная (аккумулятивная) функция. Она чрезвычайно важна для сохранения народа и развития его культуры. Язык – это основное вместилище опыта народа, накопленного в течение всей истории его существования. Прежде всего через язык этот опыт передаётся из поколения в поколение. Таким образом, с помощью языка осу-ществляется культурная преемственность поколений и тем самым создаются предпосылки для поступательного развития общества. Долг каждого поко-ления сохранить и преумножить богатства родного языка.

Следующая, не менее важная функция языка, обусловлена тем, что че-ловек формировался и жил тысячелетиями как существо социальное. Только совместная деятельность позволяла человеку выжить в противостоянии с природой. Совместная деятельность является условием нашего более благо-получного существования и сейчас.

Для совместной деятельности необходимо общение ‒ в целях ее координации и оптимизации. Звуковой язык стал самым подходящим сред-ством общения людей и превратился в одно из орудий их деятельности. Таким образом, в человеческом обществе язык выполняет ещё одну осново-полагающую функцию – коммуникативную.

В современном мире человеческая деятельность чрезвычайно услож-нилась, усложнились и формы взаимодействия людей, язык их общения. Подготовка к такой деятельности требует специальных длительных усилий и не может не включать в себя обучение родному языку как важнейшему ин-струменту профессиональной и социальной деятельности.

Частными проявлениями коммуникативной функции языка являются фатическая (контактоустанавливающая), и волюнтативная (побудитель-ная) функции.

Фатическая функция реализуется в приветствиях, выражениях типа «Как дела?», «А вот и я!», «Хочу сказать несколько слов», в словоформах «послушайте», «знаете» и т.п. В фатической функции выступает разговор о погоде, когда ещё не обозначился предмет, интересный для обоих собеседников.

Волюнтативная функция особенно ярко выступает в языке рекламы, в речи политиков, в обиходно-бытовой сфере общения. Самый распро-странённый языковой способ выражения побудительных намерений – ис-пользование форм повелительного наклонения, а также разнообразных смяг-чённых форм: «Не хотели бы вы…?», «А не поехать ли нам завтра …».

Лингвисты отмечают также и другие функции языка. Эмотивная (экс-прессивная) функция проявляется в выражении субъективного отношения к предмету речи. Эмоция – одна из форм отражения действительности. Язык пронизан эмотивными формами. Это междометия, устойчивые синтак-сические конструкции типа «Вот это да!», «С какой стати?», экспрессивные интонации: «Ну и нарисовал!», «Сколько цветов!», уменьшительно-ласка-тельные суффиксы, эмоционально окрашенная лексика: «лик», «рожа», «ро-жица», «физиономия». Эстетическая функция направлена на создание форм посредством языка, соответствующих представлениям о прекрасном. Может выражаться в стремлении к благозвучию при отборе слов слов, в звукописи (известные пушкинские строки об осени) и в других средствах. Наиболее ши-роко проявляется в художественной литературе.

Сказанное можно резюмировать с помощью следующего определения понятия «язык». Язык – это стихийно возникающая в человеческом обще-стве и развивающаяся система дискретных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации, а также орудием мышления и способная вместить в себя всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Каждый компонент языковой системы противопоставлен другим, что наделяет его значимостью.

Языковая система состоит из четырёх основных подсистем (ярусов, уровней). Нижний ярус, над которым надстраиваются все остальные, назы-вается фонетическим, его единицами являются звуки, находящиеся в сис-темных отношениях друг с другом. Следующий ярус состоит из морфем и называется морфологическим. Третий ярус ‒ лексический, состоит из слов. Верхний ярус – синтаксический, его единицами являются словосочетания и предложения.

Таким образом, языковая система является многоуровневой. Каждый уровень представлен совокупностью относительно однородных единиц. Еди-ницы одного уровня способны сочетаться друг с другом. Единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую.

Глубокое понимание роли языка в развитии как общества, так и лич-ности человека, его интеллекта и профессиональных качеств обязывает нас осознанно стремиться к расширению своих языковых возможностей.

Русский язык – богатейшая система. В какой же мере мы можем и должны овладеть им, чем должна определяться эта мера? Имея предста-вление о сущности и функциях языка, получая знания из учебного курса по русскому языку и культуре речи каждый способен определить эту меру для себя сам. В любом случае необходимо обращение к качественной художе-ственной литературе и публицистике, чрезвычайно важна практика общения (хотя бы пассивного, с помощью телеэкрана) с авторитетными деятелями науки и культуры и просто образованными, культурно развитыми людьми.

Ответственное отношение к собственному языку создаёт необходимые предпосылки для сохранения национального языка, развития страны и её богатейших культурных традиций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила переведення чисел із однієї системи числення в іншу | Деление клетки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.