Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство древней Руси

Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы (три, пять или более, в зависимости от размеров храма), четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса[9] световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы — крестово-купольная. Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий - апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками[10]. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой.

В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа, унаследовавшая традиции древнего Рима. Например, широко использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили через один, а промежуточный ряд был отодвигнут вглубь и прикрыт слоем розоватого раствора с примесью цемянки (толченой керамики).

Об облике первого из известных нам каменных храмов Киевской Руси - церкви Успения Богородицы (989-996 г., разрушена в 1240 г.) - можно судить лишь по остаткам фундамента, элементам декора, письменным источникам. В 1031-36 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый "византийский" храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве — пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная церковь, он был обнесен внутренними двухэтажными галереями — гульбищем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие галереи. Также как Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс - черты, чуждые византийскому зодчеству. Очевидно ступенчатая пирамидальность, также как и многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Основные декоративные элементы фасадов - двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры (геометрический орнамент) и кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Современный вид собора - результат перестройки его в XVII в. в стиле украинского барокко. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде (1045-50 гг.) и Полоцке (50-е годы XI в.), в общих чертах повторивших плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.

Хотя каменное строительство на Руси в Х-ХI вв.велось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи(возводили храмы с очень большими хорами[11] и крещальнями, а также использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться и совкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения.

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике[12] и фреске[13]. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма - центральный купол, подкупольное пространство, алтарь (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта[14] в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и т. п.).

В XI в. несомненно было создано много произведений станковой живописи - икон[15]. Киево-Печерский патерик[16] сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI — нач. XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но большинство произведений этого периода до нас не дошло.

Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как "изображение тайных и сверхъестественных зрелищ"), выработали жесткую систему их написания (иконографический канон). По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом ("Спас Нерукотворный"), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний" (божественный) мир от мира "дольнего" (земного). Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношений (вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на иконе пронизано этим светом и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру. "Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь показывает" (Л. А. Успенский).

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т. п.), или лицевыми, т. е. иллюстративными (прориси — графическое изображение сюжета).

Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056-57 гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостное наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава" (1073)[17] имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития, в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности. Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха.


[1]Анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души в духов

[2]Осирис (Озирис) - древнеегипетский бог умирающей и воскресающей природы.

[3]Артемида - древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь Зевса.

[4]Владимир I Святославич (? - 1015) - с 969 г. князь новгородский, с 98О г. - великий князь киевский.

[5]Монотеизм (от греч. monos - один, единственный и teos - бог) - единобожие.

[6]Граффити (от ит. graffiti - нацарапанный) - древние надписи гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

[7]Канон (от греч. kanon - норма, правило) - свод положений, имеющих догматический характер

[8]Иоанн Дамаскин (ок. 675-753) - византийский богослов, первый систематизатор христианского вероучения.

[9]Парус - сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата подкупольного пространства к окружности светового барабана.

[10]Лопатка — вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

[11]Хоры - балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

 

[12]Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамичеких плиток и т. п., крепящихся на слое цемента или мастики.

[13]Фреска - живопись водяными красками по свеженаложенной штукатурке.

[14]Оранта (лат.) - молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это изображение киевляне.

[15]Икона - от греч. eiron - изображение, образ.

[16]Патерик (греч. Patеrikоn, от рatег - отец) - сборник жизнеописания монахов.

[17]Изборник Святослава — рукописный сборник, включающий различного рода выписки из богословкых сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два Изборника Святослава (1073, 1076 гг.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письменность и просвещение | Области риска
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.