Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля в системе международных экономических отношений




Международная торговля представляет собой куплю-продажу товаров и услуг, произведенных в одной стране, покупателями других стран. Она возникает и развивается на основе международного разделения труда, специализации отдельных стран на производстве определенной номенклатуры продукции. Международный товарообмен позволяет участвующим в нем странам повышать продуктивность своего произ­водства, поскольку устраняет необходимость самостоятельно произ­водить все потребляемые в них товары и услуги. Благодаря между­народной торговле страна может специализироваться в тех отраслях производства и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и ввозить в страну те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

Международная торговля — одна из наиболее развитых и тра­диционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности — собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых наци­ональных государств в IV — III тысячелетиях до нашей эры (Еги­пет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разде­ление труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле — все более динамичны­ми. Фактором, способствующим динамичному развитию между­народной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международ­ных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные госу­дарства.

Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интен­сивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьша­ются или вообще ликвидируются административные и экономи­ческие барьеры между странами.

Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществ­ления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финан­совых ресурсов.

Существенное воздействие на развитие международной тор­говли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления то­варных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальны­ми масштабами торговли — до отдельных физических лиц («чел­ноков»)), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

Международные товарные потоки в целом приобретают ог­ромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2006 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) уже превышала 10 трлн долл.

Являясь наиболее «старой» и традиционной формой между­народных экономических отношений, международная торговля товарами (вместе с международной торговлей услугами) продол­жает занимать центральное место в общей системе международных экономических отношений начала XXI в. Действительно, именно с международной торговлей так или иначе связано население всех без исключения стран современного мира. В сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников — отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня — от малых предприятий до сверхкруп­ных ТНК, участвующих в международной торговле физических лиц (индивидуалов). При этом, осуществляя внешнеторговые операции, указанные субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и весьма противоречивые процессы международной конкуренции.

Эффективность или неэффективность внешней торговли, от­крытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяй­ствующих субъектов и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в стра­ну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию оте­чественных предприятий, производящих аналогичную продук­цию, росту безработицы в стране и т.д.

Международная торговля товарами складывается из двух про­тивоположно направленных потоков — экспорта и импорта то­варов. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют по­нятия реэкспорта и реимпорта.

Экспорт — вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт — ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт — вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт — об­ратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в та­моженной и внешнеторговой статистике государства.

При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой сто­имость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международ­ной торговли — это ее номинальный объем, пересчитанный в по­стоянные цены с помощью избранного дефлятора.

Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает прежде всего тенденцию рос­та физического объема международной торговли (поставок то­варов в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенден­цию к росту, то в результате стоимостный объем международ­ной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стра­не как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в националь­ной валюте и затем переводятся в доллары США для целей меж­дународного сопоставления. Однако имеются и примеры отдель­ных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, пред­ставляющего собой стоимостную разницу между экспортом и им­портом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия актив­ного и пассивного внешнеторгового баланса). Страны мира за­интересованы в том, чтобы внешнеторговое сальдо было поло­жительным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступ­ления в страну, а тем самым создаются и предпосылки для эко­номического роста внутри страны.

Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и им­порта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт од­них стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соот­ветствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. (Учитывая специфику подсче­та экспорта во внешней торговле (на базе цен FOB) и импорта (на базе цен CIF), стоимость мирового экспорта всегда оказы­вается меньше стоимости мирового импорта — на величину суммы стоимости страхования и фрахта.

При оценке выгодности или невыгодности внешней торгов­ли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внеш­ней торговли используется такое понятие, как «условия торговли» {terms of trade, terms of sale), которое представляет собой соотно­шение индексов экспортных и импортных цен. Если экспорт­ные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассмат­риваются как благоприятные.

Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.