Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пластмассовые бамперы изготавли­вают из специальных материалов, погощающих энергию удара как, на­пример, из пористого полиуретана

Конструкции современных кузовов легковых автомобилей при всех их до­стоинствах имеют тот недостаток, что энергопоглощающие элементы корпу­са кузова являются чаще всего одно­временно деталями крепления агрега­тов и узлов шасси автомобиля. Даже незначительные повреждения кузова в этих местах влекут за собой снижение ходовых качеств, проявляющееся в ухудшении управляемости и устойчи­вости, в склонности к заносу и оп­рокидыванию, неравномерному из­носу шин, в повышении внешнего шума. Все это повышает требования к технологии ремонта аварийного ку­зова.

Безопасность при несчастном случае характеризуют факторы, облег­чающие положение водителя и пасса­жиров, которые уже попали в аварию. Эти факторы сводятся к противопо­жарным и медицинским требованиям.

Противопожарные требования оп­ределяют положение топливного бака по отношению к приборам электро­оборудования и выпускной системе двигателя.

Для оказания медицинской помощи должно быть предусмотрено место для аптечки, защищенное от солнца и лег­кодоступное даже при повреждении ку­зова. Кроме того, весьма целесообраз­но также предусмотреть место для стан­дартной карточки с группой крови водителя и его возможных пассажиров.

 

2. Типовые аварийные повреждения кузовов.

При эксплуатации автомобиля про­исходят повреждения кузова в резуль­тате столкновений. Это печальная, но, к сожалению, неизбежная действитель­ность. В связи с ростом плотности и скорости движения автомобилей число аварий на дорогах возрастает.

Анализ ДТП показывает, что прак­тически встречаются три вида столк­новений автомобиля: наезд на посто­янное препятствие, удар в другое дви­жущееся транспортное средство и опрокидывание. При всех видах столк­новений в большей или меньшей сте­пени расходуется кинетическая энер­гия автомобиля, которая зависит от его массы и квадрата скорости. Кине­тическая энергия движущегося автомо­биля, освобождаемая в процессе удара, определяется разницей скоростей до столкновения и после него.

Кроме того, энергия удара, вызы­вающая повреждение кузова, зависит от направления удара и замедления скорости автомобиля. Ориентировоч­но можно принять, что энергия удара, приводящая к повреждениям кузова, распределяется в следующих соотно­шениях: 100 % — при лобовом ударе в жесткое и неподвижное препятствие; 90 % — при лобовом столкновении с аналогичным автомобилем; 80 % —-в случае центрального бокового удара в аналогичный автомобиль; 60 % — при боковом ударе в переднюю часть авто­мобиля; 40 % — при боковом нецент­ральном ударе; 20 % — при ударе сзади аналогичным автомобилем.

Степень рассеяния энергии удара зависит от углового положения и воз­можности скольжения автомобиля от­носительно препятствия в момент столкновения. Наиболее опасна, безус­ловно, ситуация, когда рассеяние энер­гии незначительно, т. е. в случае лобо­вых или боковых центральных столк­новений. Вот почему последствия столкновений двух автомобилей, дви­жущихся в попутном направлении, всегда легче, чем автомобилей, движу­щихся навстречу друг другу. В послед­нем случае кинетическая энергия двух движущихся навстречу друг другу автомобилей складывается, что приво­дит к значительным усилиям и по­вреждениям кузова автомобиля. При таких столкновениях кузов автомоби­ля разрушается, особенно его передняячасть, а действующие при этом большие нагрузки в продольном, попереч­ном и вертикальном направлениях передаются всем близко расположен­ным деталям корпуса кузова и особен­но его силовым элементам.

Величина кинетической энергии автомобиля в момент удара уменьша­ется за очень короткое время и на не­большом расстоянии. Это обстоятель­ство вызывает возникновение очень больших ускорений, усилий, и, как следствие этого, остаточную деформа­цию кузова. Практически возникают силы, доходящие для легковых авто­мобилей свыше 400 кН и вызывающие остаточные деформации до 1200 mm.

Для автобусов и грузовых автомо­билей усилия при лобовых ударах могут увеличиваться в десятки раз. Для количественной оценки характера повреждений вследствие аварии автомобиля конструкция кузо­ва была условно разделена на зоны, представленные на рис. 1.4. Зоны I, III, V и VII относят к левой стороне кузова автомобиля, а четные зоны II, IV, VI и VIII — к правой стороне по ходу движения (рис. 1.4, а). Зоны I и II включают повреждения перед­ней части кузова до оси передней под­вески (панель, бампер, перед капота и крыльев). Повреждения, появляю­щиеся в передней части автомобиля, от оси передней подвески до средней стойки кузова относят к зонам III (слева) и IV (справа). От середины автомобиля до оси заднего моста рас­положены зоны V (слева) и VI (спра­ва). К зонам VII и VIII относят по­вреждения в задней части кузова (задняя панель, крышка багажника, бампер, задняя часть крыльев и др.).

На рис. 1.4, б представлены диа­граммы распределения числа повреж­дений кузовов автомобилей ГАЗ-3110 "Волга" в результате аварий. Наиболь­шим повреждениям подвергается пе­редняя (52—53 %) и задняя (32 %) части кузова. Повреждения левой сто­роны в средней части кузова зафикси­рованы у 10 % автомобилей, а с правой стороны—у 12—16%.

Повреждения кузова при различных видах столкновений автомобиля. Фрон­тальное столкновение автомобиля произошло в переднюю часть кузова в зоне левого переднего крыла, лонжерона и фары. Разрушительные повреждения нанесены панели перед­ка, крыльям, капоту, брызговикам, пе­редним лонжеронам, раме ветрового окна и крыши.


Рис. 1.5. Характер повреждений кузова при фронтальном ударе

Рис. 1.6. Характер повреждения кузова при ударе в переднюю левую часть под углом 40—45°


 

Кроме того, в момент удара проис­ходит невидимая деформация в перед­них, центральных и задних стойках с обеих сторон, в передней и задней левых дверях, в левом заднем крыле, и даже в задней панели багажника. На­правления распределения нагрузок и возможные изменения в геометрии си­ловых элементов каркаса кузова и его панелях указаны стрелками.

Удар нанесен в переднюю часть ку­зова автомобиля под углом 40—45°.

Разрушительные повреждения по­лучили передние крылья, капот, па­нель передка, брызговик, передние лонжероны. Восстановить базовые точки передней части кузова можно только правкой на стенде. При этом необходимо и восстановление разме­ров по проемам передних дверей и ко­ординат передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки пере­дались через передние двери на перед­ние и центральные стойки кузова и воздействовали сжимающими усилия­ми на порог и верхнюю часть бокови­ны кузова.

Удар произведен сбоку в переднюю часть кузова автомобиля в зоне сопря­жения передней панели с передней час­тью лонжерона и левого крыла. Разрушительные повреждения по­лучили оба передних крыла, панель пе­редка, брызговики, лонжероны, капот.

Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери. Сжимаю­щие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Стойки перед­ние и центральные при этом также по­лучили значительные силовые пере­грузки и имеют отклонения от своего первоначального положения.

Удар сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны. Значительно деформирова­ны левая передняя стойка, рама ветро­вого окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лон­жероны.

При таком соударении передок ку­зова автомобиля "ушел" влево, порог и верхняя часть правой боковины вос­приняли растягивающие нагрузки, центральные и задние стойки — сжимающие усилия, а брызговик правый "отошел" от передней стойки.

Осматривая автомобиль после ава­рии, наличие "скрытых" деформаций в силовых элементах кузова можно уста­новить: по наличию перекосов в лице­вых деталях; величинам выступаний одной детали относительно другой; по нарушениям зазоров в сопряжениях проемов с дверьми, капотом, крышкой багажника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | I. Теоретические основы формирования артикуляционной моторики у детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.