КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг
Советской художественной самодеятельности Характерные черты и основные тенденции развития
1. Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг. 2. Специфика развития «самодеятельности» в СССР 1930-х – начала 1950-х гг. 3. Эволюция советской художественной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.
Предмет спецкурса – история любительского художественного творчества (в советской терминологии «художественной самодеятельности трудящихся») в СССР. Цели спецкурса: 1. Показать взаимодействие фольклора, профессионального искусства и любительства. 2. Определить основные направления и этапы государственной политики в области культуры и искусства, в т.ч. самодеятельного. 3. Определить возможности автономного развития самодеятельности и нейтрализации импульсов государственной политики. 4. Выявить особенности трех вышеназванных сюжетов в конкретных сферах художественной самодеятельности: театре, музыке, хореографии, изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, фотолюбительстве.
Степень изученности. Относительно недавнее систематическое обращение к теме со стороны искусствоведов (1980-е гг.) Причины: 1. Рост интереса к истории повседневности и «маленького» человека. 2. Самодеятельность как место пересечения профессионалов и любителей, городского и сельского, государственного и общественного, «высокой» и «народной» культуры, праздника и будней, сфер политики и повседневного выживания. Наиболее весомый продукт исследований подготовлен искусствоведами: Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. В 3-х томах, СПб, 1995 – 2000.
Выдающийся, по сравнению с другими периодами, вклад в развитие советской культуры.
Причины: - теоретическая связь с задачами создания «пролетарской культуры будущего»; - инструментализация государством в злободневных агитационных целях; - самодеятельность как экспериментальная площадка для революционных исканий новых художественных форм в искусстве; - творческое сотрудничество профессионалов и любителей (а не формальное «шефство» более поздних периодов); - «многоукладность» художественной самодеятельности (сосуществование и взаимодействие новых форм и жанров самодеятельного искусства со старыми – фольклорными и «учеными»).
Причины «смычки» профессионалов и любителей: 1) Революционный эксперимент, поиск новых стилей, жанров, способов бытового сосуществования деятелей искусства (студия как актерская коммуна). 2) Необходимость выживания в экстремальных обстоятельствах.
Особенности революционного быта: 1) Военизация (доминирование военнослужащих в военных методов в политике и экономике); 2) Формирование нового общественного быта (митинги, праздники, субботники, физкультдвижение, самодеятельность и т.д.). 3) Сосуществование человека в разных (часто – контрастных) сферах быта. 4) Усиленное взаимодействие различных слоев культуры. 5) Начало борьбы с фольклором и прежними формами культуры как «отсталыми». 6) Наличие нескольких концепций развития художественной самодеятельности: - «творческой» (детище «военного коммунизма); - «просветительской» (1920-е гг.); - «досуговой» (с сер. 1920-х гг.).
«Творческая» концепция самодеятельности (Пролеткульт): 1) Новое искусство – результат творчества революционных масс. 2) Цель – создание новых форм культуры и ее бытования. 3) Художественная студия (затем – единый художественный кружок) как организационно-творческая основа самодеятельности. 4) Переделки (компилятивно-бытовой монтаж) для заполнения репертуарного вакуума.
5) Агитационная, «авральная» самодеятельность (инсценировки, агитсуды, живгазеты) на злобу дня. 6) Театроцентризм, превращение других направлений (хорового, музыкального, изобразительного и др.) в подсобно-оформительские.
«Просветительская» концепция: 1) Приобщение масс к культуре. 2) Изучение и освоение культурного наследия. 3) Самодеятельность – фронт борьбы за культурную революцию (основа спецобразования в институтах культуры и культпросветучилищах). 4) Ориентация на образцы профессионального «высокого» искусства. 5) Преуменьшение роли «самоделания», приоритет подражания.
«Досуговая» концепция: 1) Ориентация на «здоровый отдых» и «культурные» («разумные») развлечения. 2) Рабочий клуб как центр коллективного отдыха. 3) Семейные номера трех типов: - концерт силами приглашенных артистов, завершающийся танцами; - выступление художественных кружков, дополненное стихийным выступлением зрителей; - концерт кружков и солистов по заранее подготовленной программе плюс «затейничество». 4) эволюция от «домашних» форм развлечения к «культурному обслуживанию» эстрадно-концертного типа.
Стилевая специфика художественной самодеятельности 1917 – 1932 гг. 1) Агитационность – ориентация на борьбу в постоянно меняющихся обстоятельствах. Объекты агитации: - «Непхалтура» (буржуазная массовая культура); - прогульщики, лодыри, пьяницы и пр. - с конца 1920-х гг. – «спецы»-вредители, кулаки и проч.
2) Монтажность (компилятивно-бытовой монтаж) – компановка ряда фактов (событий, сцен, картин), объединенных общей агитационной идеей (отражение мозаичной реальности – в духе общих поисков В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Родченко, Д. Шостаковича).. 3) Синтетичность – соединение разнородных материалов, приемов, выразительных средств, принадлежащих разным жанрам, стилям, видам искусства (апробировано в праздничной культуре). Гибридность как отражение конгломеративности сознания и многоукладности культуры.
Международные связи: 1. Контакты – через международное коммунистическое движение. 2. Добровольный характер обмена опытом (взаимные гастроли). 3. Преобладание связей с театральной самодеятельностью (рабочими театрами) Германии и других центрально-европейских стран.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |